Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Мамия М.Р, судей Мартыновой Н.Н, Руденко Ф.Г, с участием прокурора Фроловой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора "адрес" Республики Крым, в интересах ФИО2, к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым о признании действий незаконными, возложении обязанности осуществить определенные действия по кассационной жалобе Министерства труда и социальной защиты Республики Крым на решение Киевского районного суда "адрес" Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав доклад судьи ФИО5, судебная коллегия
установила:
Заместитель прокурора "адрес" Республики Крым в интересах ФИО2 обратился в суд с исковым заявлением к Министерству труда и социальной защиты Республики Крым, в котором просил: признать действия ответчика незаконными; установить ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, статус бывшего несовершеннолетнего узника концлагеря, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой ФИО4; возложить обязанность на Министерство труда и социальной защиты Республики Крым выдать соответствующее удостоверение о праве на меры социальной поддержки и назначить ФИО2 полагающиеся льготы и меры социальной поддержки.
Решением Киевского районного суда "адрес" Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, в лице своего представителя ФИО8, просит об отмене постановлений суда первой и апелляционной инстанции и принятии нового судебного решения об отказе в удовлетворении исковых требований заместителя прокурора "адрес" Республики Крым в интересах ФИО2 Считает судебные акты вынесенными с существенными нарушениями норм материального и процессуального права, подлежащими отмене, поскольку настоящее гражданское дело рассмотрено без учета подсудности; кроме того, документально не подтвержден факт принудительного содержания ФИО2 в несовершеннолетнем возрасте в концлагере, гетто и других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой ФИО4; также к участию в рассмотрении гражданского дела не был привлечен Департамент труда и социальной защиты населения Администрации "адрес" Республики Крым, тогда как именно Департамент является самостоятельным функциональным органом администрации города, созданным в целях обеспечения исполнения отдельных государственных полномочий в сфере социальной защиты населения.
Изучив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав мнение прокурора, полагавшего апелляционное определение подлежащим отмене с направлением дела на новое рассмотрение, судебная коллегия приходит к выводу о частичном удовлетворении требований.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
В ходе судебного разбирательства судами нижестоящих инстанций установлено и подтверждается материалами гражданского дела, что во время ФИО4 в 1942 году ФИО9 принудительно была вывезена на работу на территорию Германии, где в 1943 году в месте принудительного содержания в городе Недергемздоргф ею рожден ФИО2
Ранее до вхождения Республики Крым в состав Российской Федерации ФИО11 Н.Н. являлся военным пенсионером и получателем мер социальной поддержки в соответствии с законодательством Украины, предоставляемых для ФИО1.
При обращении в органы Министерства труда и социальной защиты Республики Крым за дубликатом удостоверения, подлинник которого утрачен при пожаре, ему было отказано в связи с отсутствием доказательств, подтверждающих статус несовершеннолетнего узника.
Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь Указом Президента Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ, разъяснениями Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой ФИО4", пришел к выводу о незаконности отказа Министерства труда и социальной защиты Республики Крым в установлении ФИО2 права на меры социальной поддержки и выдачи удостоверения.
Данный вывод суд апелляционной инстанции счел законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Обсуждая выводы нижестоящих судов, судебная коллегия кассационного суда находит их неправильными по следующим основаниям.
На основании пункта 3 Порядка оформления, выдачи и учета удостоверений о праве на меры социальной поддержки, установленные для бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой ФИО4, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации Nн от ДД.ММ.ГГГГ, и в соответствии с Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче удостоверения о праве на меры социальной поддержки, установленные для бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками, в период Второй мировой ФИО4, утвержденным Приказом Министерства от ДД.ММ.ГГГГ N, выдача удостоверений производится на основании личного заявления бывшего несовершеннолетнего узника фашизма или его законного представителя, с приложением следующих документов: документа, удостоверяющего личность; документов военного времени, подтверждающих факт нахождения бывшего несовершеннолетнего узника фашизма в период Второй мировой ФИО4 в концлагерях, гетто, других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками на территориях Германии и союзных с нею стран, а также на оккупированных ими территориях бывшего СССР и стран Европы, либо справок и других документов архивных и иных учреждений, содержащих необходимые сведения.
Согласно пункту 2 Разъяснения Минтруда Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками, в период второй мировой ФИО4", утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ к "другим местам принудительного содержания" могут относиться: а) тюрьмы, лагеря трудовые, пересыльные, фильтрационные и другие); б) специализированные медицинские учреждения, в которых использовали несовершеннолетних граждан в экспериментах; в) другие места, специально созданные фашистами и их союзниками в период второй мировой ФИО4 с целью принудительного содержания в них людей, аналогичные по тяжести условий содержания в концлагерях, гетто, тюрьмах.
Из Постановления Минтруда Российской Федерации от 07.07.1999 N "Об утверждении разъяснения "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой ФИО4" следует, что указанные удостоверения выдаются на основании любых документов военного времени, подтверждающих факт нахождения лица в фашистской неволе.
