Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего Родиной А.К.
Судей Сапрыкиной Н.И, Храмцовой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело N2-761/2019 по иску прокурора Пуровского района в интересах неопределенного круга лиц к акционерному обществу "Ямалкоммунэнерго" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, по кассационной жалобе акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" на решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало- Ненецкого автономного округа от 14 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Сапрыкиной Н.И. о принятых по делу судебных актах, доводах кассационной жалобы, пояснения представителя акционерного общества "Ямалкоммунэнерго", действующего на основании доверенности Ахмедова Э. Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы и настаивавшего на ее удовлетворении, прокурора Тепловой М.Н. просившей в удовлетворении кассационной жалобы отказать, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Пуровского района Ямало-Ненецкого автономного округа в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к акционерному обществу "Ямалкоммунэнерго" (далее АО "Ямалкоммунэнерго) - филиал в Пуровском районе "Тепло" о признании незаконным бездействия, возложении обязанности обеспечить в наличии на котельных неснижаемого запаса топлива.
В обоснование иска указал, что АО "Ямалкоммунэнерго" является коммерческой организацией, осуществляющей в целях извлечения прибыли деятельность по производству и передаче тепловой энергии. На основании Концессионного соглашения от 29 июля 2019 года в отношении системы коммунальной инфраструктуры (объекты теплоснабжения, тепловые сети, отдельные объекты таких систем), находящиеся в собственности муниципального образования Пуровский район котельные, расположенные на территории г..Тарко-Сале, п.Пуровска, п.Пурпе, и п.г.т.Уренгой, находятся в эксплуатации филиала АО "Ямалкоммунэнерго" в Пуровском районе "Тепло". В ходе проведения проверки в отношении ответчика были выявлены нарушения требований законодательства о подготовке к осенне- зимнему отопительному периоду 2019-2020 г..г, выразившиеся в том, что по состоянию на 08 октября 2019 года филиалом АО "Ямалкоммунэнерго" в Пуровском районе "Тепло" фактически обеспечено наличие запасов дизельного топлива в г..Тарко-Сале в объеме 264, 55 тонн, в п. Пуровске - в объеме 30, 45 тонн дизельного топлива, в п. Пурпе - в объеме 79, 47 тонн, в п.г.т. Уренгой - в объеме 101, 38 тонн, что создает угрозу обеспечения бесперебойного, безаварийного и надежного теплоснабжения потребителей, а также препятствует надлежащей технической эксплуатации тепловых энергоустановок. Руководствуясь требованиями Федерального закона от 27 июля 2020 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", приказа Минэнерго России от 24 марта 2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок", ст. 27 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 45 Гражданского- процессуального кодекса Российской Федерации, просил суд с учетом уточнений признать незаконным бездействие АО "Ямалкоммунэнерго" по обеспечению котельных, расположенных в границах муниципальных образований: г..Тарко-Сале, Пуровское, н. Пурпе, п.г.т.
Уренгой топлива в объеме не менее предусмотренного Нормативами на осенне-зимний отопительный период 2019-2020 г..г, утвержденными приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно- коммунального комплекса ЯНАО от 23 мая 2019 года N 7-н, а также возложить на АО "Ямадкоммунэнерго" обязанность обеспечить в наличии на котельных неснижаемого запаса топлива в соответствии с требованиями Нормативов, обратить решение к немедленному исполнению.
