Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Монмаря Д.В, судей Мальмановой Э.К. и Капункина Ю.Б, рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя администрации города Симферополя Республики Крым по доверенности Дружковой О.А. на решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 12 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 5 августа 2020 года по административному делу по административному иску Никитенко Г.Ф. к Администрации г. Симферополя, МКУ Департамент развития муниципальной собственности Администрации г. Симферополя о признании незаконным и отмене постановления Администрации г. Симферополя N 1288 от 21 февраля 2020 года и обязании совершить определенные действия, заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Монмаря Д.В, установила:
Никитенко Г.Ф. обратилась в суд с административным исковым заявлением, в котором просила признать незаконным и отменить отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 591 кв.м, расположенного по адресу: Республика "адрес", и утверждении схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории, изложенный в постановлении Администрации города Симферополя Республики Крым N1288 от 21.02.2020. Просила обязать Администрацию города Симферополя Республики Крым повторно рассмотреть заявление
Никитенко Г.Ф. о предварительном согласовании предоставления вышеуказанного земельного участка и утверждении схемы расположения данного земельного участка на кадастровом плане территории с учетом обстоятельств, установленных судом.
Требования административного искового заявления мотивированы тем, что Никитенко Г.Ф. обратилась в Администрацию города Симферополя Республики Крым с заявлением о предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка, и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 21.02.2020 N1288 Никитенко Г.Ф. отказано в предварительном согласовании земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку право собственности истца на жилой дом возникло на основании решения суда от 4 апреля 2018 года, то есть после 18 марта 2014 года. Никитенко Г.Ф. с таким постановлением не согласна, считает его незаконным, поскольку право собственности на жилой дом возникло у нее в 2013 году в порядке наследования, что установлен решением суда.
Решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 12 мая 2020 года требования административного искового заявления удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии административным делам Верховного Суда Республики Крым от 5 августа 2020 года решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 12 мая 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поступившей в суд первой инстанции 20.10.2020, представитель администрации города Симферополя Республики Крым по доверенности Дружкова О.А. ставит вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов, как незаконных, принятых с нарушением норм процессуального и материального права. По ее мнению, выводы, изложенные в судебных актах, не соответствуют обстоятельствам административного дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. На основании части 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В соответствии со статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее-КАС РФ) основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
При рассмотрении настоящего дела такого рода нарушений действующего законодательства допущено не было.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела следует, что решением Железнодорожного районного суда г. Симферополя Республики Крым от 4 апреля 2018 года за Никитенко Г.Ф. признано право собственности на жилой дом лит. Ааа1, кадастровый N N; летняя кухня, лит. Г, общая площадь 32, 4 кв.м, кадастровый N N; сарай, лит. Б, общая площадь 16, 5 кв.м, кадастровый N N; сарай лит. И, общая площадь 22, 7 кв.м, кадастровый N N; гараж лит. Е, общая площадь 20, 9 кв.м, кадастровый N N, расположенные по адресу: "адрес", в порядке наследования после смерти Никитенко А.В, умершего 5.11.2013.
На основании данного решения Никитенко Г.Ф. произвела регистрацию права собственности на указанные жилые объекты, что подтверждается выписками из ЕГРН.
30.01.2020 Никитенко Г.Ф. обратилась в Администрацию города Симферополя Республики Крым с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 591 кв.м, расположенного по адресу: "адрес"
К указанному заявлению Никитенко Г.Ф. приложила схему расположения земельного участка, оптический диск, копии выписок из ЕГРН о праве собственности на жилой дом, летнюю кухню, сарай, гараж копию решения суда, копию паспорта, копию свидетельства о смерти.
Оспариваемым Постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым ей было отказано в предварительном согласовании предоставлении земельного участка и в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
Основанием отказа послужило то, что предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается, так как согласно выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от 04.06.2018 право собственности на жилой дом, (кадастровый N N) зарегистрировано за административным истцом 04.06.2018 на основании решения Железнодорожного районного суда города Симферополя Республики Крым от 04.04.2018, из которого следует, что право собственности за наследодателем на жилой дом, расположенный по адресу: г. Симферополь, ул. Широкая, 55, зарегистрировано не было.
Статьей 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации определены случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа.
В силу пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Требования к заявлению о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, предусмотрены пунктом 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются документы, предусмотренные подпунктами 1 и 4 - 6 пункта 2 статьи 39.15 настоящего Кодекса. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если указанные документы направлялись в уполномоченный орган с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, по итогам рассмотрения которого принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 1 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 7 статьи 18 Закона Республики Крым N 66-ЗРК гражданин Российской Федерации вправе приобрести бесплатно в собственность земельный участок, который находится в его фактическом пользовании, если на таком земельном участке расположен жилой дом, право собственности на который возникло у гражданина до 18 марта 2014 года, либо после указанной даты при условии, что право собственности на жилой дом перешло к гражданину в порядке наследования и право собственности наследодателя на жилой дом возникло до указанной даты. В случае если такой земельный участок не допускается предоставлять в собственность, гражданин вправе заключить договор аренды земельного участка без проведения торгов. При этом правила статей 3-6 настоящего Закона в отношении указанных случаев не применяются
Согласно пункту 2.3 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Предоставление в собственность бесплатно земельного участка, находящегося в муниципальной собственности муниципального образования городской округ Симферополь Республики Крым, без проведения торгов", утвержденного постановлением Администрации города Симферополя Республики Крым от 13 декабря
2018 года N 6390 (далее - административный регламент), конечным результатом предоставления муниципальной услуги является выдача заявителю постановления Администрации города Симферополя Республики Крым о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно.
Пунктом 2.11 административного регламента предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги.
Основанием для отказа в предоставлении муниципальной услуги является, в том числе, предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается.
Как усматривается из оспариваемого постановления Администрации города Симферополя Республики Крым отказ в предоставлении земельного участка основан на положении подпункта 2 пункта 8 статьи 39.15, пункта 19 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку предоставление земельного участка в заявленном виде не допускается, так как право собственности на жилой дом возникло 4 июня 2018 года, то есть после 18 марта 2014 года.
Вместе с тем, решением Железнодорожного районного суда города Симферополя от 4 апреля 2018 года установлено, что право собственности на данное недвижимое имущество возникло у административного истца в момент принятия наследства, то есть 5 ноября 2013 года.
Учитывая вышеизложенное, поскольку право собственности
Никитенко Г.Ф. на домовладение возникло до 18 марта 2014 года, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводам о том, что административным ответчиком нарушены права и законные интересы Никитенко Г.Ф, оспариваемое постановление принято с нарушением норм материального права, в связи с чем, оно подлежит отмене, а заявление Никитенко Г.Ф. подлежит повторному рассмотрению органом местного самоуправления.
С данным выводом обоснованно согласился суд апелляционной инстанции.
Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты судом в качестве оснований к отмене решения суда первой и определение суда апелляционной инстанции, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и исследованным материалам дела, направлены на ошибочное толкование норм материального права, на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств и не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения.
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения. Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судам не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, решение суда первой инстанции и апелляционное определение второй инстанции подлежат оставлению без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
На основании изложенного, судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Железнодорожного районного суда г. Симферополя от 12 мая 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Крым от 5 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
На кассационное определение может быть подана жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий Д.В. Монмарь
Судьи Э.К. Мальманова
Ю.Б. Капункин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.