Судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Степанова П.В, судей Ермолаевой Л.П, Трапезниковой И.И, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Шевниной Светланы Николаевны, Байкалова Валентина Иосифовича на решение Кетовского районного суда Курганской области от 27 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 02 июля 2020 года, вынесенные по административному делу N2а-228/2020 по иску Шевниной Светланы Николаевны, Байкалова Валентина Иосифовича к Администрации Кетовского района Курганской области о признании незаконными действий, возложении обязанности, заслушав доклад судьи Ермолаевой Л.П, судебная коллегия по административным делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, УСТАНОВИЛА:
Шевнина С.Н, Байкалова В.И. обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации Кетовского района Курганской области о признании незаконными действий, выразившихся в отказе во включении поселения " "данные изъяты" Кетовского района" в состав Большечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области, возложении обязанности принять решение о включении указанного поселения в состав Болынечаусовского сельсовета Кетовского района Курганской области и перевести земельные участки из категории земель промышленности в категорию земель населенных пунктов.
В обоснование приводили доводы о том, что являются собственниками квартир N "данные изъяты" в двухквартирном доме N "данные изъяты" Кетовского района Курганской области. Используемые ими для эксплуатации жилого дома земельные участки с кадастровыми номерами "данные изъяты" относятся к категории промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, при этом вид разрешенного использования одного участка - для эксплуатации жилого дома, другого - для производственных целей. Земельные участки были образованы в результате раздела принадлежащего ОАО "КМЗ" земельного участка и в настоящее время не используются для целей промышленности. Назначение земельных участков не соответствует их категории, что препятствует им в оформлении прав на эти земельные участки, поскольку на землях промышленности не предусмотрено размещение жилых домов.
Решением Кетовского районного суда Курганской области от 27 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 02 июля 2020 года, в удовлетворении требований административных истцов отказано.
Не согласившись с принятым решением, Шевнина С.Н, Байкалов В.И. обратились с кассационной жалобой, поступившей в суд первой инстанции 20.11.2020 года, в которой просят отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на нарушение судами норм материального и процессуального права.
Подателя жалобы полагают ошибочным указание судов на то, что ими не оспаривается бездействие администрации в части не включения земельных участков в состав земель населенных пунктов.
Так же ошибочным полагают применение судами положений ст. 2 Закона Курганской области от 27.12.2007 N316 "Об административно-территориальном устройстве Курганской области", согласно которому одиночные дома и обслуживающие их строения не являются административно-территориальными единицами и относятся к тем населенным пунктам, с которыми они связаны в административном или территориальном отношении. Считают, что заявленные ими требования не находятся в противоречии с данной нормой закона. Ссылаясь на положение пункта 25 статьи 4.1 вводного закона к Градостроительному кодекса РФ указывают, что в силу названной нормы допускается включение в границы населенного пункта земельных участков, непосредственно не примыкающих к границам этого населенного пункта.
Так же полагают необоснованным вывод судов о том, что вопрос о включении земельных участков в состав земель населенного пункта относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления и не может быть оспорен в судебном порядке, т.к. оспариваемое бездействие нарушает их права на получение мер социального обеспечения и обслуживания по возрасту и медицинское обслуживание.
Участвующие в деле лица в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом.
На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (часть 3 статьи 328 Кодекса).
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебных решений, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Судами установлено, что Байкалова В.И. и Байкалов Ю.А. являются каждый собственниками по "данные изъяты" доли на квартиру N "данные изъяты" в том же доме в соответствии с решением Кетовского районного суда Курганской области от 6 июля 2015 г.
Согласно имеющимся в деле выпискам из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объекты недвижимости, квартира, принадлежащая Байкаловым, расположена на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, который имеет вид разрешенного использования - для производственных целей.
Шевниной С.Н, Шевнину И.А. и Шевнину М.А. принадлежит на праве общей совместной квартира N "данные изъяты" расположенная по "данные изъяты" Кетовского района Курганской области. Квартира, расположена на земельном участке с кадастровым номером "данные изъяты", площадью "данные изъяты" кв.м, который имеет вид разрешенного использования - для эксплуатации жилого дома.
Оба земельных участка относятся к категории земель земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения.
1 апреля 2019 г. административные истцы в составе группы других лиц обратились к Главе Кетовского района Курганской области с заявлением о рассмотрении предложений землепользователей о внесении в Генеральный план по территориальному планированию Боольшечаусовского сельсовета шести земельных участков, расположенных по адресу: Курганская область, Кетовский район, пос. Чистопрудный, "данные изъяты", а также предложений по изменениям, вносимым в Правила землепользования и застройки Большечаусовского сельсовета, и по переводу земель из одной категории в другую (где просили включить земельные участки в границы Большечаусовского сельсовета, пос. Чистопрудный).
19 апреля 2019 г. Главой Кетовского района Архиповым А.А. административным истцам дан ответ о том, что их обращение рассмотрено, в соответствии с Правилами землепользования и застройки Болыпечаусовского сельсовета, утвержденными решением Болыпечаусовской сельской Думы от 20 мая 2014 г. N 256, территориальная зона, в которой находятся испрашиваемые земельные участки, не подразумевает их предоставление для целей, связанных с размещением жилых домов, и что при разработке Генерального плана и Правил землепользования и застройки Большечаусовского сельсовета будет более детально разработано зонирование с учетом действующего законодательства.
