Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Шелудько В.В.
судей Усенко Н.В. и Капункина Ю.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Святова А.А, действующего в интересах Красниковой Е.С, и кассационную жалобу Глебовой А.Г, действующей в интересах администрации муниципального образования г. Краснодар, на решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 11 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 июля 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению администрации муниципального образования г. Краснодар об оспаривании предписания органа государственной власти.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Шелудько В.В, выслушав объяснения представителя Красниковой Е.С. по доверенности Святова А.А. и представителя администрации МО г. Краснодар по доверенности Глебовой А.Г, настаивавших на удовлетворении кассационных жалоб, объяснение представителя Государственной жилищной инспекции Краснодарского края по доверенности Абрамяна Г.К, возражавшего против удовлетворения кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
представитель администрации МО г. Краснодар по доверенности Димитренко М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным предписания Государственной жилищной инспекции Краснодарского края от 9 октября 2019 года N 2911.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 11 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 июля 2020, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационных жалобах, поданных представителем администрации МО г. Краснодар по доверенности Глебовой А.Г. и представителем Красниковой Е.С. по доверенности Святовым А.А. в кассационный суд общей юрисдикции, ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов как незаконных, основанных на неполном выяснении обстоятельств дела.
Кассационные жалобы определениями судьи кассационной инстанции от 22 сентября и 9 ноября 2020 года с делом переданы для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Выслушав объяснения представителя Красниковой Е.С. по доверенности Святова А.А. и представителя администрации МО г. Краснодар по доверенности Глебовой А.Г, настаивавших на доводах и требованиях кассационных жалоб, объяснение представителя Государственной жилищной инспекции Краснодарского края по доверенности Абрамяна Г.К, полагавшего судебные акты законными и обоснованными, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции пришла к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия считает, что такие нарушения допущены судами нижестоящих инстанций, о чем обоснованно указано в доводах кассационных жалоб.
Согласно статье 226 названного Кодекса, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (часть 9).
В соответствии с частью 11 приведенной нормы, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Судами оставлен без внимания, проверки и надлежащей оценки довод административного истца об отсутствии подтверждения согласования проведенной госжилинспекцией проверки с органом прокуратуры.
Согласно оспариваемому предписанию, оно вынесено по результатам внеплановой проверки, проведенной Государственной жилищной инспекцией по Краснодарскому краю на основании распоряжения от 26 сентября 2019 года.
Вместе с тем согласно части 2.6 статьи 77 Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внеплановые проверки деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления проводятся органами государственного контроля (надзора) на основании решения руководителя соответствующего органа государственного контроля (надзора) по согласованию с прокуратурой субъекта Российской Федерации, принимаемого на основании обращений граждан, юридических лиц и информации от государственных органов о фактах нарушений законодательства Российской Федерации, влекущих возникновение чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью граждан, а также массовые нарушения прав граждан.
Суды нижестоящих инстанций не выяснили соответствует ли оспариваемое предписание приведенному положению Федерального закона.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации в статье 3 определяет задачи административного судопроизводства, одной из которых является правильное рассмотрение административных дел, а в статье 6 - принципы, в том числе законности и справедливости при разрешении административных дел.
Данные положения нашли отражение в части 1 статьи 176 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, согласно которой решение суда должно быть законным и обоснованным.
Судебный акт является законным в том случае, когда он принят при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, и обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, а также тогда, когда такой акт содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункты 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении").
В данном случае судебными инстанциями приведенные нормы не соблюдены, необходимые обстоятельства для правильного рассмотрения дела не установлены, доказательствам дела дана неполная оценка, без устранения допущенных нарушений невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Вместе с тем по делу необходимо проведение исследования доказательств, которым судом первой инстанции оценка не давалась, в связи с чем, решение районного суда подлежит отмене, а административное дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду следует проверить законность оспариваемого решения, исходя из совокупности подлежащих выяснению обстоятельств, указанных в части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и разрешить данный спор в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями действующего законодательства.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 11 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 23 июля 2020 года отменить и направить административное дело на новое рассмотрение в Первомайский районный суд г. Краснодара.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Кассационное определение изготовлено в полном объеме 8 декабря 2020 года.
Председательствующий В.В. Шелудько
Судьи Н.В. Усенко
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.