Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Карповой О.Н, Грудновой А.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-354/2020 по иску Арутюнян Термине Дживановны к Казенному учреждению "Центр социальных выплат" о признании незаконным отказа в назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком, по кассационной жалобе Арутюнян Термине Дживановны на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 августа 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Карповой О.Н. об обстоятельствах дела, о принятых по делу судебных постановлениях, доводах кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Арутюнян Т.Д. обратилась в суд с иском к Казенному учреждению "Центр социальных выплат" (далее - КУ "Центр социальных выплат"), в котором просила признать незаконным решение ответчика об отказе в назначении ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком от полутора до трех лет на дочь "данные изъяты" года рождения, обязать назначить указанное пособие с даты подачи заявления.
В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что 18 декабря 2019 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком от полутора до трех лет на дочь - "данные изъяты" года рождения. Решением ответчика от 26 декабря 2019 года в назначении пособия отказано со ссылкой на то, что период ее постоянного проживания на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры составляет менее 10 лет, о чем ей было направлено уведомление. Указанное решение считает незаконным, поскольку проживает в г. Когалыме Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с августа 2008 года, что подтверждается адресной справкой ОМВД России по г. Когалыму.
Решением Когалымского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11 июня 2020 года исковые требования Арутюнян Т.Д. удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 августа 2020 года отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Арутюнян Т.Д. отказано.
В кассационной жалобе Арутюнян Т.Д. просит отменить апелляционное определение по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суд не известили, доказательств уважительности причин неявки не представили, в связи с чем, на основании статей 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы гражданского дела, судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не имеется.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец Арутюнян Т.Д. приходится матерью несовершеннолетней "данные изъяты" года рождения.
18 декабря 2019 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком от полутора до трех лет за счет средств бюджета автономного округа, приложив к заявлению документы, согласно Порядку назначения и выплаты пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, утверждённому постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 октября 2011 года N 371-п "О назначении и выплате пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, единовременного пособия супругам в связи с юбилеем их совместной жизни, выдаче удостоверения о предоставлении мер социальной поддержки многодетным семьям", в том числе, адресную справку ОВМ ОМВД России по г. Когалыму N 318 от 16 декабря 2019 года в подтверждение факта проживания на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры более десяти лет.
Согласно адресной справке ОВМ ОМВД России по г. Когалыму N 318 от 16 декабря 2019 года истец с 26 августа 2009 года по 16 ноября 2009 года значилась зарегистрированной по месту пребывания иностранных граждан по адресу: "данные изъяты", с 14 декабря 2009 года по 3 октября 2011 года значилась зарегистрированной по месту пребывания иностранных граждан по адресу: "данные изъяты", с 3 октября 2011 года по 7 июня 2012 года значилась зарегистрированной по месту жительства иностранных граждан по адресу: "данные изъяты", с 7 июня 2012 года по 24 октября 2013 года значилась зарегистрированной по месту жительства иностранных граждан по адресу: "данные изъяты", с 24 октября 2013 года по 13 августа 2015 года значилась зарегистрированной по месту жительства граждан Российской Федерации по адресу: "данные изъяты", с 13 августа 2015 года по настоящее время значится зарегистрированной по месту жительства граждан Российской Федерации по адресу: "данные изъяты".
26 декабря 2019 года ответчиком принято решение об отказе в назначении пособия в связи с отсутствием документального подтверждения факта постоянного проживания истца на протяжении не менее десяти лет на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что истец на момент обращения к ответчику за назначением ежемесячного пособия по уходу за ребенком от полутора до трех лет проживала на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры более десяти лет, а также соответствовала иным критериям, позволяющим назначить ей ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет, в связи с чем пришел к выводу об обоснованности исковых требований истца о признании незаконным решения КУ "Центр социальных выплат" об отказе в назначении ей ежемесячного пособия по уходу за ребенком от полутора до трех лет, возложении на ответчика обязанности назначить указанное пособие с момента подачи заявления - 18 декабря 2019 года.
Проверяя законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, в апелляционном определении указал, что при установлении факта постоянного проживания на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры суд первой инстанции не исследовал обстоятельства возникновения устойчивой правовой связи заявителя с Российской Федерацией.
На основании имеющихся в деле доказательств судом апелляционной инстанции установлено, что истец, будучи иностранным гражданином, с 26 августа 2009 года до 24 октября 2013 года значилась зарегистрированной по месту пребывания иностранных граждан, и только с 24 октября 2013 года по настоящее время значится зарегистрированной по месту жительства граждан Российской Федерации.
Учитывая, что на момент обращения к ответчику за назначением пособия истец проживала, как гражданин Российской Федерации на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры менее 10 лет, руководствуясь статьями 2, 3 Федерального закона от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", статьей 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьями 8, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 7 июля 2004 года N 45-оз "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", положениями Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска Арутюнян Т.Д, в связи с чем отменил решение суда первой инстанции и вынес новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, изложенными в обжалуемом судебном постановлении, поскольку они являются правильными, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на верном применении норм материального права, на представленных сторонами доказательствах, которым судами по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дана надлежащая оценка.
Доводы кассационной жалобы заявителя о несогласии с выводом суда апелляционной инстанции о том, что для назначения пособия необходимо проживать на территории округа не менее десяти лет исключительно в статусе гражданина Российской Федерации, судебной коллегией отклоняются как основанные на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты граждан, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Реализация субъектами Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, в том числе в области социальной защиты, предполагает осуществление ими нормативно-правового регулирования по вопросам, отнесенным федеральным законодателем к их ведению, включая принятие соответствующих законов и иных нормативных правовых актов. Такие законы и подзаконные акты согласно части 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
В соответствии со статьей 256 Трудового кодекса Российской Федерации по заявлению женщины ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет. Порядок и сроки выплаты пособия по государственному социальному страхованию в период указанного отпуска определяются федеральными законами.
