Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Ковалёвой Ю.В, Кудряшова В.К.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-4048/2020 по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Арсенал-М" о признании недействующим в части постановления Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" по апелляционной жалобе Правительства Москвы на решение Московского городского суда от 11 августа 2020 г, которым заявленные требования удовлетворены.
Заслушав доклад судьи Первого апелляционного суда общей юрисдикции Бузмакова С.С, объяснения представителя Правительства Москвы - Федотова П.С, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения относительно апелляционной жалобы представителей общества с ограниченной ответственностью "Арсенал-М" - Паршуковой С.А, Подмарьковой А.Д, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А, полагавшего судебный акт не подлежащим отмене, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее также - Постановление N 700-ПП) утверждён перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее также - Перечень) на 2015 год.
Постановлениями Правительства Москвы от 26 ноября 2015 г. N 786-ПП, от 29 ноября 2016 г. N 789-ПП, от 28 ноября 2017 г. N 911-ПП, от 27 ноября 2018 г. N 1425-ПП, от 26 ноября 2019 г. N 1574-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 28 ноября 2014 г. N 700-ПП" Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, изложен в новых редакциях и определён по состоянию соответственно на 1 января 2016 г, на 1 января 2017 г, на 1 января 2018 г, на 1 января 2019 г. и на 1 января 2020 г.
Все приведённые выше нормативные правовые акты опубликованы в официальном печатном издании "Вестник Мэра и Правительства Москвы", а также размещены на официальном сайте Правительства Москвы в информационно-коммуникационной сети "Интернет" http://www.mos.ru.
В пункт N Перечня на 2015 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес". В Перечни на 2016, 2017, 2018, 2019 и 2020 годы данное здание включено под пунктами соответственно 6158, 20022, 20523, 22092 и 11945.
В пункт N Перечня на 2017 год включено нежилое здание с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес". В Перечни на 2018, 2019 и 2020 годы данное здание включено под пунктами соответственно N, N и N.
Общество с ограниченной ответственностью "Арсенал-М", являясь собственником объектов недвижимости с кадастровыми номерами N и N, обратилось в Московский городской суд с административным исковым заявлением о признании не действующими с 1 января 2015 г. пункта N Перечня на 2015 год, с 1 января 2016 г. - пункта N Перечня на 2016 год, с 1 января 2017 г. - пунктов N и N Перечня на 2017 год, с 1 января 2018 г. - пунктов N и N Перечня на 2018 год, с 1 января 2019 г. - пунктов N и N Перечня на 2019 год и с 1 января 2020 г. пунктов N и N Перечня на 2020 год, полагая что спорные нежилые здания не отвечают требованиям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс РФ) и статьи 1.1 Закона города Москвы от 5 ноября 2003 г. N 64 "О налоге на имущество организаций" (далее - Закон города Москвы N 64), которыми определены признаки объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество организаций исчисляется исходя из кадастровой стоимости, чем нарушаются его права, незаконно возлагая на юридическое лицо обязанность по уплате данного налога в большем, чем это предусмотрено налоговым законодательством, размере.
Определением Московского городского суда от 11 августа 2020 г. прекращено производство по административному делу в части требований ООО "Арсенал-М" об оспаривании пункта N Перечня на 2015 год и пункта N Перечня на 2016 год в связи с принятием судом отказа административного истца от административного иска в данной части.
Решением суда от 11 августа 2020 г. административное исковое заявление ООО "Арсенал-М" удовлетворено. Признаны недействующими с 1 января 2017 г. пункты N и N Перечня на 2017 год, с 1 января 2018 г. - пункты N и N Перечня на 2018 год, с 1 января 2019 г. - пункты N и N Перечня на 2019 год, с 1 января 2020 г. - пункты N и N Перечня на 2020 год. С административного ответчика в пользу административного истца взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
В апелляционной жалобе Правительство Москвы просит об отмене решения суда как незаконного и необоснованного и принятии нового судебного акта об отказе ООО "Арсенал-М" в удовлетворении административного иска.
В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права и неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела. В том числе указывает на то, что Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) является сводом достоверных систематизированных сведений, в связи с чем при решении вопроса о включении спорных нежилых зданий в Перечни Правительство Москвы руководствовалось содержащимися в ЕГРН сведениями, согласно которым вид разрешённого использования земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости ООО "Арсенал-М", предусматривает размещение офисных зданий делового и коммерческого назначения, размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания. Суд, удовлетворяя заявленные административным истцом требования, неправомерно руководствовался вступившим в законную силу решением Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2017 г, в силу которого признано незаконным распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 30 марта 2015 г. N 4054 об изменении вида разрешённого использования земельного участка N, так как соответствующие сведения в ЕГРН до настоящего времени не внесены.
ООО "Арсенал-М" и участвующим в деле прокурором на апелляционную жалобу представлены письменные возражения о несостоятельности её доводов и законности судебного акта.
Лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения жалобы в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме.
Учитывая положения статей 96, 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя Департамента городского имущества города Москвы.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и возражениях на неё, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72, 76 Конституции Российской Федерации).
