Судебная коллегия по уголовным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Скачкова А.А, судей Найденова А.Д, Омарова О.М, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черуновой А.Н, с участием:
прокурора Полубень А.А, осужденного
Аюшина Д.С, его защитника -
адвоката Акчурина А.Р, осужденного Русанова В.С, его защитника -
адвоката ПатрушевойЮ.А, рассмотрела в открытом судебном заседании уголовное дело по кассационной жалобе адвоката Акчурина А.Р. в защиту интересов осужденного Аюшина Д.С. на приговор Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 21 февраля 2019 года и апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 26 апреля 2019года.
По приговору Приморского районного суда г. Новороссийска от 21 февраля 2019 года
Аюшин ФИО21, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес", гражданин Российской Федерации, зарегистрированный по адресу: "адрес", несудимый, осужден:
по пп. "а", "б" ч.3 ст.228 1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) к лишению свободы на срок 9 лет 6 месяцев;
по ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228 1 УК РФ к лишению свободы на срок 10 лет;
в соответствии с ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний Аюшину Д.С. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 11 лет 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбывания наказания исчислен с 21 февраля 2019 года.
В соответствии с ч.3 1 п. "а" ст.72 УК РФ засчитано в срок лишения свободы время содержания Аюшина Д.С. под стражей с 31 октября 2017 года по 21 февраля 2019 года из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима;
Русанов ФИО22, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженец "адрес", гражданин Российской Федерации, зарегистрированный по адресу: "адрес", "адрес", "адрес", несудимый, осужден:
по пп. "а", "б" ч.3 ст.228 1 УК РФ к лишению свободы на срок 9 лет 6месяцев;
по п. "б" ч.3 ст.228 1 УК РФ к лишению свободы на срок 9 лет 6 месяцев;
по ч.2 ст.228 УК РФ к лишению свободы на срок 3 года 6 месяцев;
по ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228 1 УК РФ к лишению свободы на срок 11 лет;
в соответствии с ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений путем частичного сложения наказаний Русанову В.С. назначено наказание в виде лишения свободы на срок 13 лет 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Срок отбывания наказания исчислен с 21 февраля 2019 года.
В соответствии с ч.3 1 п. "а" ст.72 УК РФ засчитано в срок лишения свободы время содержания Русанова В.С. под стражей с 31 октября 2017 года по 21 февраля 2019 года из расчета один день за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Разрешены вопросы о мере пресечения и вещественных доказательствах.
Апелляционным определением Краснодарского краевого суда от 26 апреля 2019 года приговор в отношении Аюшина Д.С. изменен:
уголовное преследование в части осуждения Аюшина Д.С. по ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228 1 УК РФ прекращено на основании п.1 ч.1 ст.27 УПК РФ ввиду непричастности Аюшина Д.С. к совершению данного преступления; исключено из приговора назначение наказания Аюшину Д.С. по правилам ч.3 ст.69 УК РФ; определено считать Аюшина Д.С. осужденным по пп. "а", "б" ч.3 ст.228 1 УК РФ, по которой смягчено наказание до 8 лет лишения свободы.
В остальной части приговор в отношении Аюшина Д.С. и Русанова В.С. оставлен без изменения.
Постановлением судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 22 июля 2020 года кассационная жалоба адвоката Акчурина А.Р. в интересах осужденного Аюшина Д.С. на указанные судебные решения передана с уголовным делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Заслушав доклад судьи Найденова А.Д, изложившего обстоятельства уголовного дела, содержание судебных решений, доводы кассационной жалобы, выслушав осужденных и их защитников, поддержавших кассационную жалобу, мнение прокурора Полубень А.А, полагавшего кассационную жалобу удовлетворить частично, судебная коллегия
установила:
Аюшин Д.С. признан виновным в незаконном сбыте наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", группой лиц по предварительному сговору, в значительном размере;
Русанов В.С. признан виновным в незаконном сбыте наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", группой лиц по предварительному сговору, в значительном размере; в незаконном сбыте наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в значительном размере; в незаконном приобретении и хранении без цели сбыта наркотических средств, в крупном размере; в покушении на незаконный сбыт наркотических средств с использованием информационно- телекоммуникационной сети "Интернет", группой лиц по предварительному сговору, в крупном размере.
