Судебная коллегия по административным делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Капункина Ю.Б, судей Мальмановой Э.К. и Монмаря Д.В.
Рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу начальника ФКУ ИК-4 УФСИН России по Краснодарскому краю ФИО1. на решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 23 июня 2020 года и на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края в интересах неопределенного круга лиц к ФКУ ИК-4 УФСИН России по Краснодарскому краю, ФСИН России о признании незаконным бездействия и понуждении устранить нарушения требований законодательства о социальной защите инвалидов.
Заслушав доклад судьи Капункина Ю.Б, пояснения прокурора ФИО3 представителя УФСИН России по Краснодарскому краю по доверенности ФИО2 судебная коллегия
установила:
Краснодарский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония N4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний России о признании незаконным бездействия и понуждении устранить в ФКУ ИК N 4 УФСИН России по Краснодарскому краю нарушения требований законодательства.
Решением Армавирского городского суда Краснодарского края от 23 июня 2020 года удовлетворены административные исковые требования Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края.
Возложена обязанность на Федеральную службы исполнения наказаний России, Управление Федеральной службы исполнения наказаний России по Краснодарскому краю, Федеральное казенное учреждение Исправительная колония N 4 Управления Федеральной службы в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать в ФКУ ИК N 4 УФСИН России по Краснодарскому краю: помещения медицинской части и банно-прачечного комплекса пандусами или иными специальными приспособлениями для доступа в помещения инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы и иных категорий маломобильных граждан; оборудовать входные площадки при входах в объекты социальной инфраструктуры навесом и водоотводом; все имеющиеся пандусы бортиками выстой не менее 0, 05 м. по продольным краям маршей; световые обозначения для слабовидящих осужденных в медицинской части, банно-прачечном комбинате, столовой, школе, профессиональном училище и магазине для осужденных; вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов ограждения с поручнями; вход в помещения парикмахерской шириной не менее 1, 2 м; в отряде для осужденных-инвалидов в помещениях туалета и душевой кабины, оборудованные для инвалидов на кресле-коляске, перед которой следует предусматривать пространство для подъезда кресла-коляски, оборудовать универсальную кабину уборную общего пользования с наличием пространства для размещения кресла-коляски, крючков для одежды, костылей и других принадлежностей, а также возможности установки в случае необходимостей, а также возможности установки в случае необходимости поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 октября 2020 года решение от 23 июня 2020 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ФКУ ИК-4 УФСИН России по Краснодарскому краю просит отменить судебные акты первой и апелляционной инстанций. Судами допущено нарушение норм процессуального права; выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. Административным истцом не представлено доказательства необходимости установки пандусов, а также доказательства невозможности передвижения инвалидного кресла в здании, также истцом не представлено доказательств о фактах обращения граждан, являющихся инвалидами, к прокурору о нарушении их прав на беспрепятственное пользование инфраструктурой исправительной колонии. В адрес ФКУ ИК-4 УФСИН России по Краснодарскому краю никогда не поступало ни в устной, ни в письменной форме жалоб от осужденных либо их родственников о том, что их права каким-либо образом нарушены.
Определением судьи от 2 декабря 2020 года кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
Изучив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.
В соответствии с требованиями части 7 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ порядок обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Согласно пункта 2 "Порядка обеспечения условий для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях", утвержденных приказом Минюста России от 22 сентября 2015 года N 222, условия для проведения реабилитационных мероприятий, пользования техническими средствами реабилитации и услугами, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида в отношении осужденных, являющихся инвалидами и находящихся в исправительных учреждениях, обеспечиваются администрацией исправительного учреждения.
Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Согласно требованиям п.п.1 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников):
1) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам;
2) возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски.
Согласно подп.3 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314 (далее - Положение), одной из основанных задач ФСИН России является обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей.
В соответствии с подп.1, 2 и 6 пункта 7 Положения ФСИН России обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации условия содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, в учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах; осуществляет материально-техническое обеспечение деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предприятий учреждений, исполняющих наказания, а также иных предприятий, учреждений и организаций, специально созданных для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, контроль деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, а также контроль за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста; осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Согласно подп.1 и 4 пункта 14, подп.1 и 2 пункта 15 Положения об Управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю, утвержденного приказом директора ФСИН России от 11 июня 2015 года N 518, основными задачами УФСИН России по Краснодарскому краю являются обеспечение охраны прав, свобод и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; правопорядка и законности в учреждениях, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, принудительных работ и в следственных изоляторах, безопасности содержащихся в них осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работником уголовно-исполнительной системы, должностных лиц и граждан, находящихся на территориях этих учреждений и следственных изоляторов, а также создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов. У ФСИН России по Краснодарскому краю обеспечивает в соответствии с законодательством Российской Федерации правопорядок и законность в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях; осуществляет меры по укреплению и развитию материально-технической базы Управления и подведомственных учреждений, материально- техническое обеспечение деятельности подведомственных учреждений, контроль деятельности подведомственных учреждений за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста.