Решением Пуровского районного суда Ямапо-Неиеахого автономного округа от 17 декабря 2019 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 сентября 2020 года, исковые требования прокурора Пуровского района в интересах неопределенного круга лиц к АО "Ямалкоммунэнерго" удовлетворены. Признано незаконным бездействие АО "Ямалкоммунэнерго" по обеспечению котельных, расположенных в границах муниципальных образований: г. Тарко-Сале, Пуровское, п. Пурпе, п. Уренгой, неснижаемым запасом топлива в объеме не менее предусмотренного Нормативами запасов топлива на осенне-зимний отопительный период 2019-2020 г.г, утвержденными приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 23 мая 2019 года N 7-н. На АО "Ямалкоммунэнерго" возложена обязанность обеспечить в наличии на котельных неснижаемого запаса топлива в соответствии с требованиями Нормативов запасов топлива на осенне-зимний отопительный период 2019-2020 г.г, утвержденных приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 23 мая 2019 года N 7-н, а именно: котельные в г. Тарко-Сале - в объеме не менее 590 тонн дизельного топлива, котельные в п. Пуровск - не менее 90 тонн дизельного топлива, котельные в п. Пурпе - не менее 240 тонн дизельного топлива, котельные в п.г.т. Уренгой - не менее 310 тонн дизельного топлива. Судом постановлено, что решение суда в указанной части обратить к немедленному исполнению. С АО "Ямалкоммунэнерго" взыскана государственная пошлина в бюджет Пуровского района в размере 6 000 руб.
В кассационной жалобе филиал АО "Ямалкоммунэнерг" в Пуровском районе "Тепло" просит об отмене судебных актов. В обоснование жалобы указано, что в решении суда первой инстанции не указаны основания для немедленного исполнения судебного акта, отсутствуют ссылки на наличие особых обстоятельств, которые при промедлении исполнения решения суда могли бы повлечь причинение значительного ущерба или невозможность исполнения решения, не указано каким образом необходимо исполнить решение суда в части обеспечения в наличии котельных запасов топлива в соответствии с требованиями Нормативов, с учетом северного завоза и с учетом отсутствия емкостей для хранения топлива. Полагают, что судами не приняты во внимание доводы о том, что незамедлительное исполнение решения невозможно, поскольку в условиях Крайнего Севера такой объем дизельного топлива- 1230 тонн - можно завести только в навигационный период морского транспорта, который начнётся только в июне и продлится до конца сентября, в зимний период завести такое количество топлива автомобильным и железнодорожным транспортом невозможно. Приводят доводы о надлежащей организации надежного теплоснабжения потребителей на территории Пуровского района в соответствии с действующим профильным законодательством в отопительный период 2019- 2020 г..г, ссылаясь на обязанность органов местного самоуправления Пуровского района по обеспечению возможности хранения в наличии топлива на осенне-зимний отопительный период 2019-2020 г..г, утвержденных приказом департамента от 23 мая 2019 года N7-н. Считают, что судами не принят во внимание довод ответчика о том, что муниципальное образование Пуровского района готово и допущено к отопительному периоду Северо-Уральским управлением Федеральной службы по экологическому, технологическому и автономному надзору.
Обращают внимание, что приказ Департамента об утверждении нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии на период 2019-2020 годов от 23 мая 2019 года N 7-8 утратил силу в связи с изданием нового приказа об утверждении нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии на период 2020-2021 годов N 17-Н, в связи с чем считает, что решение суда в части обеспечения в наличии на котельных запасов топлива в соответствии с нормативами, установленными утратившим силу документом, не представляется возможным.
Представитель Администрации Пуровского района муниципального округа Пуровский район, Жолобов Е.О. представил отзыв на кассационную жалобу в котором указал на обоснованность принятых по делу судебных актов.
Иные, участвующие в деле лица, в судебное заседание не явились, надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. Ходатайств об отложении судебного разбирательства от неявившихся участников не поступило, в связи с чем, судебная коллегия, в соответствии с ч. 3 ст. 167, ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, находит возможным рассмотреть дело в отсутствие иных участников процесса.
Согласно ст.379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке, предусмотренном ст. 379.5, 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно п.1 ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении (далее - Закон о теплоснабжении) одним из общих принципов организации отношений в сфере теплоснабжения является обеспечение надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов.
Эксплуатация оборудования топливного хозяйства должна обеспечивать своевременную, бесперебойную подготовку и подачу топлива в котельную. Должен обеспечиваться запас основного и резервного топлива в соответствии с нормативами (п. 4.1.1, п. 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго России от 24 марта 2003 года N 115).
