Судебная коллегия по уголовным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Ноздрина В.С.
судей Бородинова В.В. и Омарова О.М.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Хохловой Д.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело с кассационным представлением и.о. прокурора г. Севастополя Агапова В.Н. на апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Севастопольского городского суда от 23.04.2020 кассационными жалобами адвокатов Маликовой Д.В. и Косцова А.В. в защиту интересов осужденного Козлова Д.С. на приговор Ленинского районного суда г. Севастополя от 06.11.2019 и на апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Севастопольского городского суда от 23.04.2020.
Приговором Ленинского районного суда г. Севастополя от 06.11.2019
Козлов Д.С, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес", гражданин РФ, ранее не судимый, осужден по:
- пп. "а", "б" ч.3 ст.228.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 8 лет 6 месяцев, - п. "а" ч.3 ст.228.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 8 лет, - п. "а" ч.3 ст.228.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 8 лет, - по ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 10 лет 6 месяцев.
В соответствии с ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, окончательно назначено Козлову Д.С. наказание в виде лишения свободы на срок 11 лет, с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Этим же приговором Четуев В.Л. осужден по пп. "а", "б" ч.3 ст.228.1, п. "а" ч.3 ст.228.1, п. "а" ч.3 ст.228.1, ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ, приговор в отношении которого в кассационном порядке не обжалуется.
Приговором разрешены вопросы об исчислении сроков отбывания осужденными наказаний, о зачете в сроки отбывания наказания времени содержания осужденных под стражей, о мерах пресечения в отношении осужденных, о процессуальных издержках, об арестах на имущество осужденных, а также о вещественных доказательствах по делу.
Апелляционным определение судебной коллегии по уголовным делам Севастопольского городского суда от 23.04.2020 приговор Ленинского районного суда г. Севастополя от 06.11.2019 в отношении Козлова Д.С. и Четуева В.Л. в части их осуждения по ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ (по факту покушения на незаконный сбыт наркотических средств 04.07.2018) - отменен.
Уголовное дело в этой части возвращено прокурору г. Севастополя в порядке ст.237 УПК РФ для устранения препятствий его рассмотрения судом.
Ранее избранная мера пресечения в виде заключения под стражу в отношении Козлова Д.С. - оставлена без изменения и продлена на срок 3 месяца, то есть до 22.07.2020 включительно.
Определено Козлова Д.С. считать осужденным за совершение преступлений, предусмотренных пп. "а", "б" ч.3 ст.228.1, п. "а" ч.3 ст.228.1, п. "а" ч.3 ст.228.1 УК РФ, и ему назначено наказание:
- по пп. "а", "б" ч.3 ст.228.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 8 лет 6 месяцев, - п. "а" ч.3 ст.228.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 8 лет;
- п. "а" ч.3 ст.228.1 УК РФ к наказанию в виде лишения свободы на срок 8 лет.
В соответствии с ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, путем частичного сложения наказаний, окончательно определено Козлову Д.С. наказание в виде лишения свободы на срок 8 лет 7 месяцев, с отбыванием наказания в колонии строгого режима.
Этот же приговор в отношении Четуева В.Л. в части осуждения его по пп. "а", "б" ч.3 ст.228.1, п. "а" ч.3 ст.228.1, п. "а" ч.3 ст.228.1 УК РФ отменен, уголовное дело в этой части в отношении Четуева В.Л. прекращено на основании п.4 ч.1 ст.24 УПК РФ в связи с его смертью.
В остальной части настоящий приговор оставлен без изменения.
В кассационном представлении и.о. прокурора г. Севастополя Агапова В.Н. приведены доводы о существенном нарушении судом апелляционной инстанции уголовно-процессуального закона, повлиявшим на исход дела. Утверждает, что суд вышел за пределы своих полномочий, возвратив уголовное дело прокурору в порядке ст.237 УПК РФ в связи с наличием оснований для квалификации действий обвиняемых как более тяжкого преступления, чем ухудшил положение.