Как следует из материалов дела и установлено судом, и.о. специализированного прокурора ДД.ММ.ГГГГ за N в адрес начальника ФКУ ИК N 4 УФСИН России по Краснодарскому краю внесено представление об устранении нарушений закона в деятельности администрации ФКУ ИК N 4 УФСИН России по Краснодарскому краю.
11 мая 2018 года начальник ФКУ ИК N 4 за N известил о рассмотрении представления, и сообщил, что представление за N "Об устранении нарушений закона в ФКУ ИК-4 УФСИН России по Краснодарскому краю" рассмотрено 19 апреля 2018 года с участием помощника Краснодарского прокурора по надзору за соблюдением законов исправительных учреждениях Краснодарского края ФИО4. и удовлетворено.
17 декабря 2018 года начальник ФКУ ИК N 4 за N известил о рассмотрении представления, в которым сообщил, что в ФКУ ИК N 4 УФСИН России по Краснодарскому краю, в нарушение требований закона имеются следующие недостатки: помещения медицинской части, банно-прачечного комплекса и столовой не оборудованы пандусами или иными специальными приспособлениями для доступа в помещения инвалидов с нарушениями опорно-двигательной системы и иных категорий маломобильных граждан. Отсутствуют входные площадки при входах в объекты социальной инфраструктуры оборудованные навесом и водоотвод; - имеющиеся пандусы не оборудованы бортиками высотой не менее 0, 05 м по продольным краям маршей. Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, отсутствуют ограждения с поручнями. Отсутствуют световые обозначения для слабовидящих осужденных; - ширина входа в помещение парикмахерской менее 1, 2 м. В помещении столовой входы в умывальник и раздевалку имеют пороги, что затрудняет в них доступ инвалидов; - отсутствует кабина, оборудованная для инвалида на кресле-коляске, перед которой следует предусматривать пространство для подъезда кресла- коляски. Также отсутствует универсальная кабина уборной общего пользования с наличием пространства для размещения кресла-коляски, крючков для одежды, костылей и других принадлежностей, а также возможности установки в случае необходимости поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.
16 июня 2020 года старшим помощником специализированного прокурора ФИО4 проведена контрольная проверка соблюдения администрацией ФКУ ИК N 4 УФСИН России по Краснодарскому краю уголовно-исполнительного законодательства РФ, а также законодательства о социальной защите инвалидов, по результатам которой составлена докладная записка, в которой указано, что нарушения, явившиеся предметом уточненного административного иска административными ответчиками не устранены.
17 июня 2020 года начальник ФКУ ИК N4 УФСИН России по Краснодарскому краю направил Краснодарскому прокурору по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Краснодарского края сообщение в котором указал, что в учреждении в нарушение требований закона имеются недостатки. 15 августа 2018 года учреждению выделялись лимиты ЛБО из федерального бюджета по статье N "Приобретение строительных материалов" в сумме "данные изъяты" руб. на приобретение материалов для оборудования зданий и сооружений пандусами. Денежные средства освоены в полном объеме, заключен договор N от 18 сентября 2018 года с ФИО5 на поставку строительных материалов для программы реабилитации инвалидов.
Установив изложенное, ссылаясь на приведенные нормы права, суд первой инстанции, пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Апелляционная инстанция согласилась с указанными выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и положениям закона.
Оснований не соглашаться с данными выводами судов не имеется, так как выводы судов обеих инстанций соответствуют фактическим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам права.
Доводы жалобы не свидетельствуют о существенных нарушениях норм материального и процессуального права, которые повлияли на исход дела, выражают несогласие с выводами судов по фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на переоценку установленных обстоятельств, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Судебная коллегия находит выводы, изложенные в обжалуемых судебных актах соответствующими обстоятельствам административного дела и постановленными в точном соответствии с нормами материального права, регулирующего возникшие правоотношения.
Процессуальные нарушения, влекущие безусловную отмену судебных актов, при разрешении дела судами не допущены, вследствие чего основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
В соответствии со статьей 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд кассационной инстанции, рассмотрев кассационную жалобу вправе оставить судебные акты без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь, статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Армавирского городского суда Краснодарского края от 23 июня 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда от 22 октября 2020 года оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 318 КАС РФ.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 25 января 2021 года.
Председательствующий Капункин Ю.Б.
Судьи Мальманова Э.К.
Монмарь Д.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.