Федеральный закон от 19 мая 1995 года N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" установилединую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства.
Согласно статье 2 указанного Федерального закона законодательство Российской Федерации о государственных пособиях гражданам, имеющим детей, основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих дополнительные виды материальной поддержки семей с детьми.
Статьей 3 настоящего Федерального закона предусмотрена выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком, которое в соответствии со статьей 14 данного Федерального закона выплачивается со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет и которое в силу положений статьи 4 того же Закона является расходным обязательством Российской Федерации.
В силу части 3 статьи 26.3.1 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Статья 8 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривает, что установление и исполнение расходных обязательств субъекта Российской Федерации относится к бюджетным полномочиям субъекта Российской Федерации. При этом органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе самостоятельно определять направление расходования денежных средств своего бюджета.
Пунктом 2 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются органами государственной власти субъекта Российской Федерации самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации.
Реализуя вышеуказанные положения федерального законодательства, Думой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры принят Закон от 7 июля 2004 года N 45-оз "О поддержке семьи, материнства, отцовства и детства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", подпунктом 3 пункта 1 статьи 2 которого в редакции, действовавшей на дату обращения заявителя с заявлением о назначении пособия, было установлено дополнительное по сравнению с федеральным ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет.
Пунктом 2 статьи 3 указанного Закона предусматривалось, что пособия и выплата, указанные в пункте 1 настоящей статьи, за исключением пособий, указанных в подпунктах 4 - 6, 9, 12 пункта 1 настоящей статьи, устанавливаются одному из родителей (законных представителей), являющемуся гражданином Российской Федерации, постоянно проживающему на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не менее десяти лет, на проживающего (проживающих) совместно с ним ребенка (детей) и носят заявительный характер. Исчисление десятилетнего срока осуществляется с учетом всех периодов проживания гражданина на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры вне зависимости от сроков и причин прерывания проживания.
Пунктом 2 статьи 2 указанного Закона определено, что порядок назначения и выплаты пособий, а также ежемесячной денежной выплаты устанавливается Правительством Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Порядком назначения и выплаты пособий, ежемесячной денежной выплаты гражданам, имеющим детей, утвержденным постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 октября 2011 года N 371-п в редакции, действовавшей на дату обращения заявителя с заявлением о назначении пособия, предусматривалось, что гражданам, имеющим детей, устанавливаются единовременные и ежемесячные пособия, выплата, в том числе ежемесячное пособие по уходу за ребенком от полутора до трех лет и от трех до четырех лет (пункт 2.8).
В случае если граждане, имеющие детей, обращаются за получением пособий и выплаты, указанных в подпунктах 2.1 - 2.13 пункта 2 настоящего Порядка, и сведения о них не содержатся в базе данных Центра социальных выплат, то назначение таких пособий и выплаты осуществляется Центром социальных выплат по месту жительства (пребывания, фактического проживания) этих граждан на основании сведений, указанных в пункте 4 настоящего Порядка и содержащихся в документах, представляемых одним из родителей (усыновителей, опекунов, попечителей) (далее также - гражданин, заявитель): заявление; документ, удостоверяющий личность и содержащий указание на гражданство Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации (для назначения пособия, предусмотренного подпунктом 2.9 пункта 2 настоящего Порядка, - документ, удостоверяющий личность гражданина, в соответствии с законодательством Российской Федерации) (пункт 3).
В заявлении гражданин декларирует сведения о факте постоянного проживания не менее 10 лет в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре с указанием мест жительства и периодов проживания в них (для пособий и выплаты, указанных в подпунктах 2.1 - 2.4, 2.6 - 2.8, 2.13 пункта 2 настоящего Порядка).
Сведения о факте постоянного проживания на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры не менее 10 лет для назначения ежемесячных пособий и выплаты, указанных в подпунктах 2.1 - 2.4, 2.6 - 2.8, 2.13 пункта 2 настоящего Порядка, по желанию гражданина подтверждаются документом, удостоверяющим личность и содержащим указание на гражданство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо решением суда по заявлению об установлении факта, имеющего юридическое значение, подтверждающим проживание на территории автономного округа (пункт 4.9).
Из буквального толкования приведенных правовых норм следует, что законодательством субъекта Российской Федерации Ханты-Мансийского автономного округа - Югры установлено дополнительное ежемесячное пособие, выплата которого финансируется из регионального бюджета, для граждан Российской Федерации, имеющих детей и соответствующих иным установленным законом критериям, постоянно проживающим в данном регионе не менее 10 лет.
Вопреки доводам кассационной жалобы, судом апелляционной инстанции нормы материального права применены и истолкованы правильно. Доводы заявителя в кассационной жалобе о несогласии с выводами суда апелляционной инстанции по существу повторяют правовую позицию заявителя, ранее изложенную в ходе рассмотрения дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки суда апелляционной инстанции, которым правомерно отвергнуты, как несостоятельные.
Вновь приводя данные доводы, заявитель выражает несогласие с выводами суда в части оценки установленных обстоятельств дела, что в соответствии со статьей 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не может являться основанием для пересмотра в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных постановлений.
Согласно положениям статей 397.6, 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции наделен ограниченными полномочиями по проверке судебных актов нижестоящих инстанций - имеет право оценивать лишь правильность применения нижестоящими судами норм материального и процессуального права, однако не полномочен при этом непосредственно переходить к исследованию доказательств и переоценке установленных на их основании фактических обстоятельств.
Принятое по делу определение апелляционной инстанции вынесено на основании правильно определенных юридически значимых обстоятельств, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, вследствие чего основания для его отмены отсутствуют.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.6, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Арутюнян Термине Дживановны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.