В кассационной жалобе защитники осужденного Козлова Д.С. - адвокаты Маликова Д.В. и Косцов А.В. выражают несогласие с состоявшимися в отношении их подзащитного судебными постановлениями ввиду недоказанности его вины в инкриминированных преступлениях, указывают на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, многочисленные нарушения уголовного процессуального закона при сборе и оценке доказательств, просят об отмене судебных решений с передачей дела на новое судебное рассмотрение. Также адвокат Косцов А.В. выражает несогласие с решением суда апелляционной инстанции о возврате прокурору уголовного дела в части в порядке ст.237 УПК РФ для предъявления более тяжкого обвинения.
На кассационные жалобы защитников осужденного Козлова Д.С. государственным обвинителем Гукасяном К.А. принесены возражения, в которых обосновывается законность принятых судами первой и апелляционной инстанций решений.
Заслушав доклад судьи Бородинова В.В, выступления осужденного Козлова Д.С. посредством системы видеоконференц-связи и его адвокатов Маликовой Д.В. и Косцова А.В, адвоката Гуничева В.М. в защиту интересов осужденного Четуева В.Л, поддержавших доводы кассационных представления и жалоб, выступление прокурора Говруновой А.И, полагавшей, апелляционное определение подлежит отмене с передачей уголовного дела новое апелляционное рассмотрение, судебная коллегия
установила:
Козлов Д.С. и Четуев В.Л. признаны виновными и осуждены за незаконный сбыт наркотических средств, совершенный группой лиц по предварительному сговору; за незаконный сбыт наркотических средств, совершенный группой лиц по предварительному сговору, в значительном размере; за покушение на незаконный сбыт наркотических средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере.
Преступления совершены осужденными во временной период и при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
Проверив доводы, изложенные в кассационных представлении и жалобах, возражений на кассационные жалобы, изучив материалы уголовного дела, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.401.15 УПК РФ основанием отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такие основания по настоящему делу имеются.
Согласно ч.1 ст.389, 24 УПК РФ, а также положениям п.16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.11.2012 N 26 "О применении норм УПК РФ, регулирующих производство в суде апелляционной инстанции", п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 N 29 "О практике применения судами законодательства, обеспечивающего право на защиту в уголовном судопроизводстве", суд апелляционной инстанции может принять решение, ухудшающее положение осужденного по отношению к приговору суда первой инстанции, не иначе как по представлению прокурора и (или) жалобе потерпевшего, частного обвинителя, их законных представителей и (или) представителей. При этом суд не вправе выходить за пределы доводов жалобы или представления.
Как следует из материалов уголовного дела, суд апелляционной инстанции, выйдя за пределы предоставленных уголовно-процессуальным законом полномочий, возвратил прокурору уголовное дело в части обвинения Козлова Д.С. и Четуева В.Л. по ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228.1 УК РФ в связи с наличием оснований для квалификации действий обвиняемых как более тяжкого преступления, чем ухудшил положение осужденных.
Вместе с тем, в апелляционном представлении прокурора вопросы о необходимости учета отягчающего наказание обстоятельства либо ужесточении наказания, а равно иные об ухудшении положения осужденных, в том числе о возвращении уголовного дела прокурору в связи с наличием в действиях Козлова Д.С. и Четуева В.Л. более тяжкого преступления, не ставились.
Придя к выводу о возвращении уголовного дела прокурору, суд апелляционной инстанции в качестве обстоятельств, являющихся основанием для квалификации действий осужденных как более тяжкого деяния, указал на наличие оконченного преступления по сбыту наркотических средств потребителям.
Также судебная коллегия суда апелляционной инстанции не усмотрела доказательств, указывающих на намерение Козлова Д.С. и Четуева В.Л. сбывать наркотические средства, обнаруженные по месту жительства Козлова Д.С, утверждавшего о хранении марихуаны для личного потребления.
