Судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Давыдовой Т.И, судей Грудновой А.В, Карповой О.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-922/2020 по иску Черкасова Олега Алексеевича к атаману Оренбургского войскового казачьего общества Романову Владимир Иванович об отмене приказов о дисциплинарном взыскании, по кассационной жалобе Черкасова Олега Алексеевича на решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 09 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Седьмого кассационного суда общей юрисдикции Давыдовой Т.И. об обстоятельствах дела, принятых судебных актах, доводах кассационной жалобы, выслушав объяснения истца Черкасова О.А, поддержавшего кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Черкасов О.А. обратился в суд с иском к атаману Оренбургского войскового казачьего общества Романову В.И. о признании незаконными приказов от 07 октября 2019 года N 10 о привлечении к ответственности, от 21 октября 2019 года N 16 об отстранении от должности.
В обоснование заявленных требований Черкасов О.А. сослался на то, что 06 мая 2017 года избран атаманом некоммерческой организации "Среднеуральское отдельское казачье общество Оренбургского войскового казачьего общества". Приказом от 07 октября 2019 N 10 года он привлечен к ответственности за систематическое невыполнение распоряжений войскового атамана и личную недисциплинированность с предупреждением о неполном служебном соответствии. Приказом от 21 октября 2019 года N 16 в соответствии с пунктом 9 статьи 60 Устава Оренбургского войскового казачьего войска он временно отстранен от должности атамана за самовольное распространение предварительных результатов неоконченной ревизии финансово-хозяйственной деятельности и в связи с утратой доверия со стороны членов войскового Совета атаманов, до проведения внеочередного Круга по выборам атамана. Полагал приказы о применении взысканий незаконными, противоречащими уставам Оренбургского войскового казачьего общества и Среднеуральского отдельского казачьего общества.
Решением Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 09 июня 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 сентября 2020 года, Черкасову О.А. отказано в удовлетворении иска.
В кассационной жалобе Черкасов О.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Ответчик атаман Оренбургского войскового казачьего общества Романов В.И, представители третьих лиц Оренбургского войскового казачьего общества, некоммерческой организации "Среднеуральское отдельское казачье общество Оренбургского войскового казачьего общества" в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Информация о времени и месте судебного разбирательства по настоящему делу заблаговременно была размещена на официальном сайте Седьмого кассационного суда общей юрисдикции. В соответствии со статьями 167, 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия нашла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Обсудив доводы кассационной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что такого рода оснований для отмены или изменения решения суда и апелляционного определения не имеется.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что протоколом круга Среднеуральского отдельского казачьего общества от 06 мая 2017 года N 5 Черкасов О.А. избран атаманом некоммерческой организации "Среднеуральское отдельское казачье общество Оренбургского войскового казачьего общества".
Приказом атамана Оренбургского войскового казачьего общества Романова В.И. от 07 октября 2019 года N 10 Черкасов О.А. подвергнут взысканию в виде предупреждения о неполном служебном соответствии за систематическое невыполнение распоряжений войскового атамана и личную недисциплинированность.
Основанием для издания оспариваемого приказа послужили результаты проведенного круга Среднеуральского отдельского казачьего общества Оренбургского войскового казачьего войска, на котором атаман казачий полковник Черкасов О.А. представил копию протокола от 28 сентября 2019 года, в котором обнаружен ряд недостатков, а именно: неопределенность с численностью кандидатур выборных казаков на войсковой круг и отсутствие указания на их членство в конкретном первичном казачьем обществе, дежурный есаулец не был избран кругом вопреки требованиям Устава. Также к протоколу не были приобщены решения совета атаманов Среднеуральского отдельского казачьего общества, протоколы кругов хуторских, станичных, городских казачьих обществ о выборах их членов на войсковой круг. О дате и месте проведения Совета атаманов и круга атаман Среднеуральского отдельского казачьего общества казачий полковник Черкасов О.А. войскового атамана не проинформировал. Ранее казачий полковник Черкасов О.А. систематически не выполнял распоряжения войскового атамана о личном участии в служебных совещаниях и других мероприятиях, не направлял уполномоченного представителя, о причинах своего отсутствия не докладывал.