Как установлено судом, преступления совершены в "адрес" края при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В кассационной жалобе защитник Акчурин А.Р. в интересах осужденного Аюшина Д.С. выражает несогласие с приговором и апелляционным определением, считает их незаконными и необоснованными, вынесенными с нарушением норм уголовного и уголовно-процессуального законов, повлиявших на исход дела.
Считает, что экспертизу отпечатков пальцев Аюшина Д.С. нельзя признать надлежащим доказательством. В ходе осмотра вещественных доказательств были выявлены факты фальсификации дактилоскопической карты на имя Аюшина Д.С, где имеются следы корректора, а поверх него надпись: "следователь ФИО24.".
Данным обстоятельствам в судебных решениях оценки не дано.
Утверждает, что выводы суда об участии Аюшина Д.С. в оборудовании тайника с наркотическим средством ДД.ММ.ГГГГ основаны на недопустимых доказательствах, которые нельзя признать достоверными и достаточными для установления данного факта. Действия Аюшина Д.С. неверно квалифицированы как соисполнительство в сбыте наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет группой лиц по предварительному сговору в значительном размере.
Судами не приведены доказательства, опровергающие показания Аюшина Д.С. о том, что он только оказывал пособничество Русанову В.С, отвез его в "адрес" к месту, где тот сам делал тайники с наркотиками.
Полагает, что действия Аюшина Д.С, совершенные им с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в "адрес", надлежит квалифицировать как пособничество в покушении на незаконный сбыт наркотических средств, поскольку факт передачи информации о месте расположения тайников с наркотическими средствами неустановленному следствием соучастнику преступления не свидетельствует об оконченном сбыте наркотических средств.
Считает, что при назначении наказания суд не в полной мере учел обстоятельства, смягчающие наказание Аюшину Д.С, в частности его молодой возраст, нахождение у него на иждивении пожилой бабушки, положительные характеристики с места жительства и места учебы, наличие заболевания.
С учетом изложенного просит судебные решения в отношении Аюшина Д.С. изменить, квалифицировать его действия по ч.5 ст.33, ч.3 ст.30, п. "б" ч.3 ст.228 1 УК РФ, как пособничество в покушении на незаконный сбыт наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в значительном размере, смягчить наказание.
Судебная коллегия, проверив производство по делу в соответствии с ч.1 ст.401.16 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) в полном объеме, находит, что приговор и апелляционное определение в отношении Русанова В.С. и Аюшина Д.С. подлежат изменению.
В соответствии с ч.1 ст.401.15 УПК РФ основаниями отмены или изменения приговора, определения или постановления суда при рассмотрении уголовного дела в кассационном порядке являются существенные нарушения уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела.
Такие нарушения уголовного закона по делу допущены.
Положенные в основу обвинительного приговора доказательства, получены и исследованы с соблюдением уголовно-процессуального закона.
Вина осужденных Русанова В.С. и Аюшина Д.С. в совершении инкриминируемых преступлений подтверждена совокупностью собранных по делу доказательств, в том числе показаниями самих осужденных, а также показаниями свидетелей ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 об обнаружении свертков с наркотическими средствами, показаниями свидетелей ФИО16, ФИО17, согласно которым в ходе осмотра квартиры, где проживал Русанов В.С, обнаружены и изъяты свертки с наркотическим средством, предметы для расфасовки наркотических средств, показаниями свидетелей ФИО18, ФИО19, проводивших досмотр автомобиля под управлением Русанова В.С. и личный досмотр последнего, в ходе которого были обнаружены и изъяты свертки с порошкообразным веществом, при этом Русанов В.С. пояснил, что в них находится наркотическое средство под названием "соль", данными, зафиксированными в протоколах следственных действий, заключениями экспертиз, согласно которым установлены размеры изъятых наркотических средств - производного N-метилэфедрон, другими приведенными в приговоре суда доказательствами.
Из материалов дела следует, что всем исследованным в судебном заседании доказательствам суд дал надлежащую оценку в соответствии со ст. 87, 88 УПК РФ, в том числе с точки зрения относимости, допустимости и достоверности, а всю совокупность этих доказательств правильно признал достаточной для рассмотрения дела по существу.
Все обстоятельства, подлежащие доказыванию в соответствии со ст.73 УПК РФ, судом установлены, с приведением в приговоре мотивов принятого решения.
Выводы суда о допустимости положенных в основу приговора доказательств, мотивированы и сомнений не вызывают.
