Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Гречкань Н.И, судей Малоедовой Н.В, Чернецовой С.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-142/2020 по иску Мельникова Максима Александровича к Министерству строительства и развития инфраструктуры Свердловской области, Государственному казенному учреждению Свердловской области "Фонд жилищного строительства", Администрации городского округа Староуткинск Свердловской области о восстановлении срока для постановки в очередь на жильё и возложении обязанности предоставить жилое помещение как ветерану боевых действий, по кассационной жалобе Мельникова Максима Александровича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 09 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Чернецовой С.М, объяснения представителя администрации Городского округа Староуткинск Марининой М.М, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Мельников М.А. обратился с иском к ответчикам, в котором просил обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области направить средства областного бюджета на строительство (приобретение) жилого помещения для истца как ветерана боевых действий; обязать ГКУ СО "Фонд жилищного строительства" разместить государственный заказ на строительство (приобретение) жилого помещения для истца; обязать Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области издать приказ о распределении жилого помещения истцу; обязать Администрацию Городского округа Староуткинск Свердловской области предоставить истцу как ветерану боевых действий жилое помещение на условиях социального найма не ниже установленных социальных норм, действующих на момент предоставления жилья с момента передачи жилого помещения в муниципальную собственность; восстановить срок для постановки в очередь в качестве ветерана боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий в Администрации ГО Староуткинск Свердловской области и считать датой обращения в органы местного самоуправления с заявлением о постановки на учет - 18 июня 2003 года.
В обоснование иска указал, что в период с 30 апреля 2000 года по 25 июля 2001 года истец принимал участие в боевых действиях на территории Северо-Кавказского региона (Чеченской республики). 11 апреля 2003 года истец обратился в орган местного самоуправления по месту своего жительства с заявлением о постановке на учет с целью обеспечения жилищных прав как участника боевых действий, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Однако, до настоящего времени его заявление о постановке на учет не рассмотрено, истец жильем не обеспечен.
Решением Шалинского районного суда Свердловской области от 22 июня 2020 года исковые требования Мельникова М.А. удовлетворены в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 09 сентября 2020 года решение суда первой инстанции было отменено, вынесено новое решение об отказе в удовлетворении иска Мельникова М.А.
В кассационной жалобе Мельников М.А. просит отменить апелляционное определение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, нарушение норм материального и процессуального права.
В возражениях Министерство строительства и развития инфраструктуры Свердловской области просило апелляционное определение оставить без изменения, кассационную жалобу Мельникова М.А. без удовлетворения.
Судебная коллегия Седьмого кассационного суда общей юрисдикции установила, что участники процесса надлежащим образом и своевременно извещены о месте и времени судебного разбирательства. Кроме того, информация о слушании по настоящему делу заблаговременно размещена на официальном сайте суда.
В судебное заседание Седьмого кассационного суда общей юрисдикции иные лица, участвующие в деле, не явились, о причинах неявки не сообщали, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляли. На основании статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что основания для отмены обжалуемого судебного постановления отсутствуют.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального или процессуального права.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Мельников М.А. в период с 30 апреля 2000 года по 25 июля 2001 года принимал участие в выполнении задач на территории Чеченской республики Российской Федерации, в связи с чем, 10 августа 2012 ему выдано удостоверение ветерана боевых действий, которое подтверждает его право и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах".
Право постановки на учет Мельниковым М.А. было реализовано 11 апреля 2003 года путем подачи соответствующего заявления в Администрацию МО п. Староуткинск (входящий номер N 95 от 18.06.2003). Решением жилищно-бытовой комиссии МО "поселок Староуткинск" N 15 от 10 июля 2003 года данное заявление было принято к рассмотрению и принято решение обследовать условия и семейное положение заявителя, составить акт и по результатам обследования установить порядок очередности получения жилья.
