Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Козиной Н.М, Хасановой В.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-1081/2020 по иску Моисеевой Татьяны Николаевны к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа ? Югры об оспаривании отказа в присвоении звания "Ветеран труда", возложении обязанности по присвоению звания "Ветеран труда", по кассационной жалобе Моисеевой Татьяны Николаевны на решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Козиной Н.М. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Моисеева Т.Н. обратилась в суд с иском к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа ? Югры (далее по тексту - Департамента социального развития ХМАО - Югры) о признании незаконным отказа от 20 января 2020 года в присвоении звания "Ветеран труда", о возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда", а также о взыскании расходов по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В обоснование исковых требований Моисеева Т.Н. указала, что в 2007 году она работала главным специалистом отдела по приему и обслуживанию населения в Управлении социальной защиты населения по городу Покачи. Приказом Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 мая 2007 года N 143-р ей объявлена Благодарность за образцовое выполнение должностных обязанностей и в связи с 15-летием создания органов социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. В 2019 году она обратилась в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда", однако, ответчик отказал в удовлетворении заявления. По мнению истца, ее право на присвоение звания, вытекает из положений статьи 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", подпункта 2 пункта 4 статьи 1 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года N 115-03 "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийского автономного округа - Югре".
Решением Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 сентября 2020 года, в удовлетворении исковых требований Моисеевой Т.Н. отказано в полном объеме.
В кассационной жалобе Моисеева Т.Н. ставит вопрос об отмене судебных постановлений, как незаконных, принятых с существенными нарушениями норм материального права. Просит принять по делу новое судебное постановление об удовлетворении заявленных исковых требований.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке. Информация о рассмотрении дела заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились: истец Моисеева Т.Н, представитель Департамента социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, сведения о причинах неявки не представили. Судебная коллегия, руководствуясь статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
Судом установлено и следует из материалов дела, что приказом директора Департамента труда и социальной защиты населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 мая 2007 года N 143-р Моисеева Т.Н. награждена Благодарностью за образцовое выполнение должностных обязанностей, профессиональное мастерство, и в связи с 15-летием создания органов социальной защиты населения.
Моисеева Т.Н. обратилась в Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с заявлением о присвоении ей звания "Ветеран труда".
На заседания комиссии по присвоению званий "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры", проведенном 10 января 2020 года Моисевой Т.Н. отказано в присвоении звания "Ветеран труда" по причине, что представленная награда не относится ни к ведомственным знакам отличия в труде, ни к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Разрешая возникший спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции, руководствуясь статьей 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия", исходил из того, что награда истца, в виде благодарности, не является ведомственной наградой либо знаком отличия в труде, поскольку не вручена от имени министерства (ведомства). Является видом корпоративного поощрения сотрудников учреждения со стороны работодателя.
Суд апелляционной инстанции согласился с изложенными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием, дополнительно указав, что Перечнем наград, почетных званий Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, являющихся основанием для присвоения звания "Ветеран труда", "Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, утвержденным постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06 июня 2005 года N 103-п, имеющаяся у истца благодарность, не предусмотрена, в связи с чем, оснований для удовлетворения исковых требований у суда первой инстанции не имелось.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушения либо неправильного применения норм материального права или норм процессуального права судами не допущено.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах").
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" ветеранами труда являются лица, награждённые орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почётных званий СССР или Российской Федерации, либо награждённые почётными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награждённые ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Таким образом, Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает на федеральном уровне круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых относятся, в частности, и лица, награждённые ведомственными знаками отличия в труде и продолжительную работу не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности.
Порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (пункт 4 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах").
Согласно пункту 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия определяется Правительством Российской Федерации. Порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", иными федеральными государственными органами, государственными корпорациями и награждения указанными знаками отличия определяется указанными органами, организациями, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Во исполнение пункта 1.1 статьи 7 Федерального закона "О ветеранах" постановлением Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N 578 утверждено Положение об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о награждении указанными знаками отличия (далее - Положение).
