Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Корпачевой Е.С, Ковалёвой Ю.В.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-423/2020 по административному исковому заявлению Хизвера Романа Григорьевича о признании недействующим в части приложения N 1 к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014-2044 года - Перечня всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу, утвержденного постановлением правительства Воронежской области от 6 марта 2014 года N 183 (в редакции постановления правительства Воронежской области от 7 февраля 2019 года N 105)
по апелляционной жалобе правительства Воронежской области на решение Воронежского областного суда от 17 сентября 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Корпачевой Е.С, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.В, полагавшего, что решение суда подлежит оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением правительства Воронежской области от 6 марта 2014 N 183 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области на 2014 - 2044 годы (далее - Региональная программа).
Приложением к названной Региональной программе является Перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории Воронежской области, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу (далее - Перечень).
Текст документа опубликован в издании информационная система "Портал Воронежской области в сети Интернет" https://www.govvrn.ru 17 марта 2014 года.
Указанный Перечень предусматривал проведение капитального ремонта многоквартирного дома N 128 по улице Ленинградской города Воронеж в период 2014 - 2019 годов (пункт 100 Перечня по городскому округу город Воронеж).
Постановлением правительства Воронежской области от 23 декабря 2016 года N 983 "О внесении изменений в постановление правительства Воронежской области от 6 марта 2014 года N 183" внесены изменения в постановление правительства Воронежской области от 6 марта 2014 года N 183 в части изложения приложения N 1 к Региональной программе в новой редакции.
Указанное постановление правительства Воронежской области размещено на портале Воронежской области в сети Интернет http://www.govvrn.ru, 28 декабря 2016 года и на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru 29 декабря 2016 года.
Приложение N 1 (в редакции от 23 декабря 2016 года N 983) предусматривало ремонт системы теплоснабжения многоквартирного дома N 128 по улице Ленинградской города Воронежа в 2038 - 2040 годах (пункт 3520 Перечня).
Постановлением правительства Воронежской области от 7 февраля 2019 года N 105 приложение N 1 к Региональной программе изложено в новой редакции. Срок ремонта системы теплоснабжения названного многоквартирного дома не изменен, ограничен плановым периодом 2038 - 2040 годы (пункт 2998 Перечня).
Административный истец Хизвер Р.Г, являясь сособственником квартиры в названном выше многоквартирном доме, обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнений, просил признать незаконным Приложение N 1 к Региональной программе с момента принятия постановления правительства Воронежской области от 23 декабря 2016 года N 983 (в редакции постановления правительства Воронежской области от 7 февраля 2019 N 105) в части установления очередности и планового периода капитального ремонта внутриквартирных сетей теплоснабжения дома N 128 по улице Ленинградской города Воронежа как противоречащее требованиям пункта 2 статьи 4 Закона Воронежской области от 8 июля 2013 года N 106-ОЗ "О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области".
По мнению административного истца, Региональная программа не связывает необходимость ее реализации исключительно в целях комплексного ремонта, и факт достижения предельных характеристик некоторых частей общего имущества многоквартирного дома не отменяет необходимости их капитального ремонта в соответствии с программой. Установленные программой очередность и плановый период капитального ремонта внутриквартирных сетей теплоснабжения многоквартирного дома носят неадекватный их техническому состоянию характер.
Решением Воронежского областного суда от 17 сентября 2020 года административное исковое заявление Хизвера Р.Г. удовлетворено.
В апелляционной жалобе правительство Воронежской области, ссылаясь на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административным истцом и участвовавшим в деле прокурором поданы возражения об их необоснованности и законности постановленного судебного акта.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились - административный истец Хизвер Р.Г, представитель правительства Воронежской области, извещенные о времени и месте рассмотрения административного дела в установленном законом порядке и надлежащим образом, ходатайств об отложении разбирательства дела не заявляли.
На основании статьи 150, части 5 статьи 213, части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение административного дела в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены решения суда и считает его правильным.