Из приговора Шалинского районного суда Свердловской области от 26 ноября 2003 года и справки ФКУ ИК-24 ГУФСИН России по Свердловской области от 21 апреля 2017 года следует, что Мельников М.А. в период с 23 апреля 2003 года по 21 апреля 2017 года отбывал наказание в местах лишения свободы. На момент вынесения приговора Мельников М.А. значился зарегистрированным по месту жительства по адресу: "данные изъяты"
Согласно информации МО МВД России "Шалинский", по адресу: "данные изъяты", в настоящее время зарегистрированных лиц нет, ранее значились зарегистрированными: Мельников С.А. с 04 декабря 2003 года по 31 мая 2016 года, Мельникова А.А. с 30 января 2002 года по 20 сентября 2013 года. Сведений о регистрации Мельникова М.А. в указанном жилом помещении в период с 2003 нет, с 26 апреля 2017 он зарегистрирован по адресу: "данные изъяты", совместно с матерью Мельниковой А.А. и братом Мельниковым С.А. (л.д.65, 87, 88).
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости и о правах лица на объекты следует, что сведения о правообладателях жилого дома по адресу: "данные изъяты", отсутствуют. При этом земельный участок по данному адресу с 26 марта 2010 года по 09 июня 2016 года принадлежал Мельниковой А.А, с 09 июня 2016 года принадлежит Черной И.Н. Согласно свидетельству о государственной регистрации права Мельниковой А.А. принадлежит на праве собственности жилой дом площадью 27, 7 кв.м по адресу: "данные изъяты", на основании свидетельства о праве на наследство по завещанию.
Из постановления Главы городского округа Староуткинск N 177 от 25 мая 2006 года "Об установлении нормы предоставления и учетной нормы площади жилого помещения" следует, что учетная норма площади жилого помещения в целях принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях установлена в размере не более 12 квадратных метров общей площади на одного человека; по договору социального найма в размере 18 квадратных метров общей площади на одного члена семьи, в том числе и на одиноко проживающего гражданина.
Из паспортных данных видно, что Мельников М.А. зарегистрирован по месту жительства по адресу: "данные изъяты" с 26 апреля 2017 года.
Из выписки из Единого государственного реестра недвижимости о правах лица на объекты следует, что сведения об имеющихся и имевшихся правах Мельникова М.А. на объекты недвижимости отсутствуют.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался положениями статьи 16 Федерального закона N 5-ФЗ от 12 января 1995 года "О ветеранах", этого же закона в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ, Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 ноября 2009 года N 17-П, статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Свердловской области от 28 апреля 2006 года N 357-ПП об утверждении Порядка обеспечения жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года и исходил из того, что истец реализовал свое право, обратившись с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как ветеран боевых действий до 01 января 2005 года. Вместе с тем, данный вопрос не был разрешен в виду отбывания им наказания в местах лишения свободы в период с 23 апреля 2003 года по 21 апреля 2017 года. При этом судом установлена нуждаемость Мельникова М.А. в улучшении жилищных условий.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции не согласился и указал, что на дату обращения истца с заявлением о принятии на учет, вопросы учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, регулировались Жилищным кодексом РСФСР; Примерными правилами учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР, утвержденными постановлением Совмина РСФСР от 31 июля 1984 N 335; Областным законом от 04 мая 1995 N14-03 "О предоставлении жилища в Свердловской области". В соответствии с указанным порядком истец на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений как ветеран боевых действий не принимался, удостоверение, как указывалось выше, получено им только в 2012 году.
Также отметил, что Федеральным законом от 27 ноября 2002 года N 158-ФЗ "О внесении изменения и дополнений в Федеральный закон "О ветеранах" в подпункт 1 части 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ и в раздел III приложения к этому Федеральному закону были внесены вступившие в силу с 01 января 2004 года изменения, согласно которым боевыми действиями на территории Российской Федерации признаются выполнение задач в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации, отнесенных к зоне вооруженного конфликта, с декабря 1994 года по декабрь 1996 года, а также выполнение задач в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона с августа 1999 года.