Приказом войскового атамана от 26 сентября 2019 года N 9 Черкасову О.А. предписывалось представить протоколы кругов об избрании выборных казаков.
Черкасовым О.А. представлена выписка из прокола от 28 сентября 2019 года, в которой не указана конкретная численность выборных казаков на войсковой круг, указание на их принадлежность к хуторским, станичным (городским) казачьим обществам (далее - первичные казачьи общества), усматривалось нарушение порядка проведения круга, установленного пунктом 6.4. Устава Среднеуральского отдельского казачьего общества, в соответствии с которым есаулец должен быть избран на круге, а не назначен, как следует из представленного протокола. Не приобщены решения совета атаманов казачьего отдела о норме представительства членов хуторских, станичных (городских) казачьих обществ и протоколы кругов первичных казачьих обществ о выборах их членов на круг. Также атаман Черкасов О.А. не уведомил войскового атамана о дате и месте проведения совета атаманов и круга казачьего отдела.
Распоряжением от 03 октября 2019 года N6-р Черкасову О.А. предписывалось устранить нарушения для четкого понимания количества делегатов - выборных казаков и перечня казачьих обществ, которые они представляют.
Черкасов О.А. направил войсковому атаману письмо от 04 октября 2019 года N1/10-73, в котором выразил свое несогласие с распоряжением от 03 октября 2019 года N 6-р, являющееся по сути письменным отказом выполнить требования об устранении допущенных нарушений при проведении круга 28 сентября 2019 года.
Судом первой инстанции также установлено, что ранее в соответствии распоряжениями войскового атамана от 16 октября 2018 года N5-р, 17 октября 2018 года N5-с в штабе Оренбургского войскового казачьего войска проведено совещание по вопросам участия казаков в Крестном ходе и Рождественских образовательных чтениях.
О проведении совещания атаман Черкасов О.А. уведомлен помощником начальника штаба "данные изъяты" посредством электронной почты и телефонного разговора, однако на данное совещание не прибыл, уполномоченного представителя не направил, о причинах отсутствия не доложил и не обеспечил присутствие требуемой делегации от казачьего отдела на Крестном ходе, а также на региональном этапе Рождественских образовательных чтений, от письменного объяснения по факту невыполнения распоряжения войскового атамана отказался, что нашло своё подтверждение в письме войскового священника от 15 октября 2018 года, служебными записками "данные изъяты". и помощника войскового атамана по взаимодействию с Русской Православной Церковью Смагина А.В, материалами служебного расследования, списками присутствующих (отсутствующих).
За данные нарушения истец был привлечен к дисциплинарной ответственности приказом N 110 от 31 октября 2018 года.
Разрешая спор в части обоснованности приказа от 07 октября 2019 года N 10, суд первой инстанции исходил из того, что Черкасов О.А. в течение длительного времени систиматически не выполнял распоряжения войскового атамана о личном его участии в служебных совещаниях, рождественских чтениях, семинарах и других мероприятиях; о причинах своего отсутствия не докладывал и не направлял уполномоченного представителя; не обеспечивал документами (справками) членов казачьего отдела - призывников, в результате чего они не учитывались при распределении в воинские части как казаки; истец ранее привлекался к ответственности на основании приказа от 27 июля 2018 года N 52 за некорректное поведение с войсковым атаманом; неоднократно допускал нарушения устава при подготовке и проведения кругов казачьего отдела; приказом от 31 октября 2018 года N 110 Черкасов О.А. привлечен к ответственности за невыполнение распоряжений войскового атамана по вопросам организации призыва казаков на военную службу и обеспечению их соответствующими документами; процедура привлечения истца к ответственности соблюдена, в связи с чем пришел к выводу об обоснованности привлечения Черкасова О.А. к ответственности.