Организации, эксплуатирующие газовое оборудование на тепловых электростанциях и источниках тепловой энергии, для которых проектом газоснабжения предусматривается сооружение резервного топливного хозяйства, обязаны обеспечивать готовность резервных топливных хозяйств и оборудования к работе на резервном топливе, а также создавать запасы топлива для тепловых электростанций и источников тепловой энергии в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере электроэнергетики и теплоснабжения (п. 49 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 мая 2002 года N 317).
Как указано в п. 2 Порядка определения нормативов запаса топлива на источниках тепловой энергии (за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), утвержденного приказом Минэнерго России от 10 августа 2012 года N 377, норматив запасов топлива на котельных рассчитывается как запас основного и резервного видов топлива и определяется по сумме объемов неснижаемого нормативного запаса топлива и нормативного эксплуатационного запаса топлива; рассчитывается один раз в три года и восстанавливается в утвержденном размере после ликвидации последствий аварийных ситуаций (п.п. 6, 9 Порядка).
Для котельных, работающих на газе, нормативы запаса топлива устанавливаются по резервному топливу (п. 10 Порядка), при этом расчет нормативов запаса топлива производится ежегодно для каждой котельной, сжигающей или имеющей в качестве резервного твердое или жидкое топливо (уголь, мазут, торф, дизельное топливо) - пп. "ж" п. 12 Порядка.
Определение нормативов осуществляется на основании следующих данных: данные о фактическом основном и резервном топливе, его характеристика и структура на 1 октября последнего отчетного года; способы и время доставки топлива; данные о вместимости складов для твердого топлива и объеме емкостей для жидкого топлива; показатели среднесуточного расхода топлива в наиболее холодное расчетное время года предшествующих периодов; технологическая схема и состав оборудования, обеспечивающие работу котельных в режиме "выживания"; перечень неотключаемых внешних потребителей тепловой энергии; расчетная тепловая нагрузка внешних потребителей (не учитывается тепловая нагрузка котельных, которая по условиям тепловых сетей может быть временно передана на другие электростанции и котельные); расчет минимально необходимой тепловой нагрузки для собственных нужд котельных; обоснование принимаемых коэффициентов для определения нормативов запасов топлива на котельных; размер общего нормативного запаса топлива с разбивкой на неснижаемый нормативный запас топлива и нормативный эксплуатационный запас топлива, утвержденный на предшествующий планируемому год; фактическое использование топлива из общего нормативного запаса топлива с выделением нормативного эксплуатационного запаса топлива за последний отчетный год (п.п. 14 - 16 Порядка).
Количество суток, на которые рассчитывается неснижаемый нормативный запас топлива определяется в зависимости от вида топлива и способа его доставки. В частности для жидкого топлива, доставляемого железнодорожным транспортом он равен 10 суток, а для жидкого топлива, доставляемого автотранспортом он равен 5 суткам (п. 20 Порядка).
Согласно п. 22 Порядка, для организаций, эксплуатирующих отопительные (производственно-отопительные) котельные на газовом топливе с резервным топливом, в состав нормативного эксплуатационного запаса топлива дополнительно включается количество резервного топлива, необходимое для замещения газового топлива в периоды сокращения его подачи газоснабжающими организациями.
На основании п.п. "а", п. 2.6.13 Постановления Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 "Об утверждении правил и норм технической эксплуатации жилого фонда", в летний период должен быть осуществлен завоз топлива: твердого - в расчете 70% потребности в отопительном сезоне, жидкого - по наличию складов, но не менее среднемесячного запаса.
В соответствии со ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере теплоснабжения относится, в том числе, утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
Пунктом 4 ч.1 ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ, статьей 6 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ на органы местного самоуправления возложена обязанность организации теплоснабжения в границах поселения, в том числе в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательства.
В целях реализации указанных обязанностей органам местного самоуправления в силу п. 4 ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 20 Закона о теплоснабжении, пункта 2.6.3 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, предоставлены полномочия по контролю за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду, контролю за ходом работ по подготовке к зиме.
