Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Ковалёвой Ю.В, Корпачевой Е.С.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-725/2020 по административному исковому заявлению закрытого акционерного общества "Управляющая компания "РВМ Капитал" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "РВМ-Подмосковный" об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений Московской области на решение Московского областного суда от 6 июля 2020 г, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Бузмакова С.С, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
закрытое акционерное общество "Управляющая компания "РВМ Капитал" Д.У. Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "РВМ-Подмосковный" (далее также - административный истец, ЗАО "УК "РВМ Капитал" Д.У. ЗПИФН "РВМ-Подмосковный"), являясь собственником 18-и земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, обратилось в Московский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости данных объектов недвижимости, установленной в размерах соответственно: 11 542 423 рубля 77 копеек, 11 552 046 рублей 34 копейки, 58 568 629 рублей, 43 989 946 рублей, 100 870 139 рублей 48 копеек, 54 277 813 рублей 12 копеек, 148 616 832 рубля 84 копейки, 36 899 155 рублей, 110 237 145 рублей, 88 815 176 рублей 06 копеек, 12 874 971 рубль 10 копеек, 8 718 438 рублей 16 копеек, 318 719 268 рублей 36 копеек, 239 874 584 рубля 16 копеек - по состоянию на 1 января 2018 г, 114 795 148 рублей 65 копеек, 128 142 274 рубля 32 копейки, 140 265 636 рублей 21 копейка - по состоянию на 4 июня 2019 г, 75 194 622 рубля - по состоянию на 5 июля 2018 г.
В обоснование заявленных требований ЗАО "УК "РВМ Капитал" Д.У. ЗПИФН "РВМ-Подмосковный" указало, что установленная в отношении земельных участков кадастровая стоимость значительно превышает их рыночную стоимость, чем нарушаются права юридического лица как плательщика земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельных участков.
ЗАО "УК "РВМ Капитал" Д.У. ЗПИФН "РВМ-Подмосковный" просило (с учётом уточнённых требований) установить кадастровую стоимость земельных участков в размере их рыночной стоимости по состоянию на даты кадастровой оценки в суммах соответственно: 4 491 102 рублей, 4 495 414 рублей, 16 601 600 рублей, 12 487 200 рублей, 28 848 924 рубля, 15 485 824 рубля, 42 416 097 рублей, 10 512 800 рублей, 31 494 000 рублей, 26 929 462 рубля, 3 675 921 рубль, 2 749 560 рублей, 89 941 302 рубля, 65 139 480 рублей, 24 180 975 рублей, 27 358 344 рубля, 30 434 229 рублей и 41 102 552 рубля.
Решением Московского областного суда от 6 июля 2020 г. административное исковое заявление удовлетворено.
В апелляционной жалобе Министерством имущественных отношений Московской области поставлен вопрос об отмене решения суда ввиду его необоснованности и принятии по делу нового судебного акта. По мнению административного ответчика, заключение судебной оценочной экспертизы, положенное в основу судебного решения, является недопустимым доказательством, так как составлено с существенными нарушениями, содержит недостоверные выводы, тем самым вводит в заблуждение пользователей, поэтому экспертное заключение не могло быть положено в основу судебного решения. В связи с данными обстоятельствами заявлено ходатайство о назначении повторной судебной оценочной экспертизы.
Письменные возражения относительно доводов апелляционной жалобы ЗАО "УК "РВМ Капитал" Д.У. ЗПИФН "РВМ-Подмосковный" в суд не представлены.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме. Представитель административного истца представил ходатайство с просьбой рассмотреть дело в его отсутствие.