Судом первой инстанции установлено, что приказом от 21 октября 2019 года N 16 Черкасов О.А. временно отстранен от занимаемой должности атамана Среднеуральского отдельского казачьего общества за самовольное распространение предварительных результатов неоконченной ревизии финансово-хозяйственной деятельности и в связи с утратой доверия со стороны членов войскового Совета атаманов, до проведения внеочередного круга по выборам атамана.
Основанием для издания оспариваемого приказа послужили материалы внепланового расширенного заседания войскового Совета атаманов от 17 октября 2019 года, на котором было обращено внимание на систематическое невыполнение атаманом Среднеуральского отдельского казачьего общества казачьим полковником Черкасовым О.А. распоряжений войскового атамана о личном участии в служебных совещаниях, других мероприятиях, не направлении уполномоченного представителя, не осуществление докладов о причинах отсутствия, а также на распространение им предварительных результатов неоконченной ревизии финансово-хозяйственной деятельности Оренбургского войскового казачьего общества.
Согласно выписке из протокола заседания Совета атаманов от 17 октября 2019 года решение об отстранении Черкасова О.А. от должности принималось Советом атаманов после обсуждения допущенных нарушений Черкасовым О.А. коллегиально, в его присутствии.
Разрешая возникший спор, суд первой инстанции исходил из того, что приказ издан в соответствии с пунктом 9 статьи 60 Устава Оренбургского войскового казачьего войска в пределах полномочий войскового атамана; при наличии необходимого кворума на заседании совета; процедура отстранения атамана Черкасова О.А. от замещаемой должности соблюдена в связи с чем пришел к выводу, что выводу об отсутствии оснований для признания приказа от 21 октября 2019 года незаконным.
С данными выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласился и суд апелляционной инстанции.
В соответствии со статьей 6.2 Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" казачьими обществами признаются формы самоорганизации граждан Российской Федерации, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества, защиты его прав, сохранения традиционных образа жизни, хозяйствования и культуры российского казачества. Казачьи общества создаются в виде хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ, члены которых в установленном порядке принимают на себя обязательства по несению государственной или иной службы. Казачьи общества подлежат внесению в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации. Особенности правового положения казачьих обществ, их создания, реорганизации и ликвидации, управления казачьими обществами определяются законодательством Российской Федерации.
Согласно статье 29 Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" высшими органами управления некоммерческими организациями в соответствии с их учредительными документами являются: коллегиальный высший орган управления для автономной некоммерческой организации; общее собрание членов для некоммерческого партнерства, ассоциации (союза). Порядок управления фондом определяется его уставом.
Согласно разделу I Устава Оренбургского войскового казачьего общества, согласованного Губернаторами Курганской области, Оренбургской области, Челябинской области, Правительства Свердловской области, настоящий Устав распространяется на Оренбургской войсковое казачье общество, а также на входящие в его состав окружные (отдельские) казачьи общества (далее - казачьи отделы), районные (юртовые), а также городские, станичные, хуторские казачьи общества (далее - станичные казачьи общества).
Оренбургское казачье войско создано (сформировано) путем объединения: Оренбургского отдельского казачьего общества "Первый отдел Оренбургского казачьего войска"; Верхнеуральского отдельского казачьего общества "Второй казачий военный отдел"; Свердловского областного отдельского казачьего общества "Исетская Линия".
Согласно разделу V Устава Оренбургского войскового казачьего общества органами управления войскового казачьего общества являются: Круг (сход) Оренбургского казачьего войска (войсковой круг); Совет атаманов войскового казачьего общества (совет атаманов); Войсковой атаман.
В соответствии с пунктом 26 Устава Оренбургского войскового казачьего общества атаманы казачьих обществ, входящих в состав Оренбургского казачьего войска обязаны, в том числе точно и беспрекословно выполнять не противоречащие российскому законодательству решения высшего органа управления Оренбургского казачьего войска приказы и распоряжения войскового атамана и других атаманов вышестоящих казачьих обществ.