В свою очередь обязанность обеспечения безаварийной работы объектов теплоснабжения, надежного теплоснабжения потребителей и своевременного создания нормативных запасов топлива ч. 5 ст. 20 Закона о теплоснабжении, п. 4.1.1 и 11.9 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 24 марта 2003 года N 115, возложена на теплоснабжающие организации.
Согласно абз. 1 п. 5 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354, если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия. Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1 (подпункт "в" пункта 3 названных правил предоставления коммунальных услуг).
Судами установлено и следует из материалов дела, что ответчик АО "Ямалкоммунэнерго" согласно Уставу, выписке из ЕГРЮЛ является коммерческой организацией, осуществляющей в целях извлечения прибыли на ее основе социально-экономических интересов акционеров деятельность по производству и передаче тепловой энергии. Основным видом деятельности Общества является производство, передача распределение пара и горячей воды, кондиционирование воздуха, обеспечение работоспособности котельных. На территории Пуровского района осуществляет свою деятельность филиал АО "Ямалкоммунэнерго" в Пуровском районе "Тепло". АО "Ямалкоммунэнерго" является гарантирующим поставщиком, осуществляющего теплоснабжение на территории муниципального образования Пуровский район. По муниципальным тепловым сетям филиал АО "Ямалкоммунэнерго" в Пуровском районе "Тепло" транспортирует тепловую энергию и теплоноситель в дома жителей г. Тарко-Сале, п. Пуровска, п. Пурпе, п.г.т. Уренгой, для отопления и подогрева горячей воды, а также на объекты социального назначения, образования, здравоохранения, предприятиям и организациям на территории названных населенных пунктов.
29 июля 2019 года между муниципальным образованием Пуровский район в лице администрации муниципального образования Пуровский район, МУП "Пуровские коммунальные системы", АО "Ямалкоммунэнерго" и Ямало-Ненецким автономным округом в лице Губернатора ЯНАО, в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 года N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" заключено концессионное соглашение на создание, реконструкцию, модернизацию и последующую эксплуатацию системы коммунальной инфраструктуры, а именно объектов теплоснабжения, тепловых сетей, отдельных объектов таких систем, предназначенных для производства и передачи тепловой энергии и теплоносителя. В рамках указанного концессионного соглашения ответчику АО "Ямалкоммунэнерго" переданы в эксплуатацию, в том числе: в г. Тарко-Сале - котельные N 1, N 4, N 6; в п. Пуровск - котельные N1, N. 2, N 3; в п. Пурпе - котельные N1, N 2, N 4, N 5, N 9; в п.г.т Уренгой - котельные N2, N3 Указанные котельные работают на газовом оборудовании, альтернативным источником топлива для них является дизельное топливо.
Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно- коммунального комплекса ЯНАО от 23 мая 2019 года N 7-н филиалу в отношении каждого поселения утвержден Норматив запасов топлива на осенне-зимний отопительный период 2019-2020 г.г, который не оспорен, является действующим и обязателен к применению. Так, по состоянию на октябрь 2019 года общий нормативный запас топлива является равным неснижаемому нормативному запасу топлива, и должен быть обеспечен в г. Тарко-Сале в объеме, не менее 590 тонн дизельного топлива, в п. Пуровске - в объеме, не менее 90 тонн дизельного топлива, в н. Пурпе - в объеме, не менее 240 тонн дизельного топлива, в п.г.т. Уренгой - в объеме, не менее 310 тонн дизельного топлива.
В ходе проведенной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение требований закона, несмотря на начавшийся осенне-зимний отопительный период, по состоянию на 08 октября 2019 года филиалом АО "Ямалкоммунэнерго" в Пуровском районе "Тепло" фактически обеспечено наличие запасов дизельного топлива в г. Тарко-Сале в объеме 264, 55 тонн, в п. Пуровске - в объеме 30, 45 тонн дизельного топлива, в п. Пурпе - в объеме 79, 47 тонн, в п.г.т. Уренгой - в объеме 101, 38 тонн, что создает угрозу обеспечения бесперебойного, безаварийного и надежного теплоснабжения потребителей, а также препятствует надлежащей технической эксплуатации тепловых энергоустановок. Приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 23 мая 2019 года N 7-н утверждены Нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, на отопительный период 2019-2020 г.г. для филиала АО "Ямалкоммунэнерго" в Пуровском районе "Тепло".