Суд первой инстанции, проанализировав предписания пункта "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункта 11.1 части 1 статьи 4, пункта 8.3 статьи 13, части 1 статьи 167 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 3 Закона Воронежской области от 17 октября 2012 года N 11-ОЗ "О системе исполнительных органов государственной власти Воронежской области", статьи 1 Закона Воронежской области от 30 сентября 2008 года N 77-ОЗ "О правительстве Воронежской области", статьи 2 Закона Воронежской области от 8 июля 2013 года N 106 "О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области", сделал верный вывод о принятии оспариваемого нормативного правового акта и нормативных правовых актов, вносящих в него изменения, уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
В соответствии с частью 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором.
Региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Очередность проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяется в региональной программе капитального ремонта исходя из критериев, которые установлены законом субъекта Российской Федерации и могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (части 1 и 3 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В развитие приведенных положений федерального законодательства принят Закон Воронежской области от 8 июля 2013 года N 106-ОЗ "О порядке подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в Воронежской области" (далее также - Закон Воронежской области от 8 июля 2013 года N 106-ОЗ). Согласно части 3 статьи 4 упомянутого закона Воронежской области установлены критерии очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Хизвер Р.Г. является собственником жилого помещения, расположенного в многоквартирном жилом доме N 128 по улице Ленинградской города Воронежа. Этот многоквартирный дом построен в 1933 году, степень физического износа системы теплоснабжения (стояки и отопительные приборы) по сведениям органов местного самоуправления муниципального образования, на 10 января 2019 года составляла 75%.
Постановлением правительства Воронежской области от 6 марта 2014 года N 183 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Воронежской области, на 2014 - 2044 годы. Названной региональной программой на основании сведений, предоставленных в том числе органами местного самоуправления, исходя из критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, определенных приведенными выше положениями части 3 статьи 4 Закона Воронежской области от 8 июля 2013 года N 106-ОЗ, установлен плановый период проведения капитального ремонта указанного многоквартирного жилого дома - 2014 - 2019 годы.
В дальнейшем постановлением правительства Воронежской области от 28 декабря 2016 года N 983 "О внесении изменения в постановление правительства Воронежской области от 6 марта 2014 года N 183" планируемый период проведения указанных работ по капитальному ремонту общедомового имущества названного дома перенесен на более поздний срок:
ремонт системы водоотведения, ремонт подвальных помещений, ремонт фундамента - 2020-2022 годы;
ремонт фасада, ремонт системы газоснабжения - 2023-2025 годы;
ремонт системы электроснабжения - 2029-2031 годы;
ремонт системы теплоснабжения, ремонт системы холодного водоснабжения, ремонт крыши - 2038-2040 годы.
Указанный период проведение капитального ремонта приведенного общего имущества многоквартирного жилого дома, где проживает административный истец, сохраняется и в действующей на дату рассмотрения дела редакции постановления правительства Воронежской области от 7 февраля 2019 года N 105.
Исходя из обстоятельств дела, судебная коллегия полагает, что изменение очередности проведения капитального ремонта общего имущества дома, где находится принадлежащее административному истцу жилое помещение, произведено произвольно, без учета правовых, фактических и объективных оснований для переноса на более поздний срок планового периода проведения капитального ремонта отдельных элементов в многоквартирном жилом доме N 128 по улице Ленинградской города Воронежа.
По общему правилу, установленному частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений. Исключения из данного правила определены в приведенной норме, их перечень носит исчерпывающий характер, не подлежащий расширительному толкованию.
Аналогичная норма содержится в части 5 статьи 4 Закона Воронежской области 8 июля 2013 года N 106-ОЗ.
Вместе с тем, судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами административного дела, что решение о переносе периода проведения капитального ремонта системы теплоснабжения указанного многоквартирного жилого дома на более поздний срок общим собранием собственников помещений дома не принималось. Более того, собственники помещений этого дома неоднократно ставили вопрос о скорейшем проведении капитального ремонта системы теплоснабжения в связи с ее ненадлежащим состоянием.
В свою очередь, предусмотренных частью 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации обстоятельств, которые могли послужить основанием для принятия такого постановления в отсутствие решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, по делу не установлено.