Согласно пункту 43 Устава Оренбургского войскового казачьего общества руководящим коллегиальным органом Оренбургского казачьего войска в период между заседаниями войскового круга является совет атаманов.
В совет атаманов входят по должности: войсковой атаман, первые заместители (товарищи) войскового атамана, заместители войскового атамана и атаманы казачьих отделов, входящие в состав Оренбургского казачьего войска.
Согласно подпункту 7 пункта 45 Устава Оренбургского войскового казачьего общества атаманы к основным полномочиям совета атаманов относится принятие решений о внесении по представлению суда чести на рассмотрение войскового круга вопросов о досрочном прекращении полномочий войскового атамана, первых заместителей (товарищей) войскового атамана, контрольно-ревизионной комиссии.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 60 Устава Оренбургского войскового казачьего общества атаманы войсковой атаман временно, до проведения внеочередного заседания круга соответствующего казачьего общества по выборам атамана, отстраняет от занимаемой должности атаманов казачьих обществ, входящих в состав Оренбургского казачьего войска, за ненадлежащее исполнение предусмотренных настоящим Уставом обязанностей члена казачьего общества и атамана казачьего общества, а также в связи с утратой доверия со стороны казачьих обществ, входящих в состав Оренбургского казачьего войска, совершением действий, порочащих репутацию Оренбургского казачьего войска. Временное отстранение атаманов казачьих обществ производится по решению не менее чем двух третей голосов членов совета атаманов либо по представлению суда чести.
В соответствии со статьей 18 Дисциплинарного устава Оренбургского казачьего войска, в целях общественного осуждения нарушителей дисциплины и общественного порядка проступки могут обсуждаться: рядовых казаков - на собраниях; младших и старших офицеров - на соответствующих собраниях или на Совете атаманов; атаманов всех уровней - только на Совете атаманов.
Согласно статье 32 Дисциплинарного устава Оренбургского войскового казачьего войска, утвержденного 1 Большим войсковым кругом (съездом) Оренбургского казачьего войска от 08 декабря 1991 года, на офицеров могут налагаться дисциплинарные взыскания: а) замечание, выговор, строгий выговор; б) предупреждение о неполном служебном соответствии; в) снижение в должности; г) снижение в казачьем чине на одну ступень; д) исключение из казачьего войска по решению Круга.
В соответствии со статьей 36 Дисциплинарного устава Оренбургского войскового казачьего войска атаман Оренбургского казачьего войска имеет право: а) объявить замечание, выговор, строгий выговор; б) предупредить о неполном служебном соответствии подчиненных атаманов; в) ставить вопрос об исключении из казачьего войска; г) ставить вопрос о снижении в должности и в казачьем чине на одну ступень.
В силу пункта 21 Дисциплинарного устава Оренбургского войскового казачьего войска отстранение от должности атаманов и членов Правления станиц и хуторов может также осуществляться по решению круга. Отстранение от должности атамана отдела и атамана Оренбургского казачьего войска и членов Правления отделов Оренбургского казачьего войска может осуществляться только по решению Совета атаманов Оренбургского казачьего войска и не менее 2/3 голосов.
Изучение материалов дела показывает, что выводы судов, основаны на приведенном выше правовом регулировании спорных отношений, установленных судами обстоятельств и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Доводы кассационной жалобы Черкасова О.А. о том, что в Уставе Оренбургского войскового казачьего общества отсутствует понятие дисциплинарного взыскания и его видов; Дисциплинарный устав Оренбургского войскового казачьего общества 1991 года не может применяться, поскольку Оренбургское войсковое казачье общество было создано в 1998 году; кроме того Дисциплинарный устав предусматривает возможность применения телесных наказаний, что противоречит Конституции Российской Федерации, не могут быть приняты во внимание, как ошибочные. Дисциплинарный устав Оренбургского войскового казачьего войска был утвержден 1 Большим войсковым кругом (съездом) Оренбургского казачьего войска от 08 декабря 1991 года. Регистрация в 1998 году, также как и в 2011 году Устава Оренбургского войскового казачьего общества не свидетельствует о невозможности применения Дисциплинарного устава в части не противоречащей закону.