Указанное Положение устанавливает порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также порядок награждения знаками отличия (пункт 1 Положения).
Согласно пункту 2 Положения знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).
Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия. Вид знака отличия определяется федеральным органом исполнительной власти самостоятельно с учётом требований настоящего Положения (пункт 3 Положения).
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 25 июня 2016 года N 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерация, и награждения указанными знаками отличия" федеральным органам исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, предписано в 3-месячный срок разработать и издать нормативные правовые акты, учреждающие ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания "Ветеран труда" (подпункт "а" пункта 2 постановления); привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим постановлением (подпункт "б" пункта 2 постановления).
Из приведённых положений федерального законодательства и законодательства субъекта Российской Федерации - Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, следует, что при решении вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" требуется соблюдение гражданином определённых условий: наличие трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги дет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, и награждение ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики). Учреждать такие ведомственные знаки отличия за заслуги в труде (службе), дающие право на присвоение звания "Ветеран труда", вправе федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации.
На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры действует Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 07 ноября 2006 года N 115-оз "О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", который устанавливает меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, и предусматривает, что ветеранами труда являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Перечнем наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде РФ и Перечнем наград, почетных званий ХМАО - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда ХМАО - Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда ХМАО - Югры" (утвержденный постановлением Правительства ХМАО - Югры от 06 июня 2005 года N 103-п) вышеназванная благодарность, имеющаяся у истца, не предусмотрена.
Под ведомственными знаками отличия в труде понимаются медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, учрежденные в установленном порядке федеральными органами государственной власти Российской Федерации, а также знаки отличия в труде, награждение которыми осуществлено от имени Президиумов Верховного Совета СССР и РСФСР, министерств и ведомств бывшего Союза ССР и РСФСР, в положениях о которых указано об их принадлежности к ведомственным знакам отличия и награждение которыми осуществляется за отличие в труде в соответствии с профессиональной деятельностью.
Доводы кассационной жалобы истца Моисеевой Т.Н. о том, что она награждена ведомственным знаком отличия в труде со ссылкой, что Департамент труда и социальной защиты населения ХМАО-Югры является уполномоченным исполнительным органом, наделенным властными полномочиями министерства, направлены на переоценку выводов судов о том, что имеющаяся у истца благодарность не вручена от имени министерства, не является актом признания особых трудовых заслуг от имени государства.
Вопреки доводам кассационной жалобы с учетом изложенных норм материального права, правильно примененных судами, суды пришли к обоснованному выводу о том, что имеющаяся у истца благодарность не отнесена к ведомственным знакам отличия, дающая право на присвоение звания "Ветеран труда".
Довод кассационной жалобы о применении к спорным правоотношениям части 3 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2015 года N 388-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости", в соответствии с которой за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания "Ветеран труда" при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении, судебной коллегией отклоняется, как основанный на ошибочном толковании норм материального права, поскольку перечнем наград, почетных званий, ведомственных знаков отличия в труде Российской Федерации и Перечнем наград, почетных званий ХМАО - Югры, являющихся основанием для присвоения званий "Ветеран труда", "Ветеран труда ХМАО - Югры" и предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда и ветеранам труда ХМАО - Югры" (утвержденным постановлением Правительства ХМАО - Югры 06 июня 2005 года N 103-п), вышеуказанная благодарность не предусмотрена.
Иные доводы жалобы не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела были допущены такие нарушения норм материального или процессуального права, которые позволяют отменить вступившие в законную силу судебные постановления, по существу направлены на оспаривание правильности выводов судов об установленных ими обстоятельствах, являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, правомерно отвергнуты судами как несостоятельные, основанные на ошибочном толковании норм материального права.
Обжалуемые судебные постановления основаны на законе, вынесены с учетом всех обстоятельств дела. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, по доводам кассационной жалобы не усматривается.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ханты-Мансийского районного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 03 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 15 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Моисеевой Татьяны Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.