Следовательно, лица, принимавшие участие в выполнении задач в указанных условиях, признавались уполномоченными органами ветеранами боевых действий с 01 января 2004 года. Истец обратился в Администрацию с заявлением о принятии его на учет 11 апреля 2003 года, то есть до внесения в Закон о ветеранах вышеуказанных изменений. Какое - либо удостоверение на получение льгот на момент обращения у истца отсутствовало. Только с 01 января 2004 года у истца возникло право на получение удостоверения ветерана боевых действий, которое он реализовал только в 2012 году. И, поскольку истец после 01 января 2004 года с заявлением о постановке на учет с целью обеспечения жильем как ветерана боевых действий с предоставлением документа, подтверждающего право на получение мер социальной поддержки - удостоверения, не обращался, в сводном списке ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года по Свердловской области Мельников М.А. не числится, у истца не возникло право на обеспечение жильем как ветерана боевых действий.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судом апелляционной инстанции по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Доводам кассационной жалобы о том, что истец имеет право на получение жилья как ветеран боевых действий; своевременно, до 01 января 2005 года обратился с заявлением в администрацию о принятии на учет как нуждающегося в жилом помещении как участника боевых действий; на учет не был поставлен по независящим от него причинам; администрация подтвердила его право как участника боевых действий на обеспечение жилым помещением были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанции, которые правомерно отвергнуты, как несостоятельные, основанные на неверном толковании норм материального права.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" ветеранам боевых действий предоставляется мера социальной поддержки - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 28 Федерального закона "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий осуществляется при предъявлении ими удостоверения единого образца, установленного для каждой категории ветеранов и членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий Правительством СССР до 1 января 1992 года или Правительством Российской Федерации.
Согласно позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 04 февраля 2014 N 236-0, подпункт 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах" в редакции Федерального закона от 02 января 2000 N 40-ФЗ связывал предоставление льготы в виде первоочередного бесплатного предоставления жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищных фондов не только с наличием у лица статуса ветерана боевых действий, но и с признанием его нуждающимся в жилом помещении (о чем свидетельствовал факт постановки на учет уполномоченным органом), введение такого условия обеспечения указанной категории граждан жильем за счет средств федерального бюджета, как постановка на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2005 года, было осуществлено исходя из необходимости обеспечения реализации права, приобретенного ветеранами боевых действий на основании ранее действовавшего правового регулирования.
Из анализа вышеприведенных положений действующего законодательства следует, что право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных пунктом 1 статьи 16 Федерального закона "О ветеранах", поставлено в зависимость от двух обстоятельств: наличия удостоверения установленного образца, подтверждающего право на меры социальной поддержки; обращение в компетентные органы до 01 января 2005 года с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки и с предоставлением документа (удостоверения ветерана боевых действий), подтверждающего данное право.
Более того, на момент обращения с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении у истца отсутствовало право на первоочередное бесплатное предоставление жилых помещений в порядке подпункта 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от 12 января 1995 N 5-ФЗ "О ветеранах".
Данные выводы судебной коллегии апелляционной инстанции не противоречат положениям, отраженным в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 06 декабря 2018 года N 31070-О о том, что для наделения статусом ветерана боевых действий необходимо два основных условия: во-первых, принадлежность к лицам, которые прямо поименованы в пункте 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах", и, во-вторых, их непосредственное участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях, каковые определяются на основании названного Перечня. При соблюдении этих требований гражданин Российской Федерации приобретает статус ветерана боевых действий, а следовательно, и право на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки.
Заявитель в доводах кассационной жалобы не указывает на существенные нарушения норм материального или процессуального права, допущенные судом апелляционной инстанции, повлиявшие на исход дела, а выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Принятое по делу определение апелляционной инстанции вынесено на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 09 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мельникова Максима Александровича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.