Доводы кассационной жалобы о том, что невозможно издать приказ о привлечении к дисциплинарной ответственности в 2018 года за недостатки, которые будут установлены в 2019 года, не могут быть приняты во внимание. Приказом от 31 октября 2018 года N 110 истец был привлечен к ответственности в виде строгого выговора за непредставление списков участников Рождественских образовательных чтений и неучастие в совещаниях в войсковом штабе 25 и 26 октября 2018 года, данный приказ истцом не был оспорен. При применении к истцу взыскания приказом от 07 октября 2019 года указанные упущения истца приняты во внимания в качестве обоснования неоднократности совершения дисциплинарного проступка.
Ссылки истца на неприменение судами пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 05 декабря 2005 года N 154 "О государственной службе российского казачества" и пункт 1 статьи 6.2, пункт 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года "О некоммерческих организациях" основанием к отмене судебных актов не являются.
Так, пунктом 3 статьи 2 Федерального закона от 05 декабря 2005 года N 154-ФЗ "О государственной службе российского казачества" предусмотрено, что порядок согласования уставов хуторского, станичного, городского, районного (юртового), окружного (отдельского) и войскового казачьих обществ, создаваемых (формируемых) либо действующих в пределах территории, на которой осуществляет свою деятельность иное казачье общество, и порядок утверждения уставов казачьих обществ главами муниципальных образований, высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации и уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по взаимодействию с казачьими обществами определяются Президентом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона от 12 января 1996 года N7-ФЗ "О некоммерческих организациях" учредительными документами некоммерческих организаций являются: устав, утвержденный учредителями (участниками, собственником имущества) для общественной организации (объединения), фонда, некоммерческого партнерства, автономной некоммерческой организации, частного или бюджетного учреждения; устав либо в случаях, установленных законом, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, положение, утвержденные соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, для казенного учреждения; учредительный договор, заключенный их членами, и устав, утвержденный ими, для ассоциации или союза.
Уставы Оренбургского войскового казачьего войска и Среднеуральского отдельского казачьего общества Оренбургского войскового казачьего войска приняты в соответствии с действующим законодательством.
Доводы кассационной жалобы о том, что в резолютивной части приказа от 21 октября 2019 года не определен закон и документ Оренбургского войскового казачьего общества, который им нарушен, отсутствуют доказательства наличия принятого решения об утрате доверия со стороны казачьих обществ; отсутствуют доказательства совершение действий, порочащих репутацию Оренбургского казачьего войска, не могут быть признаны основанием для отмены либо изменения в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по данному делу, поскольку основаны на неправильном толковании норм материального права.
Данные доводы являлись предметом исследования суда апелляционной инстанции при рассмотрении жалобы истца, отклоняя их суд апелляционной инстанции обоснованно указал на то, что указанный приказ издан в пределах полномочий войскового атамана, при наличии необходимого кворума на заседании совета и процедура отстранения атамана Черкасова О.А. от замещаемой должности соблюдена.
Доводы кассационной жалобы о том, что Среднеуральское отделение казачьего общества является самостоятельным юридическим лицом, зарегистрированным в едином государственном реестре юридических лиц, имеет свой устав, которым не предусмотрено вмешательство в управление организацией других лиц, в том числе и органов управления Оренбургским войсковым казачьим обществом, не могут быть приняты во внимание, поскольку Среднеуральское отделение казачьего общества входит в состав Оренбургского войскового казачьего общества.
В кассационной жалобе не приведено доводов и доказательств, опровергающих установленные судами обстоятельства, и их выводов, как и не приведено оснований, которые в соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации могли бы явиться безусловным основанием для отмены судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Седьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Верх-Исетского районного суда г. Екатеринбурга от 09 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Свердловского областного суда от 18 сентября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Черкасова Олега Алексеевича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.