Судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бузмакова С.С, судей Кудряшова В.К, Ковалёвой Ю.В.
при секретаре Никишовой О.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-94/2020 по административному исковому заявлению Лужина Юрия Вадимовича о признании недействующим в части постановления Правительства Орловской области от 30 декабря 2014 года N 443 "Об утверждении порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Орловской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, на территории Орловской области"
по апелляционной жалобе Правительства Орловской области на решение Орловского областного суда от 3 сентября 2020 года, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Кудряшова В.К, объяснения представителя Лужина Ю.В. - Хохлова И.С, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Слободина С.А, полагавшего об изменении решения суда в части, судебная коллегия по административным делам
установила:
Лужин Ю.В. обратился в Орловский областной суд с административным исковым заявлением о признании не действующим подпункта 8 пункта 17 Порядка определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Орловской области, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, и предоставленные в аренду без торгов, на территории Орловской области, утвержденного постановлением Правительства Орловской области от 30 декабря 2014 года N 443 (далее также - Порядок), согласно которому при расчете годовой арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Орловской области, городе Орле, предоставленные для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающих земельные участки для нестационарных рынков применяются коэффициенты, в частности утвержден коэффициент категории арендаторов (Ка) в размере 0, 15.
В обоснование требований административный истец указал на то, что Порядок противоречит основным принципам определения арендной платы, закрепленным в постановлении Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (далее также - Постановление N 582). Обращает внимание на то, что понятие "нестационарный рынок" не предусмотрено действующим законодательством, в связи с этим отсутствует возможность разграничить такие земельные участки с земельными участками, занятыми стационарными объектами торговли, для которых установлены иные коэффициенты.
Решением Орловского областного суда от 3 сентября 2020 года административное исковое заявление Лужина Ю.В. удовлетворено.
В апелляционной жалобе Правительство Орловской области просит судебный акт отменить, прекратить производство по административному делу, ввиду неправильного установления обстоятельств, имеющих значение для дела, указывая на то, что оспариваемые положения были установлены и применялись в отношении неопределенного круга лиц, в связи с чем, учитывая позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 6 июля 2018 года N 29-П, не может быть признан утратившим силу с момента его принятия.
Относительно апелляционной жалобы прокуратурой Орловской области представлены возражения о необоснованности ее доводов и законности судебного решения.
Административный истец Лужин Ю.В, представители Правительства Орловской области, Управления муниципального имущества и землепользования города Орла, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились.
Судебная коллегия на основании статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Рассмотрев административное дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, проверив доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Согласно статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Пунктом 1 статьи 39.7 ЗК РФ установлено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктами 2 и 3 пункта 3 статьи 39.7 ЗК РФ, если иное не установлено данным Кодексом или другими федеральными законами, порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2009 года N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации", которое в части установления Основных принципов определения арендной платы является общеобязательным при использовании всех земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в случаях, когда в соответствии с законом размер платы подлежит установлению соответствующими компетентными органами.
Данным постановлением предусмотрено, что размер арендной платы определяется в том числе исходя из принципа экономической обоснованности, в соответствии с которым арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка, с учетом категории земель, к которой отнесен такой земельный участок, и его разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования тарифов на товары (работы, услуги) организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на таком земельном участке, и субсидий, предоставляемых организациям, осуществляющим деятельность на таком земельном участке.
Пунктом 2 Методических рекомендаций по применению основных принципов определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, утвержденных приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29 декабря 2017 года N 710, рекомендуется при установлении порядка определения размера арендной платы предусматривать положения, направленные на достижение баланса интересов арендатора и арендодателя земельного участка, например, посредством установления экономически обоснованных ставок арендной платы или иных показателей, применяемых для определения арендной платы.
Таким образом, соблюдение принципа экономической обоснованности при установлении коэффициентов, применяемых к размеру арендной платы, должно быть подтверждено путем представления соответствующих документов, содержащих анализ и оценку экономических, природных и иных факторов, влияющих на уровень доходности земельного участка, и рассчитываемых значений коэффициентов.
В соответствии с предписаниями части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обязанность доказывания соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта, его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, возлагается на орган, принявший оспариваемый нормативный правовой акт.