На период с октября 2019 года по июнь 2020 года общий нормативный запас топлива является равным-неснижаемому нормативному запасу топлива, и должен быть обеспечен в г. Тарко-Сале в объеме, не менее 590 тонн дизельного топлива, в п. Пуровске - в объеме, не менее 90 тонн дизельного топлива, в п. Пурпе - в объеме, не менее 240 тонн дизельного топлива, в п.г.т. Уренгой - в объеме, не менее 310 тонн дизельного топлива.
Ссылаясь на данное незаконное бездействие ответчика, выразившееся в непринятии мер по обеспечению по обеспечению котельных, расположенных в границах муниципальных образований: г. Тарко-Сале, Пуровское, п. Пурпе, п.г.т.Уренгой, неснижаемым запасом топлива в объеме не менее предусмотренного Нормативами запасов топлива на осенне-зимний отопительный период 2019-2020 г.г, утвержденными приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 23 мая 2019 года N 7-н, прокурор обратился в суд с иском о возложении на АО "Ямалкоммунэнерго" обязанность обеспечить в наличии на котельных неснижаемого запаса топлива в соответствии с требованиями Нормативов, указывая, что данные нарушения ущемляют права и законные интересы граждан на надлежащее теплоснабжение.
Разрешая заявленные прокурором требования, суд первой инстанции, проанализировав положения Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 года N 170, Порядка определения нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, утвержденного приказом Минэнерго РФ от 10 августа 2012 года N 377, пришел к выводу о наличии у ответчика обязанности создать неснижаемый нормативный запас топлива для обеспечения бесперебойной работы котельных в соответствии с требованиями Нормативов запасов топлива на осенне-зимний отопительный период 2019-2020 г.г, утвержденных приказом Департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 23 мая 2019 года N 7-н, а именно: котельные в г. Тарко-Сале - в объеме не менее 590 тонн дизельного топлива, котельные в п. Пуровск - не менее 90 тонн дизельного топлива, котельные в п. Пурпе - не менее 240 тонн дизельного топлива, котельные в п.г.т. Уренгой - не менее 310 тонн дизельного топлива.
Проверяя законность вынесенного решения, суд апелляционной инстанции с данными выводами согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов основанными на правильном применении норм материального права.
В силу ст.210 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.
Согласно ст.211 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации немедленному исполнению подлежит судебный приказ или решение суда о взыскании алиментов, выплате работнику заработной платы в течение трех месяцев, восстановлении на работе, включении гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума.
Положения ч.1 ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривают, что суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. При допущении немедленного исполнения решения суд может потребовать от истца обеспечения поворота его исполнения на случай отмены решения суда. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
В п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" разъяснено, что обращение решения к немедленному исполнению по основаниям, указанным в ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, возможно только по просьбе истца. В таких случаях выводы суда о необходимости обращения решения к немедленному исполнению должны быть обоснованы достоверными и достаточными данными о наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу для взыскателя или невозможности его исполнения.
Обращая по заявлению истца к немедленному исполнению решение суда, суд первой инстанции исходил из просьбы об обращении решения суда к немедленному исполнению, которая содержалась в заявлении об уточнении иска прокурора от 02 декабря 2019 года и которая была мотивирована наличием особых обстоятельств, которые при промедлении исполнения решения суда могли бы повлечь причинение значительного ущерба.
Проверяя доводы кассатора об отсутствии оснований для немедленного исполнения решения суда суд апелляционной инстанции в судебном акте привел толкование норм материального права (ст.ст. 211, 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении", Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 69 -ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" во взаимосвязи с Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении") и правомерно указал, что немедленное исполнение решения суда направлено на предотвращение нарушения режима теплоснабжения и введения режима чрезвычайной ситуации в поселениях, расположенных в районе Крайнего Севера.
Указанные выводы соответствуют нормам действующего законодательства и фактическим обстоятельствам дела, в связи с чем, нарушений требований ст.212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебной коллегией не усматривается.