13 сентября 2019 г. административные истцы обратились с заявлением к Губернатору Курганской области о решении вопроса по включению поселения в границы Большечаусовского сельсовета с целью обеспечения их поселения мерами социальной поддержки.
1 октября 2019 г. указанное заявление Департаментом имущественных и земельных отношений Курганской области перенаправлено в Администрацию Кетовского района Курганской области с просьбой привести документы территориального планирования Большечаусовского сельсовета в соответствие с фактическим использованием земельных участков, включить земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества, принадлежащие административным истцам, в границы населенного пункта пос. Чистопрудный Большечаусовского сельсовета с официально утвержденным адресом: Курганская область, Кетовский район, "данные изъяты"
Письмом и.о. Главы Кетовского района "данные изъяты" от 25 октября 2019 г. заявителям сообщено о рассмотрении их вопроса и выявлении ряда обстоятельств, не позволивших предоставить им испрашиваемые земельные участки, а именно:
- категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, не предполагает размещение жилых домов;
- территориальная зона Рн-1 (территории домов отдыха, турбаз) не содержит в себе возможности расположения жилых домов, предназначенных для проживания граждан;
- образование отдельной административно-территориальной единицы - населенного пункта на территории испрашиваемых земельных участков в количестве 3 домов нецелесообразно и экономически губительно для муниципального образования Большечаусовского сельсовета ввиду значительной удаленности от существующих населенных пунктов и отсутствия дальнейшей перспективы его развития, так как эти земельные участки заблокированы землями сельскохозяйственного и промышленного назначения;
- согласно статье 1 Закона Курганской области от 27 декабря 2007 г. N 316 "Об административно-территориальном устройстве Курганской области" граница населенного пункта не предусматривает многоконтурное очертание;
- испрашиваемые земельные участки расположены в 29 метрах от птицеводческой фермы, и попадают в её санитарно-защитную зону, которая должна быть не менее 300 м.
Разрешая настоящий спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований суды обоснованно руководствовались следующим.
Статьей 7 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: земли населенных пунктов; земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения (далее - земли промышленности и иного специального назначения) (подпункты 2 и 3 пункта 1).
Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации землями промышленности и иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности:, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (подпункт 4 пункта 1 статьи 8 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 84 Земельного кодекса Российской Федерации установлением или изменением границ населенных пунктов является: 1) утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования; 2) утверждение или изменение схемы территориального планирования муниципального района, отображающей границы сельских населенных пунктов, расположенных за пределами границ поселений (на межселенных территориях).
Пунктом 20 части 1 статья 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" утверждение генеральных планов поселения, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов поселения документации по планировке территории, отнесено к компетенции органов местного самоуправления городского, сельского поселения.
Подготовка и утверждение проекта генерального плана поселения, генерального плана городского округа осуществляется в соответствии с требованиями статей 9, 23-25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, с учетом региональных и местных нормативов градостроительного проектирования, результатов публичных слушаний по проекту генерального плана, а также предложений заинтересованных лиц.
Согласно части 3 статьи 28 Градостроительного кодекса Российской Федерации общественные обсуждения или публичные слушания по проектам генеральных планов поселений, генеральных планов городских округов и по проектам, предусматривающим внесение изменений в генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов (далее в настоящей статье - общественные обсуждения или публичные слушания), проводятся в каждом населенном пункте муниципального образования, за исключением случаев, установленных частью 3.1 настоящей статьи.
Решение о подготовке проекта генерального плана, а также решения о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений принимаются соответственно главой местной администрации поселения, главой местной администрации городского округа (часть 2 статьи 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Частью 16 статьи 24 названного Кодекса определено, что органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, заинтересованные физические и юридические лица вправе обращаться к главе местной администрации поселения, главе местной администрации городского округа с предложениями о внесении изменений в генеральный план.
В силу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания действий и решений административного органа или должностного лица незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судами установлено, что требований об оспаривании бездействия администрации по не рассмотрению вопроса о подготовке предложений о внесении изменений в Генеральный план поселения административными истцами не заявлено.
Требование административных истцов о признании незаконными действий, выразившихся в отказе во включении поселения в состав Большечаусовского сельсовета, по существу сводятся к требованию об изменении в судебном порядке категории земель и включении земельных участков в состав земель населенного пункта.
При таких обстоятельствах суды обоснованно указали, что установление и изменение границ населенного пункта не может быть произведено в судебном порядке, без соблюдения специальной процедуры, установленной нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации, осуществление которой находится в компетенции органа местного самоуправления.
Выводы судов, изложенные в обжалованных судебных актах, соответствуют обстоятельствам административного дела. Нарушения норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции и апелляционное определение судебной коллегии, подлежат оставлению без изменения, так как предусмотренные статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основания для их отмены или изменения в кассационном порядке в настоящем случае отсутствуют.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кетовского районного суда Курганской области от 27 февраля 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Курганского областного суда от 02 июля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Шевниной Светланы Николаевны, Байкалова Валентина Иосифовича - без удовлетворения.
Принятые по настоящему делу судебные акты могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня принятия апелляционного определения, за вычетом срока рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 20.01.2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.