Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Козиной Н.М, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-1868/2020 по иску Цыбаковой Ирины Юрьевны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска о признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости
по кассационной жалобе Цыбаковой Ирины Юрьевны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 15 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н, выслушав Цыбакову И.Ю, поддержавшую доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Цыбакова И.Ю. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска об отмене решения от 18 сентября 2019 года N 714088/2019, возложении обязанности назначить и выплачивать досрочную страховую пенсию по старости с 20 сентября 2019 года.
В обоснование заявленных требований указала, что 28 августа 2019 года обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" как мать ребенка - инвалида с детства. В назначении пенсии ей отказано по причине не достижения возраста, с которого у нее наступает право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку она не утратила статуса государственного служащего. Согласно решению об отказе в назначении пенсии право на пенсию она будет иметь по достижении возраста 51 года 06 месяцев. С вынесенным решением не согласна, так как приобрела право на досрочную пенсию как мать ребенка-инвалида, а не как государственный служащий. Кроме того, пункт 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не содержит каких-либо ограничений для родителей, находящихся на государственной службе.
Решением Ленинского районного суда г. Челябинска от 28 мая 2020 года исковые требования Цыбаковой И.Ю. удовлетворены. Признано незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска от 18 сентября 2019 года N 714088/2019 об отказе в назначении Цыбаковой И.Ю. досрочной страховой пенсии по старости, возложена обязанность назначить указанную пенсию с 20 сентября 2019 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 15 сентября 2020 года решение Ленинского районного суда г. Челябинска от 28 мая 2020 года отменено и принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Цыбаковой И.Ю. отказано.
В кассационной жалобе Цыбакова И.Ю. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 15 сентября 2020 года, как незаконного.
В доводах кассационной жалобы указывает, что досрочная пенсия по пункту 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" назначается одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет; мужчинам, достигшим возраста 55 лет, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. Часть 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" содержит общие основания для назначения пенсии лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, на постоянной основе муниципальные должности. Полагает, что у суда не имелось оснований для применения пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" во взаимосвязи с частью 1.1 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание кассационной инстанции не явились, извещены надлежаще. Судебная коллегия в соответствии с частью 3 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
На основании части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения относительно кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, одному из родителей инвалидов с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет, величину индивидуального пенсионного коэффициента не менее 13, 8.
Судами установлено, что Цыбакова И.Ю, "данные изъяты" года рождения, является матерью ребенка - инвалида с детства, "данные изъяты" года рождения.
28 августа 2019 года Цыбакова И.Ю. обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленинском районе г. Челябинска с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", как матери инвалида с детства, воспитавшей его до "данные изъяты" лет.
На момент обращения за назначение пенсии Цыбакова И.Ю. работала в должности начальника общего отдела административно-контрольного управления Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области (Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области).
Решением пенсионного органа от 18 сентября 2019 года N 714088/2019 Цыбаковой И.Ю. в назначении пенсии отказано по причине не достижения возраста, с которого у нее наступает право на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку она не утратила статуса государственного служащего.
Согласно указанному решению продолжительность страхового страха Цыбаковой И.Ю. оставляет 26 лет 02 месяца 08 дней, величина индивидуального пенсионного коэффициента - 92, 403, право на страховую пенсию у истца наступит по достижении возраста 51 год 06 месяцев.
Не согласившись с принятым решением, Цыбакова И.Ю. обратилась в суд.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что поскольку на момент обращения Цыбаковой И.Ю. с заявлением о назначении страховой пенсии по старости родителю (опекуну) инвалида с детства, ее страховой стаж составлял более 15 лет, она родила и воспитывала ребенка-инвалида до "данные изъяты"-летнего возраста, то у нее возникло право на назначение досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по достижении возраста 50 лет, то есть с 20 сентября 2019 года.
Проверяя законность принятого решения и отменяя состоявшееся судебное постановление, суд апелляционной инстанции на основании статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категория граждан", приложения N 5 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" пришел к выводу о том, что дата назначения досрочной страховой пенсии Цыбаковой И.Ю, при том, что она замещает на постоянной основе должность государственной службы, должна определяться с учетом приложения N 5 к названному Федеральному закону и увеличивается на 18 месяцев. Поскольку на момент обращения истцом не соблюдено требование о возрасте назначения досрочной страховой пенсии, у суда первой инстанции отсутствовали основания для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу о том, что, вопреки доводам кассационной жалобы, при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции не было допущено неправильное применение норм материального или нарушение норм процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и приведенному ниже правовому регулированию.
С 01 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 23 мая 2016 года N 143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан", которым статья 8 дополнена частью 1.1, устанавливающей, что лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации и замещаемые на постоянной основе государственные должности субъектов Российской Федерации, замещаемые на постоянной основе муниципальные должности, должности государственной гражданской службы Российской Федерации и должности муниципальной службы, страховая пенсия по старости назначается по достижении ими в соответствующем году возраста, указанного в Приложении 5 к настоящему Федеральному закону.
Данным Законом установлено поэтапное увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости в период замещения государственных (муниципальных) должностей и должностей государственной гражданской (муниципальной) службы: мужчинам возраст увеличен поэтапно, в зависимости от года, в котором наступает право на назначение пенсии в соответствии с частью 1 статьи 8 и статей 30 - 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", до 5 лет, женщинам до 8 лет, при этом не имеет значение имел гражданин право на страховую пенсию по старости на общих основаниях (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) или со снижением общеустановленного возраста.
Таким образом, часть 1.1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусматривает увеличение пенсионного возраста для всех лиц без исключения, замещающим на постоянной основе государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, на 6 месяцев ежегодно, начиная с 01 января 2017 года до 2032 года, независимо от того на каком основании назначается страховая пенсия по старости.
В соответствии с приложением N 5 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" возраст, по достижении которого назначается страховая пенсия по старости в период замещения государственных должностей, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской и муниципальной службы, определяется в соответствии с частями 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 настоящего Федерального закона плюс 6 месяцев, если гражданин приобретает право на назначении пенсии в 2017 году, плюс 1 год - в 2018 году, в 2019 году - не ранее чем через 1 год и 6 месяцев и т.д.
Увеличение пенсионного возраста на соответствующее количество месяцев зависит от года, в котором гражданин приобретает право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с частью 1 статьи 8 и статьями 30 - 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Поскольку истец на день обращения за назначением досрочной страховой пенсии по старости замещала должность государственного гражданского служащего, суд апелляционной инстанции обоснованно отклонил доводы Цыбаковой И.Ю, указав, что её требования противоречат Федеральному закону от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в 2019 году возраст выхода на пенсию для лиц, замещающих указанные должности, увеличен на 18 месяцев.
Судебная коллегия находит, что обжалуемый судебный акт соответствуют установленным обстоятельствам дела и приведенным в них нормам материального права, оснований не согласится, с указанными выводами суда апелляционной инстанции не имеется. Доводы кассационной жалобы основаны на неверном понимании норм права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы в силу статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного постановления, принятого по данному делу. В силу статей 67, 327.1 названного Кодекса установление обстоятельств по делу и оценка доказательств относится к компетенции суда первой и апелляционной инстанций. Суд кассационной инстанции не наделен правом оценивать представленные сторонами доказательства.
Отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке допустимы лишь в случае, если без устранения судебной ошибки, имевшей место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявшей на исход дела, невозможно восстановление и защита существенно нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защищаемых законом публичных интересов. Указаний на судебную ошибку кассационная жалоба не содержит.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного постановления, поскольку нарушений судом норм материального или процессуального права по доводам кассационной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 15 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Цыбаковой Ирины Юрьевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.