Изложенные в кассационной жалобе возражения относительно оценки обстоятельств, которые суд, в соответствии со ст. 212 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, счел основанием для обращения решения к немедленному исполнению, не ставят под сомнение правильность решения суда в этой части, оснований не согласиться с выводом о необходимости приведения решения к немедленному исполнению судебная коллегия не находит.
Подлежат отклонению как не состоятельные и доводы кассационной жалобы об отсутствии необходимых емкостей. Как обоснованно указал суд апелляционной инстанции АО "Ямалкоммунэнерго", является как гарантирующим поставщиком, осуществляющим теплоснабжение на территории МО Пуровский район, так и фактическим владельцем (владельцем-держателем) в силу концессионного соглашения от 29 июля 2019 года котельных, переданных в эксплуатацию, в г. Тарко-Сале - котельные N1, N4, N6; в п. Пуровск - котельные N1, N 2, N. 3; в п. Пурпе - котельные N1, N 2, N4, N5, N9; в п.г.т Уренгой - котельные N2, N3, которые предусматривают в качестве резервного вида топлива ? дизельное топливо. При этом, в силу своего правового положения, общество не ограничено в праве выбора способа обеспечения хранения необходимого объема топлива, посредством заключения, в порядке ст.421 Гражданского кодекса Российской Федерации, договоров аренды необходимого емкостного парка, об ответственном хранении запаса топлива требуемого объема, а также других договоров, направленных на качественное исполнение возложенных на него обязанностей по обеспечению резервным топливом. При этом следует учесть, что АО "Ямаякоммунэнерго", вступая в договорные отношения и осуществляя в целях извлечения прибыли на ее основе социально-экономических интересов акционеров деятельность по производству и передаче тепловой энергии, не могло исключать вероятность наступления любых хозяйственных рисков, в том числе связанных с обеспечением хранения необходимого объема топлива и должно было предвидеть возможность их наступления.
Доказательств невозможности размещения на территории Пуровского района резервного топлива, в том числе, емкостей материалы дела не содержат.
Не влекут отмены судебных актов и доводы о надлежащей организации надежного теплоснабжения потребителей на территории Пуровского района в соответствии с действующим профильным законодательством в отопительный период 2019- 2020 г.г, со ссылкой на обязанность органов местного самоуправления Пуровского района по обеспечению возможности хранения в наличии топлива на осенне-зимний отопительный период 2019-2020 г.г, утвержденных приказом департамента от 23 мая 2019 года N7-н и ссылка ответчика на допуск Северо-Уральским управлением Ростехнадзора всех поселений муниципального образования Пуровский района по готовности к прохождению отопительного сезона на 2019-2020 г.г, в рамках возникшей обязанности по обеспечению котельных неснижаемым запасом топлива в объеме, меньшим, чем предусмотрено приказом департамента тарифной политики, энергетики и жилищно-коммунального комплекса ЯНАО от 23 мая 2019 года N7-н, поскольку данные обстоятельства основанием для освобождения общества от возложенной на него судом обязанности не являются.
Подлежат отклонению как несостоятельные и ссылки кассатора на то, что приказ Департамента об утверждении нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии на период 2019-2020 годов от 23 мая 2019 года N 7-8 утратил силу, в связи с изданием нового приказа об утверждении нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии на период 2020-2021 годов N 17-Н, который вступил в силу 14 сентября 2020 года, поскольку данный приказ принят после рассмотрения спора по существу.
Доводы ответчика о наличии правовых оснований для возложения на администрацию Пуровского района обязанности по осуществлению обеспечения наличия в котельных запаса топлива в соответствии с требованиями Нормативов запаса топлива на осенне-зимний период 2019-2020 г.г. являлись предметом оценки суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены. В дополнительной проверки суда кассационной инстанции данные доводы не нуждаются.
Таким образом, выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
Руководствуясь ст.ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пуровского районного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 17 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ямало- Ненецкого автономного округа от 14 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу акционерного общества "Ямалкоммунэнерго" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.