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьи 372 Налогового кодекса РФ, статьи 44 Закона города Москвы от 28 июня 1995 г. "Устав города Москвы", пункта 9 статьи 11 и статьи 19 Закона города Москвы от 20 декабря 2006 г. N 65 "О Правительстве Москвы", сделал верное заключение о принятии оспариваемого нормативного правового акта (и последующих изменяющих его постановлений) уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением порядка его опубликования.
Налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации, с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (статьи 3, 14, 372 Налогового кодекса РФ).
Налог на имущество организаций на территории города Москвы урегулирован Законом города Москвы N 64, в соответствии с которым с 1 января 2014 г. этот налог исчисляется исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Виды недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, определены в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ, в котором, в том числе, указаны: административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них (подпункт 1); нежилые помещения, назначение, разрешённое использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункт 2).
Согласно пункту 3 приведённой статьи административно-деловым центром признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), если оно расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения (подпункт 1), либо в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации), имеет помещения общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания, назначение, разрешённое использование или наименование которых предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приёмные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), либо фактически используется в указанных целях (подпункт 2).
В соответствии с пунктом 4 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ торговым центром (комплексом) признаётся отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешённого использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1); в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации), имеет помещения общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания, назначение, разрешённое использование или наименование которых предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания либо фактически используется в указанных целях.
Пунктами 1, 2 и 5 статьи 1.1 Закона города Москвы N 64 (в редакции, действующей с 1 января 2016 г.) к объектам недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, отнесены, в частности, административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, если соответствующие здания (строения, сооружения), расположены на земельных участках, один из видов разрешённого использования которых предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; отдельно стоящие нежилые здания (строения, сооружения) общей площадью свыше 1 000 кв. метров и помещения в них, фактически используемые в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания; отдельно стоящие нежилые здания и помещения в них, включённые в перечень, утверждаемый Правительством Москвы в соответствии с частью 3 статьи 2 поименованного закона, если указанные здания (строения, сооружения) предназначены для использования в соответствии с кадастровыми паспортами или документами технического учёта (инвентаризации) таких объектов недвижимости и (или) фактически используются в целях делового, административного или коммерческого назначения, а также в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
По смыслу приведённых выше положений федерального и регионального законодательства, в Перечень подлежит включению такое здание, которое отвечает одному из критериев в соответствии с названными выше правовыми нормами.
Как установлено судом и следует из материалов административного дела, здания с кадастровыми номерами N и N включены в Перечни на 2017 - 2020 годы, исходя из вида разрешённого использования земельного участка, на котором они расположены.
Спорные объекты недвижимости расположены на земельном участке с кадастровым номером N, который предоставлен ООО "Арсенал-М" на основании договора аренды от 16 марта 2006 г. N (с учётом дополнительного соглашения от 15 декабря 2006 г. N). Пунктом 1.1 договора аренды определено, что земельный участок предоставлен в аренду сроком до 16 марта 2055 г. для эксплуатации завода по ремонту промышленного оборудования.
Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 30 марта 2015 г. N 4054 "Об изменении разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N" вид разрешённого использования данного земельного участка изменён, установлены следующие виды разрешённого использования: по Классификатору видов разрешённого использования земельных участков, утверждённому приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. N 540: Магазины (4.4), Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5). Деловое управление (4.1) Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7). Легкая промышленность (6.3) Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (1.2.9). Склады (6.9).
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2017 г. по делу N А40-4426/17, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 18 сентября 2017 г. и постановлением Арбитражного суда Московского округа от 22 января 2018 г. N Ф05-19604/2017, вынесенным по иску ООО "Арсенал-М", распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 30 марта 2015 г. N 4054 признано недействительным. На Департамент городского имущества города Москвы возложена обязанность внести в государственный кадастр недвижимости изменения о виде разрешённого использования земельного участка с кадастровым номером N путём исключения видов "Земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (1.2.5)" и "Земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (1.2.7)".
Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что включение нежилых зданий с кадастровыми номерами N и N в Перечни на 2017 - 2020 годы противоречит действующему законодательству, так как земельный участок, на котором располагаются здания, на момент формирования Перечней имел виды разрешённого использования "Для эксплуатации завода по ремонту промышленного оборудования" (Лёгкая промышленность (6.3). Склады (6.9)), что не предполагает размещение объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, офисных зданий делового и коммерческого назначения.
Неисполнение Департаментом городского имущества города Москвы как органом публичной власти решения Арбитражного суда города Москвы от 31 мая 2017 г. по делу N А40-4426/17 не может повлечь негативные для ООО "Арсенал-М" как налогоплательщика последствия в виде отказа в удовлетворении заявленных требований, принимая во внимание положения статьи 6 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения спорных зданий в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Правительством Москвы относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие нежилых зданий с кадастровыми номерами N и N условиям, установленным Налоговым кодексом РФ, Законом города Москвы N 64 и необходимым для включения их в Перечень, не представлено, не содержится их и в материалах дела.
При таком положении суд правомерно удовлетворил административный иск и признал недействующими оспариваемые пункты Перечня на 2017, 2018, 2019 и 2020 годы.
Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели бы к неправильному разрешению дела, не допущено.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном применении норм материального права, выводов суда первой инстанции не опровергают, оснований для отмены судебного решение не содержат.
Руководствуясь статьями 308 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Московского городского суда от 11 августа 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Москвы - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения во Второй кассационный суд общей юрисдикции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.