Учитывая положения статей 96, 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости регулируется главой 25 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Так, частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (пункт 2 части 1 статьи 248 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных данной статьёй), в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости в случае её создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ЗАО "УК "РВМ Капитал" Д.У. ЗПИФН "РВМ-Подмосковный" является собственником 18-и земельных участков:
с кадастровым номером N, общей площадью 29 163 +/- 1 494 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: под дачное строительство с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нём, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 9 октября 2019 г. N);
с кадастровым номером N, общей площадью 29 191 +/- 1 495 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: под дачное строительство с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нём, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из ЕГРН от 9 октября 2019 г. N);
с кадастровым номером N, общей площадью 129 700 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: под дачное строительство с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нём, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из ЕГРН от 9 октября 2019 г. N);
с кадастровым номером N, общей площадью 94 600 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: под дачное строительство с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нем, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из ЕГРН от 9 октября 2019 г. N);
с кадастровым номером N, общей площадью 246 572 +/- 4 345 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: под дачное строительство с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нём, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из ЕГРН от 9 октября 2019 г. N);
с кадастровым номером N, общей площадью 120 983 +/- 243 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: под дачное строительство с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нём, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из ЕГРН от 9 октября 2019 г. N);
с кадастровым номером N, общей площадью 382 127 +/- 5 409 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: под дачное строительство с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нём, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из ЕГРН от 9 октября 2019 г. N);
с кадастровым номером N, общей площадью 77 300 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: под дачное строительство с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нём, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из ЕГРН от 9 октября 2019 г. N);
с кадастровым номером N, общей площадью 271 500 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: под дачное строительство с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нём, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из ЕГРН от 9 октября 2019 г. N);
с кадастровым номером N, общей площадью 226 298 +/- 4 162 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: под дачное строительство с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нём, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из ЕГРН от 9 октября 2019 г. N);
с кадастровым номером N, общей площадью 23 119 +/- 1 330 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: под дачное строительство с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нём, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из ЕГРН от 9 октября 2019 г. N);
с кадастровым номером N, общей площадью 16 664 +/- 1 131 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: под дачное строительство с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нём, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из ЕГРН от 9 октября 2019 г. N);
с кадастровым номером N, общей площадью 908 498 +/- 667 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: под дачное строительство с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нём, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из ЕГРН от 9 октября 2019 г. N);
с кадастровым номером N, общей площадью 620 376 +/- 6 892 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: под дачное строительство с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нём, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из ЕГРН от 9 октября 2019 г. N);
с кадастровым номером N, общей площадью 230 295 +/- 336 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: под дачное строительство с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нём, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из ЕГРН от 9 октября 2019 г. N);
с кадастровым номером N, общей площадью 263 061 +/- 360 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: под дачное строительство с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нём, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из ЕГРН от 9 октября 2019 г. N);
с кадастровым номером N, общей площадью 301 329 +/- 384 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: под дачное строительство с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нём, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из ЕГРН от 9 октября 2019 г. N);
с кадастровым номером N, общей площадью 384 136 +/- 434 кв. м, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, вид разрешённого использования: под дачное строительство с правом возведения жилого дома с правом регистрации проживания в нём, расположенного по адресу: "адрес" (выписка из ЕГРН от 9 октября 2019 г. N).
Распоряжением Министерства имущественных отношений Московской области от 27 ноября 2018 г. N 15ВР-1633 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки" кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N установлена по состоянию на 1 января 2018 г. в суммах: 11 542 423 рубля 77 копеек, 11 552 046 рублей 34 копейки, 58 568 629 рублей, 43 989 946 рублей, 100 870 139 рублей 48 копеек, 54 277 813 рублей 12 копеек, 148 616 832 рубля 84 копейки, 36 899 155 рублей, 110 237 145 рублей, 88 815 176 рублей 06 копеек, 12 874 971 рубль 10 копеек, 8 718 438 рублей 16 копеек, 318 719 268 рублей 36 копеек, 239 874 584 рубля 16 копеек.
Согласно выпискам из ЕГРН от 20 ноября 2019 г. N, N, N кадастровая стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N установлена по состоянию на 4 июня 2019 г. в суммах 114 795 148 рублей 65 копеек, 128 142 274 рубля 32 копейки, 140 265 636 рублей 21 копейка на основании акта от 5 июня 2019 г. N.
Согласно выписке из ЕГРН от 12 апреля 2019 г. N кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N установлена по состоянию на 5 июля 2018 г. в сумме 75 194 622 рубля на основании акта от 13 ноября 2014 г. N А41-25680/41.
В соответствии со статьями 387 - 391 Налогового кодекса Российской Федерации, статьями 65, 66 Земельного кодекса Российской Федерации административный истец в отношении принадлежащих ему на праве собственности земельных участков является плательщиком земельного налога, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения.
Оспаривая результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, административный истец представил суду отчёт об оценке рыночной стоимости земельных участков (17 единиц) от 5 декабря 2019 г. N, подготовленный оценщиком общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"", согласно которому рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N по состоянию на 1 января 2018 г. составляет 4 179 000 рублей, 3 874 000 рублей, 16 877 000 рублей, 12 939 000 рублей, 28 731 000 рублей, 15 117 000 рублей, 42 290 000 рублей, 10 117 000 рублей, 28 157 000 рублей, 25 248 000 рублей, 3 634 000 рублей, 2 680 000 рублей, 83 609 000 рублей, 65 561 000 рублей; рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N по состоянию на 4 июня 2019 г. составляет 25 890 000 рублей, 29 084 000 рублей, 32 101 000 рублей.
Учитывая заявленное административным истцом ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы, на основании определения Московского областного суда от 29 января 2020 г. и в соответствии со статьёй 77 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по административному делу была назначена судебная оценочная экспертиза.
