Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Родиной А.К, судей Коренева А.С, Марченко А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-258/2020 по иску прокурора г. Златоуста в защиту неопределенного круга лиц к Главному Управлению лесами Челябинской области, Государственному казенному учреждению "Управление лесничествами Челябинской области", Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 25 ГУ ФСИН России по Челябинской области" об обязании ликвидировать несанкционированные свалки твердых бытовых отходов
по кассационной жалобе Федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 25 ГУ ФСИН России по Челябинской области" на решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 04.06.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 06.10.2020.
Заслушав доклад судьи Коренева А.С, объяснение прокурора Тепловой М.Н, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор г. Златоуста обратился в суд c требованием ликвидировать несанкционированные свалки твёрдых бытовых отходов (далее - ТБО):
на земельном участке расположенном северо-восточнее хозяйственного объекта Кирпичный завод, д. 1 в г. Златоусте, Златоустовское участковое лесничество, квартал N 232 (132Г) выдел N 2, площадью 1 542 кв.м с указанием координат участков, на которых находятся ТБО;
на земельном участке по адресному ориентиру: г. Златоуст, в лесном массиве вдоль автодороги в сторону КТОС "7-й жилучасток", Златоустовское участковое лесничество квартал N 194 (58) выдел 7, площадью 498 кв.м с указанием координат участков, на которых находятся ТБО.
В обоснование требований прокурор указывает, что несанкционированное складирование ТБО и строительного мусора было установлено при обследовании земельных участков с привлечением специалистов по охране и использованию земель.
Указанные земельные участки переданы Главным управлением лесами Челябинской области в постоянное (бессрочное) пользование ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области по договору от 21.11.2012, согласно п. 2.4.12 которого леспользователь обязан соблюдать Правила санитарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденные постановление Правительства РФ от 20.05.2017 N 607 выполнять за свой счёт санитарно-оздоровительные мероприятия, в том числе уборку от захламленности.
Решением Златоустовского городского суда Челябинской области от 04.06.2020, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 06.10.2020, исковые требования удовлетворены, на ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок ТБО с указанием координат, в которых находятся несанкционированные свалки.
В удовлетворении исковых требований к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, Главному управлению лесами Челябинской области, Государственному казенному учреждению "Управление лесничествами Челябинской области" прокурору г. Златоуста, действующему в защиту неопределенного круга лиц, отказано.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить обжалуемые судебные постановления, ссылаясь на их незаконность.
Судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело при установленной явке, поскольку все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о судебном разбирательстве в суде кассационной инстанции (ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив материалы дела и законность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов кассационной жалобы (ч. 1 ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии предусмотренных ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Судом установлено, земельные участки входят в состав земельных участков с кадастровыми номерами "данные изъяты", являются землями лесного фонда и принадлежат на праве собственности Российской Федерации.
Между Главным управлением лесами Челябинской области и ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области заключен договор постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, в соответствии с которым ФКУ ИК-25 переданы в пользование лесные участки Златоустовского участкового лесничества, которые ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области использует для заготовки древесины и её реализации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 7, 50.7, 60.12, 83 Лесного кодекса Российской Федерации, ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пришёл к выводу, о том, что обязанность по ликвидации несанкционированных свалок должна быть возложена на ответчика.
При этом суд исходил из того, что ТБО и строительный мусор подлежит утилизации в соответствии с п. 3.1, 3.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" на специальных полигонах. При этом ответчик - ФКУ ИК-25 ГУФСИН России по Челябинской области, являющийся землепользователем земельных участков обязан выполнять мероприятия по утилизации отходов, а также ликвидировать несанкционированные свалки (п. 18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156).
Наличие несанкционированных свалок свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих обязательств как землепользователем. При этом суд учёл правовую позицию, изложенную в Постановлении Конституционного Суда РФ от 13.10. 2015 N 26-П об обязанности субъекта землепользования проводить мероприятия по защите земель от загрязнения и иного негативного воздействия и в том случае, если невозможно установить лицо, виновное захламлении земель, соответственно, обязанность ответчика не может ограничиваться только теми работами, которые прямо предусмотрены договором от 21.11.2012, а также невозможности возложения всей ответственности за состояние земель лесного фонда на органы местного самоуправления.
Суд апелляционной инстанции согласился с данными выводами, дополнительно указав, что согласно абз. 5 ст. 11 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" ответчик отвечает по своим обязательствам, связанным с осуществлением собственной производственной деятельностью, находящимися в их распоряжении денежными средствами, при том что предоставленные земельные участи лесного фонда ответчик использует для заготовки древесины и её дальнейшей реализации.
Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции находит правильными выводы судов, изложенные в обжалуемых судебных постановлениях, поскольку выводы соответствуют обстоятельствам дела, установленными судами. Спор разрешен с соблюдением норм процессуального права при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.
Ссылаясь на незаконность обжалуемых постановлений, заявитель полагает, что обязанность по обращению с ТБО лежит на органах местного самоуправления; указывает, на ФКУ ИК-25 лежит обязанность по обеспечению санитарно-оздоровительных мероприятий (вырубка погибших и повреждённых насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия), которая не связана с ликвидацией ТБО, а направлена на улучшение санитарного состояния насаждений и уменьшений угрозы распространения вредных организмов.
Изложенные доводы основаны на ошибочном толковании норм материального права относительно обязанности землепользователя земельного участка лесного фонда по надлежащему содержанию земельных участков.
Так, при установлении обстоятельств, из которых следует, что несанкционированные свалки на землях, находящихся в пользовании у определенного землепользователя, обязанность по их ликвидации подлежит возложению на данного землепользователя постольку, поскольку не установлены лица, непосредственно, виновные в организации таких свалок.
При этом именно ИК обязана организовывать мероприятия по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления, а также от другого негативного воздействия (ст. 1, п. 5, ст. 12, п. 7 ст. 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производство и потребления"), для этого организовать мониторинг окружающей среды, которая находится в её владении (п. 2 Положения о подтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду объектов размещения отходов, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2016 N 467), поскольку размещение отходов на объектах, не внесённых в государственный реестр объектов размещения отходов запрещено (п. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производство и потребления").
Таким образом, по настоящему делу отсутствуют основания для отмены судебных постановлений по доводам жалобы.
Руководствуясь ст. 379.5, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Златоустовского городского суда Челябинской области от 04.06.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Челябинского областного суда от 06.10.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казённого учреждения "Исправительная колония N 25 ГУ ФСИН России по Челябинской области" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.