Заключения экспертиз по делу получены с соблюдением требований закона, проведены компетентными экспертами с использованием соответствующих методик, после предупреждения экспертов об уголовной ответственности по ст.307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Вопреки доводам жалобы положенные в основу приговора заключения химических экспертиз оценены судом в соответствии с требованиями ст.88 УПК РФ с точки зрения относимости, допустимости, достоверности.
Ходатайство стороны защиты о признании указанных заключений экспертиз недопустимыми доказательствами отклонены мотивированным постановлением суда.
Вместе с тем судебные решения в отношении Русанова В.С. и Аюшина Д.С. подлежат изменению.
В соответствии со ст.297 УПК РФ приговор суда должен быть законным, обоснованным и справедливым. Приговор признается таковым, если он постановлен в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона и основан на правильном применении уголовного закона.
Под незаконным сбытом наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, следует понимать незаконную деятельность лица, направленную на их возмездную либо безвозмездную реализацию (продажа, дарение, обмен, уплата долга, дача взаймы и т.д.) другому лицу - приобретателю. При этом сама передача лицом реализуемых средств может быть осуществлена любыми способами, в том числе непосредственно, путем сообщения о месте их хранения приобретателю, проведения закладки в обусловленном с ним месте, введения инъекции.
Незаконный сбыт следует считать оконченным с момента выполнения лицом всех необходимых действий по передаче приобретателю указанных средств, веществ, растений независимо от их фактического получения приобретателем.
Как следует из описания преступных деяний, в совершении которых Русанов В.С. и Аюшин Д.С. признаны виновными, последние, действуя группой лиц по предварительному сговору между собой и неустановленным лицом, через сеть "Интернет" получали от неустановленного лица (уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство) информацию о местонахождении тайниковых закладок с наркотическим средством, подлежащим незаконному сбыту, которые расфасовывали и закладывали в тайники на территории "адрес". После чего Аюшин Д.С. и Русанов В.С. посредством сети "Интернет" должны были сообщать неустановленному лицу о местонахождении осуществленных ими закладок с наркотическими средствами, предназначенными для потребителей.
Таким образом, Русанов В.С. и Аюшин Д.С, действуя группой лиц по предварительному сговору, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ осуществили тайниковые закладки наркотического средства N-метилэфедрон общей "данные изъяты", используя сеть "Интернет" передали информацию о местонахождении закладок для ее последующей передачи приобретателям наркотического средства. Указанное наркотическое средство было изъято ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ из мест закладок сотрудниками полиции.
Действия Русанова В.С. и Аюшина Д.С. по данному эпизоду квалифицированы по пп. "а", "б" ч.3 ст.228 1 УК РФ, как незаконный сбыт наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", группой лиц по предварительному сговору, в значительном размере;
Кроме того, Русанов В.С. получив от неустановленного лица партию наркотического средства, расфасовал его и ДД.ММ.ГГГГ осуществил тайниковые закладки наркотического средства N-метилэфедрон общей массой "данные изъяты". Указанное наркотического средство был изъято ДД.ММ.ГГГГ из мест закладок сотрудниками полиции.
Действия Русанова В.С. по данному эпизоду квалифицированы по п. "б" ч.3 ст.228 1 УК РФ, как незаконный сбыт наркотических средств, совершенный с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в значительном размере.
Обстоятельства изъятия произведенных Русановым В.С. и Аюшиным Д.С. закладок свертков с наркотическим средством подтверждены данными, полученными в ходе осмотров мест происшествия, заключениями экспертиз.
Между тем совершенные осужденными действия, судя по существующей схеме, являлись недостаточными для сбыта наркотических средств, поскольку для этого было необходимо выполнение такого условия, как доведение информации о месте тайников до потребителей.
Однако в приговоре в части описания преступных деяний, совершенных осужденными, указание на такое обстоятельство отсутствует. Наркотическое средство изъято из мест тайников сотрудниками полиции.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что информация о месте указанных тайников была доведена до потребителей, в материалах дела отсутствуют и в приговоре не приведены.
При таком положении, действия осужденных по этим эпизодам неправильно квалифицированы судом как оконченное преступление.