В соответствии с материалами уголовного дела Козлов Д.С, действуя в составе группы лиц по предварительному сговору с Четуевым В.Л, находясь в неустановленном следствием месте, не позднее 15 часов 54 минут ДД.ММ.ГГГГ, расфасовал наркотическое средство каннабис (марихуана) общей массой не менее 6, 33 грамма, которое упаковал в четыре свертка алюминиевой фольги, и передал Четуеву В.Л. для дальнейшего сбыта неопределенному кругу лиц. Далее, Четуев В.Л. сбыл ФИО15 наркотическое средство каннабис (марихуану) массой не менее 1, 36 г, ФИО16 - каннабис (марихуану) массой не менее 3, 15 г, ФИО17 - каннабис (марихуану) массой не менее 1, 82 г, у которых наркотические средства были изъяты сотрудниками полиции.
Кроме того, в период времени с 19 часов 15 минут ДД.ММ.ГГГГ до 20 часов 20 минут ДД.ММ.ГГГГ в ходе обыска по месту жительства Козлова Д.С. у последнего обнаружены и изъяты наркотические средства - каннабис (марихуана) массой 5, 34 г и гашиш (анаша, смола каннабиса) массой 162, 49 г.
Учитывая, что сбыт наркотических средств в значительном размере группой лиц по предварительному сговору, а также хранение Козловым Д.С. наркотических средств в крупном размере, образуют составы менее тяжких преступлений, нежели предусмотренного ч. 3 ст. 30, п. "г" ч. 4 ст. 228.1 УК РФ, вывод суда апелляционной инстанции о наличии в действиях осужденных более тяжкого преступления необоснован.
Проверяя по апелляционным жалобам и (или) представлению законность, обоснованность и справедливость приговора или иных судебных решений, суд апелляционной инстанции должен устранить допущенные нарушения и рассмотреть уголовное дело по существу с вынесением итогового судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных в ч.1 ст.389.22 УПК РФ.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не воспользовался полномочиями, предоставленными ст.389.19, 389.26 УПК РФ, не применил в отношении осужденных закон о менее тяжком преступлении, а, напротив, возвратил уголовное дело прокурору, чем ухудшил положение Козлова Д.С. и Четуева В.Л.
В соответствии со ст.401.6 УПК РФ, пересмотр в кассационном порядке приговора, определения суда по основаниям, влекущим ухудшение положения лица, допускается в срок, не превышающий одного года со дня вступления его в законную силу, если в ходе судебного разбирательства были допущены повлиявшие на исход дела нарушения закона, искажающие саму суть правосудия и смысл судебного решения как акта правосудия.
Указанные выше существенные нарушения уголовно-процессуального закона, допущенные в ходе рассмотрения дела судом апелляционной инстанции повлияли на исход дела, а именно на ухудшение положения осужденных, то есть исказили саму суть правосудия и смысл судебного решения, как акта правосудия, что в соответствии с ч. 1 ст. 401.15 УПК РФ и п.20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.06.2019 N 19 "О применении норм главы 47.1 УПК РФ, регулирующих производство в суде кассационной инстанции" является основанием для отмены апелляционного определения в отношении Козлова Д.С. и Четуева В.Л. с передачей уголовного дела на новое апелляционное рассмотрение, в ходе которого необходимо учесть допущенное нарушение, принять меры к постановлению законного, обоснованного и мотивированного судебного решения в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.
Исходя из установленных ч.7 ст.401.16 УПК РФ пределов полномочий суда кассационной инстанции, суждения по иным доводам кассационных жалоб судебной коллегией не приводятся, поскольку эти доводы будут являться предметом исследования и оценки при новом рассмотрении уголовного дела в суде апелляционной инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.401.14, 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
кассационное представление и.о. прокурора г. Севастополя Агапова В.Н. - удовлетворить, кассационные жалобы адвокатов Маликовой Д.В. и Косцова А.В. в защиту интересов осужденного Козлов Д.С. - удовлетворить частично, апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Севастопольского городского суда от 23.04.2020 в отношении Козлова Д.С. и Козлов Д.С. - отменить.
Уголовное дело в отношении Козлова Д.С. и Четуева В.Л. передать на новое апелляционное рассмотрение в тот же суд апелляционной инстанции, но иным составом суда.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке главы 47.1 УПК РФ.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.