Судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В., рассмотрев протест исполняющего обязанности прокурора Республики Адыгея Чич И.Я. на вступившее в законную силу постановление судьи Теучежского районного суда Республики Адыгея от 24 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Брем Р.Ф., установил:
постановлением судьи Теучежского районного суда Республики Адыгея от 24 января 2020 года Брем Р.Ф. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, наказание назначено в виде административного ареста сроком на 5 суток.
В протесте, поданном в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции, заместитель прокурора Республики Адыгея Чич И.Я. просит судебное постановление отменить и прекратить производство по делу.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и доводы протеста прокурора, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния влечет лишение права управления транспортными средствами на срок от одного года до полутора лет или административный арест на срок до пятнадцати суток.
Согласно пункту 2.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 сентября 1993 года N 1090 (далее - Правила дорожного движения) при дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить (не трогать с места) транспортное средство, включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованиями пункта 7.2 Правил, не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию.
Согласно протоколу об административном правонарушении, 8 декабря 2019 года в 22 часа 30 минут Брем Р.Ф, управляя транспортным средством "данные изъяты" с государственным регистрационным знаком N, оставил место дорожно-транспортного происшествия, участником которого являлся, нарушив тем самым требования пунктов 2.5, 2.6 Правил дорожного движения Российской Федерации.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения Брем Р.Ф. к административной ответственности по части 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вместе с тем, как следует из представленных исполняющим обязанности прокурора Республики Адыгея материалов, по указанному факту в отношении Брем Р.Ф. возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение Правил дорожного движения, повлекших причинение легкой степени тяжести вреда здоровью.
Постановлением судьи Теучежского районного суда Республики Адыгея от 24 марта 2020 года производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Брем Р.Ф. прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Принимая указанное постановления судья пришел к выводу, что объективных данных, свидетельствующих о том, что водителем транспортного средства "данные изъяты" с государственным регистрационным знаком N являлся Брем Р.Ф, не установлено, из пояснений свидетелей напротив следует, что водителем указанного автомобиля являлось иное лицо, в связи с чем, судья пришел к выводу об отсутствии в действиях Брем Р.Ф. состава административного правонарушения.
Соответственно, при изложенных выше обстоятельствах привлечение Брем Р.Ф. к административной ответственности за оставление в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он не являлся, противоречит положениям Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу положений статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В силу положений частей 1 и 4 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
На основании пункта 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы, протеста на вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов выносится решение об отмене постановления по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалобы, протеста и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 данного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены указанные постановление, решение.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 поименованного Кодекса производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
При таких обстоятельствах постановление судьи Теучежского районного суда Республики Адыгея от 24 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 указанного Кодекса, в отношении Брем Р.Ф. подлежат отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 данного Кодекса в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
постановил:
протест исполняющего обязанности прокурора Республики Адыгея Чич И.Я. удовлетворить.
Постановление судьи Теучежского районного суда Республики Адыгея от 24 января 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Брем Р.Ф. отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Четвертого кассационного
суда общей юрисдикции В.В. Шелудько
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.