Ссылка правительства Воронежской области на то, что указанное решение принято на основании пункта 12 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее по тексту - Федеральный закон от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ), в связи с чем не требовало согласования с собственниками помещений многоквартирного жилого дома, обоснованно была отклонена судом первой инстанции.
Так, на основании приведенной нормы в течение 2015 - 2016 годов без согласования с собственниками помещений многоквартирного дома допускалась актуализация региональных программ капитального ремонта в целях приведения этих программ в соответствие с требованиями пункта 3 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ).
В свою очередь пункт 3 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ) устанавливает правила определения в региональных программах планового периода проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ. Согласно данной норме такой плановый период может определяться указанием либо на календарный год, либо на период, в течение которого должен быть проведен такой ремонт, при этом данный период не должен превышать трех лет. До введения в действие Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ Жилищный кодекс Российской Федерации не ограничивал плановый период проведения капитального ремонта общедомового имущества многоквартирного жилого дома трехлетним сроком.
Исходя из содержания положений пункта 12 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", пункта 3 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции данного федерального закона), части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации в их системном толковании, без согласования с собственниками помещений многоквартирных жилых домов в 2015 - 2016 годах могла быть проведена актуализация региональных программ капитального ремонта в целях сокращения продолжительности плановых периодов проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах до трехлетнего срока. Названные нормы не предоставляют уполномоченным государственным органам исполнительной власти право переносить уже установленные региональными программами, исходя из критериев очередности проведения таких работ, плановые периоды проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздние сроки в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений этих многоквартирных домов.
С учетом изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что при приведении положений региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Воронежской области, на 2014 - 2044 годы, утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 6 марта 2014 года N 183, в соответствие с требованиями пункта 3 части 2 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ) запланированный названной программой плановый период проведения капитального ремонта системы теплоснабжения многоквартирного жилого дома N 128 по улице Ленинградской города Воронежа (пять лет) подлежал сокращению до трех лет в пределах ранее установленных этой программой временных рамок (2014 - 2019 годы).
Иных предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации оснований для принятия решения о переносе установленного региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Воронежской области, на 2014 - 2044 годы, утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 6 марта 2014 года N 183, планового периода проведения капитального ремонта крыши многоквартирного жилого дома N 128 по улице Ленинградской города Воронежа (2014 - 2019 годы) на более поздний срок (2038 - 2040 годы) в отсутствие соответствующего решения общего собрания собственников помещений этого многоквартирного дома, административный ответчик не указал, из материалов дела таких оснований не усматривается.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что оспариваемые Хизвером Р.Г. положения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Воронежской области, на 2014 - 2044 годы, утвержденной постановлением правительства Воронежской области от 6 марта 2014 года N 183, противоречат части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункту 12 статьи 12 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также части 5 статьи 4 Закона Воронежской области 8 июля 2013 года N 106-ОЗ, как следствие, нарушают права административного истца на проведение капитального ремонта системы теплоснабжения многоквартирного жилого дома N 128 по улице Ленинградской города Воронежа в 2014 - 2019 годы, в связи с чем подлежат признанию не действующими с даты их принятия - 23 декабря 2016 года.
Довод апелляционной жалобы о том, что поставленное по делу решение создает правовую неопределенность в части урегулирования правоотношений при производстве капитального ремонта системы теплоснабжения дома N 128 по улице Ленинградская города Воронежа, так как первоначально установленный Региональной программой период производства капитального ремонта 2014-2019 годы истек, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку правового значения при рассмотрении административных исковых требований в порядке абстрактного нормоконтроля не имеет.
Иные указания в апелляционной жалобе на необоснованность обжалованного решения суда ошибочны, так как при рассмотрении и разрешении административного дела судом первой инстанции правильно были определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, в решении приведены и проанализированы в их совокупности нормы права, подлежащие применению в данном деле, а выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Обжалуемое судебное решение вынесено с соблюдением норм процессуального права и при правильном применении норм материального права. Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 308-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Воронежского областного суда от 17 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу правительства Воронежской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Копия верна
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.