Согласно заключению судебной оценочной экспертизы от 27 марта 2020 г. N, проведённой экспертом общества с ограниченной ответственностью " "данные изъяты"" ФИО.:
оценщиком ООО " "данные изъяты"" при составлении отчёта об оценке рыночной стоимости земельных участков (17 единиц) от 5 декабря 2019 г. N допущено нарушение требований законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, предъявляемых к методам расчёта рыночной стоимости объектов недвижимости;
рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N, N по состоянию на 1 января 2018 г. составляет соответственно 4 491 102 рубля, 4 495 414 рублей, 16 601 600 рублей, 12 487 200 рублей, 28 848 924 рубля, 15 485 824 рубля, 42 416 097 рублей, 10 512 800 рублей, 31 494 000 рублей, 26 929 462 рубля, 3 675 921 рубль, 2 749 560 рублей, 89 941 302 рубля, 65 139 480 рублей;
рыночная стоимость земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N по состоянию на 4 июня 2019 г. составляет соответственно 24 180 975 рублей, 27 358 344 рубля, 30 434 229 рублей;
рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 5 июля 2018 г. составляет 41 102 552 рубля.
Устанавливая кадастровую стоимость земельных участков в размере рыночной стоимости на основании экспертного заключения от 27 марта 2020 г. N (далее - экспертное заключение), суд первой инстанции исходил из того, что названное заключение соответствует действующему законодательству об экспертной и оценочной деятельности, содержит указание на применение экспертом при проведении исследований и производстве расчётов нормативных правовых актов и нормативных документов в области оценочной деятельности, стандартов по проведению оценки, учебных пособий и справочной аналитики, соответствующих коэффициентов корректировок. В заключении эксперта содержатся исчерпывающие суждения и выводы относительно совокупности всех ценообразующих факторов как по объектам-аналогам, так и по объектам оценки. В процессе исследования эксперт проанализировал возможность применения доходного, сравнительного и затратного подходов, а также соответствующих методов оценки, и пришёл к обоснованному выводу о возможности применения только сравнительного подхода при определении рыночной стоимости спорных земельных участков.
Суд, исследовав и оценив в соответствии с правилами статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта по результатам проведённой судебной оценочной экспертизы, признал требования административного истца обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку доказательства, опровергающие выводы, изложенные в указанном заключении эксперта, а также документы, содержащие сведения об иной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости, лицами, участвующими в деле, в материалы административного дела не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о допущенных экспертом нарушениях при производстве экспертизы не свидетельствуют о том, что такие возможные нарушения имели место, повлияли или могли повлиять на итоговые выводы экспертного заключения.
Заключение эксперта выполнено в соответствии с законодательством об экспертной и оценочной деятельности, содержит все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости спорных объектов недвижимости. Экспертом в заключении даны ответы на поставленные судом вопросы и приведены выводы о размере рыночной стоимости земельного участка.
Эксперт ФИО является незаинтересованным в исходе деле лицом, перед началом производства судебной экспертизы была предупреждена об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения. Эксперт имеет высшее образование по специальности "Экономист-математик", имеет диплом о профессиональной переподготовке по программе "Оценка стоимости предприятия (бизнеса), квалификационный аттестат в области оценочной деятельности по направлению оценочной деятельности "Оценка недвижимости", длительный стаж оценочной (12 лет) и экспертной работы, при осуществлении экспертной и оценочной деятельности гражданская ответственность эксперта застрахована.
Вопреки доводам апелляционной жалобы эксперт в своем исследовании проанализировал все ценообразующие факторы, в том числе наличие строений на земельных участках, общую площадь, применил обоснованные корректировки в отношении объектов-аналогов на имущественные права, на условия сделки, на вид разрешённого использования земельных участков, на их местоположение, включая направление и транспортную доступность, на иные требуемые показатели. Экспертное заключение содержит подробное описание проведённого исследования, указание на использованные методы оценки, проведённые расчёты и подходы, иные сведения, имеющие существенное значение.
На все представленные Министерством имущественных отношений Московской области замечания (совпадают с доводами апелляционной жалобы) экспертом даны исчерпывающие ответы с представлением письменных пояснений, содержащих опровержения утверждений административного ответчика о порочности экспертного заключения, со ссылкой на нормы действующего законодательства об оценочной деятельности, а также требования федеральных стандартов оценки, применённых при производстве экспертизы.
По мнению судебной коллегии, заключение судебной оценочной экспертизы полностью соответствует как положениям Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", так и требованиям федеральных стандартов оценки.
С учётом изложенного судебная коллегия в судебном заседании отказала Министерству имущественных отношений Московской области в удовлетворении ходатайства о назначении по делу повторной судебной оценочной экспертизы.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию административного ответчика с решением суда, однако они не содержат фактов, которые не были бы проверены и учтены при рассмотрении дела. Суд установилвсе юридически значимые обстоятельства и дал надлежащую оценку собранным по делу доказательствам.
Несогласие с выводами суда не может рассматриваться в качестве основания отмены судебного решения в апелляционном порядке. Нарушение норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного и необоснованного решения, судом первой инстанции не допущено.
Таким образом, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьёй 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не имеется.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского областного суда от 6 июля 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений Московской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения в Первый кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.