Судом апелляционной инстанции эти нарушения уголовного закона, допущенные судом первой инстанции, не устранены.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает необходимым судебные решения в отношении Русанова В.С. и Аюшина Д.С. изменить:
переквалифицировать действия Русанова В.С. и Аюшина с пп. "а", "б" ч.3 ст.228 1 УК РФ на ч.3 ст.30, пп. "а", "б" ч.3 ст.228 1 УК РФ, как покушение на незаконный сбыт наркотических средств с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", группой лиц по предварительному сговору, в значительном размере;
действия Русанова В.С. переквалифицировать с п. "б" ч.3 ст.228 1 УК РФ на ч.3 ст.30, п. "б" ч.3 ст.228 1 УК РФ, как покушение на незаконный сбыт наркотических средств, совершенный с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в значительном размере.
С учетом фактических обстоятельств по делу, установленных судом, действия Русанова В.С. по ч.2 ст.228 и ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228 1 УК РФ квалифицированы правильно.
Наказание осужденным следует назначить с учетом всех обстоятельств по делу, установленных судом, а также положений ч.3 ст.66 УК РФ.
Вывод суда о возможности исправления осужденных Русанова В.С. и Аюшина Д.С. только в условиях реального отбывания наказания, об отсутствии оснований для применения ст.73, ч.6 ст.15 УК РФ, либо более мягкого наказания, чем лишение свободы, мотивирован совокупностью конкретных обстоятельств, общественной опасностью содеянного.
При назначении наказания Русанову В.С. обоснованно учтено отсутствие смягчающих и отягчающих наказание обстоятельств, сведения о личности виновного, влияние назначенного наказания на осужденного и на условия жизни его семьи.
Принимая решение о смягчении наказания Аюшину Д.С, суд апелляционной инстанции принял во внимание совершение преступления впервые, молодой возраст, меньшую роль в содеянном, положительную характеристику, наличие заболевания, принятие им мер по воспрепятствованию совершения преступления Русановым В.С. Указанные обстоятельства судебная коллегия признает исключительными, дающими основание для применения при назначении наказания Аюшину Д.С. положений ст.64 УК РФ.
Отбывание лишения свободы осужденным Русанову В.С. и АюшинуД.С. правильно назначено в соответствии с п. "в" ч.1 ст.58 УК РФ в исправительной колонии строгого режима.
Каких-либо иных существенных нарушений уголовного и (или) уголовно-процессуального закона, влекущих отмену или изменение судебных решений, по делу не допущено, а потому в остальной части судебные решения в отношении Русанова В.С. и Аюшина Д.С. подлежат оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 401.14, 401.15 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
кассационную жалобу адвоката Акчурина А.Р. в интересах осужденного Аюшина Д.С. удовлетворить частично.
Приговор Приморского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края от 21 февраля 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по уголовным делам Краснодарского краевого суда от 26 апреля 2019 года в отношении Русанова ФИО26 и Аюшина ФИО27 изменить:
переквалифицировать действия Русанова В.С. с пп. "а", "б" ч.3 ст.228 1 УК РФ на ч.3 ст.30, пп. "а", "б" ч.3 ст.228 1 УК РФ и на основании данного закона назначить ему наказание в виде 9 лет лишения свободы;
переквалифицировать действия Русанова В.С. с п. "б" ч.3 ст.228 1 УК РФ на ч.3 ст.30, п. "б" ч.3 ст.228 1 УК РФ и на основании данного закона назначить ему наказание в виде 8 лет 6 месяцев лишения свободы;
в соответствии с ч.3 ст.69 УК РФ по совокупности преступлений, предусмотренных ч.3 ст.30, пп. "а", "б" ч.3 ст.228 1 УК РФ, ч.3 ст.30, п. "б" ч.3 ст.228 1 УК РФ, ч.2 ст.228 УК РФ, ч.3 ст.30, п. "г" ч.4 ст.228 1 УК РФ, путем частичного сложения наказаний, назначить Русанову ФИО28 окончательное наказание в виде 12 (двенадцати) лет лишения свободы.
Переквалифицировать действия Аюшина ФИО29 с пп. "а", "б" ч.3 ст.228 1 УК РФ на ч.3 ст.30, пп. "а", "б" ч.3 ст.228 1 УК РФ и на основании данного закона с применением ст.64 УК РФ назначить ему наказание в виде 7 (семи) лет 6 (шести) месяцев лишения свободы.
В остальной части те же судебные решения в отношении Русанова ФИО30 и Аюшина ФИО31 оставить без изменения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке, установленном главой 47 1 УПК РФ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.