Постановлением Правительства Орловской области от 30 декабря 2014 года N 443, опубликованным 31 декабря 2014 года в государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр", утвержден Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Орловской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Орловской области.
Постановлением Правительства Орловской области от 14 августа 2015 года N 373, официально опубликованным 18 августа 2015 года в государственной специализированной информационной системе "Портал Орловской области - публичный информационный центр" в вышеназванное постановление N 443 внесены изменения, в том числе, приложение 2 к Порядку изложено в новой редакции.
Подпунктом 8 пункта 17 приложения 2 к Порядку для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающих земельные участки, занятые нестационарными рынками, установлен коэффициент категории арендаторов 0, 15.
Как правильно установлено судом первой инстанции, оспариваемый Порядок принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции с соблюдением формы принятия нормативных правовых актов, порядка их принятия и утверждения, а также официального опубликования, что подтверждено ранее вступившими в законную силу решениями Орловского областного суда.
Согласно пункту 10 Порядка годовая арендная плата за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Орловской области за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 данного Порядка, определяется по формуле как произведение кадастровой стоимости (КС), коэффициента категорий арендаторов (Ка) и индекса инфляции (И).
Абзацем первым пункта 11 Порядка (в редакции, действовавшей до 1 января 2020 года) установлено, что при расчете годовой арендной платы за земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Орловской области - городе Орле, применяются коэффициенты категорий арендаторов согласно приложению 2 к Порядку.
Подпунктом 8 пункта 17 Приложения 2 к названному Порядку (в редакции постановления Правительства Орловской области от 14 августа 2015 года N 373) для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающих земельные участки нестационарными рынками, установлен коэффициент категории арендаторов (Ка) в размере 0, 15.
В связи с принятием Правительством Орловской области постановления от 18 ноября 2019 года N 634 указанный коэффициент с 1 января 2020 года утратил силу для земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Удовлетворяя требования административно истца, суд исходил из того, что установленный оспариваемым подпунктом 8 пункта 17 приложения 2 к Порядку коэффициент категории арендаторов (Ка) для нестационарных рынков в размере 0, 15 не отвечает принципу экономической обоснованности, поскольку каких-либо обоснований и расчетов, подтверждающих его экономическую обоснованность, административным ответчиком вопреки требованиям части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не представлено.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм закона и соответствует обстоятельствам дела.
При этом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации оснований для прекращения производства по делу не имеется, поскольку возможность оспорить утративший силу нормативный правовой акт сохраняется до тех пор, пока он непосредственно затрагивает права и законные интересы заявителя. Судом установлено, что оспариваемая норма применялась и затрагивает права и законные интересы административного истца.
Вместе с тем судебная коллегия полагает неправомерным признание судом оспариваемого постановления недействующим со дня его принятия.
Из положений пункта 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, разъяснений, данных в пункте 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами", следует, что суд принимает решение об удовлетворении требований по административному делу об оспаривании нормативного правового акта полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты.
Вопрос о признании нормативного правового акта не действующим с того или иного времени решается судом в зависимости от обстоятельств дела.
Поскольку подпунктом 8 пункта 17 приложения 2 к названному Порядку применялся и на его основании реализовывались права граждан и организаций, а также формировалась доходная часть соответствующих бюджетов, при этом оспариваемый коэффициент утратил силу с 1 января 2020 года в связи с принятием Правительством Орловской области постановления от 18 ноября 2019 года N 634, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости признания недействующим нормативного правового акта в оспариваемой части с 1 января 2020 года.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Первого апелляционного суда общей юрисдикции
определила:
решение Орловского областного суда от 3 сентября 2020 года изменить.
Признать недействующим с 1 января 2020 года подпункт 8 пункта 17 Приложения 2 к Порядку определения размера арендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы за использование земельных участков, находящихся в собственности Орловской области, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории Орловской области, утвержденному постановлением Правительства Орловской области от 30 декабря 2014 года N 433 (в редакции постановления Правительства Орловской области от 14 августа 2015 года N 373) в той части, которой установлен коэффициент категорий арендаторов земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Орла для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, занимающих земельные участки для нестационарных рынков, в размере 0, 15.
В остальной части решение Орловского областного суда от 3 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Орловской области - без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.