Учитывая, что такие документы имеют юридическое значение, и служат основанием для установления гражданам статуса бывших несовершеннолетних узников фашизма, они выдаются только уполномоченными на то органами: государственными архивами соответствующих субъектов Российской Федерации, а также в территориальных органах ФСБ России по месту жительства в годы Великой ФИО1, нахождения концлагеря или гетто (если они существовали на территории бывшего СССР), вывоза на принудительные работы в Германию и другие страны Европы, возвращения на родину; Государственным архивом Российской Федерации в случае, если в названных выше учреждениях отсутствует необходимая информация; Центром хранения историко-документальных коллекций, если лицо находилось в концлагерях, располагавшихся на территориях Германии и союзных с нею стран, а также на оккупированных ими территориях стран Европы, или проходило, проверку после возвращения на родину на территории "адрес";. Центральным архивом Минобороны России, если лицо после возвращения из фашистских концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания было призвано в Советскую Армию и другими.
Представленные ФИО2 документы содержат и подтверждают сведения о принудительной эвакуации и угона с места постоянного проживания на оккупированной территории бывшего СССР ФИО9, однако факт принудительного содержания ФИО2 в несовершеннолетнем возрасте в концлагере, гетто, и других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой ФИО4, документально не подтвержден.
Отказывая в предоставлении государственной услуги в установлении статуса и выдаче удостоверения, ответчиком ФИО2 дополнительно предоставлены разъяснения о возможности установления в судебном порядке юридического факта нахождения в концлагерях, гетто и других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой ФИО4, других местах принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой ФИО4 (аналогичных по тяжести условий содержания в концлагерях, гетто, тюрьмах) на основании имеющихся у него показаний свидетелей, что также определено пунктом 4 Разъяснений Министерства труда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О порядке и условиях предоставления льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой ФИО4", утвержденного постановлением Минтруда Российской Федерации N от ДД.ММ.ГГГГ.
Ответчиком при рассмотрении представленных ФИО2 документов, дана правовая оценка, в том числе, и копии решения суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы истца о фактах, установленных судом, дающих основание на выдачу удостоверения несовершеннолетнего узника концлагеря или тюрьмы, являются несостоятельными, поскольку данным судебным актом факт содержания или рождения в местах, аналогичных по тяжести содержания концлагерю или тюрьме не установлен. Указанным решением суда установлен только лишь факт нахождения матери ФИО2 в Германии на принудительных работах на швейной фабрике и у селянина на сельхозработах.
Обсуждая доводы жалобы о нарушении правил подсудности, суд кассационной инстанции соглашается с данными доводами, поскольку настоящее гражданское дело рассмотрено судом первой инстанции с нарушением правил подсудности для данного спора.
Так, по общему правилу, установленному статьей 28 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, иск к организации предъявляется в суд по месту нахождения организации.
В соответствии с пунктом 14 Административного регламента, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ N, государственная услуга предоставляется Министерством посредством Территориальных отделов по месту жительства заявителей в "адрес".
По сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, юридическое лицо - Министерство труда и социальной защиты Республики Крым, расположено по адресу: "адрес", сведения о территориальных подразделениях и филиалах Министерства труда и социальной защиты Республики Крым отсутствуют.
Следовательно, настоящее гражданское дело относится к подсудности Центрального районного суда "адрес" Республики Крым.
Из материалов дела следует, что согласно требованиям статьи 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судом первой инстанции процессуального документа о передаче дела в другой суд не принималось.
Кроме того, судами нижестоящих инстанций при рассмотрении настоящего гражданского дела не учтено то обстоятельство, что полномочия по обеспечению мер социальной поддержки и социального обслуживания граждан, а именно бывших несовершеннолетних узников концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой ФИО4, признанных инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин, (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), бывших несовершеннолетних узников фашизма в соответствии с частью 8 статьи 154 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 122-ФЗ "О внесении измерений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" возложены на органы местного самоуправления в лице департамента труда и социальной защиты населения администрации "адрес" Республики Крым.
В соответствии с пунктом 1.1 Положения, утвержденного решением Симферопольского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ N, Муниципальное казенное упреждение Департамент труда и социальной защиты населения Администрации "адрес" Республики Крым является самостоятельным функциональным органом Администрации "адрес" Республики Крым, созданным в целях обеспечения исполнения отдельных государственных полномочий в сфере социальной защиты населения.
Департамент труда и социальной защиты населения Администрации "адрес" Республики Крым подотчетен и подконтролен главе администрации "адрес" Республики Крым, и его деятельность координируется заместителем главы администрации в соответствии с распределением обязанностей и не является структурным подразделения Министерства труда и социальной защиты Республики Крым.
Однако к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамент труда и социальной защиты населения Администрации "адрес" Республики Крым судами нижестоящих инстанций не привлекался.
В соответствии с требованиями части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О судебном решении", решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (пункт 2).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании, а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3).
В силу частей 3 и 4 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела. Дополнительные доказательства судом кассационной инстанции не принимаются. Указания вышестоящего суда о толковании закона являются обязательными для суда, вновь рассматривающего дело.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения кассационных жалобы, представления кассационный суд общей юрисдикции вправе отменить постановление суда первой или апелляционной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение в соответствующий суд.
В этой связи судебная коллегия по гражданским делам ФИО3 кассационного суда общей юрисдикции приходит к выводу об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ и возвращении гражданского дела на новое апелляционное рассмотрение в силу того, что выявленные процессуальные нарушения по своему характеру и юридической значимости являются существенными и влияют на исход дела.
При повторном рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное в определении и в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона разрешить спор.
Руководствуясь статьями 379.5, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции - Верховный суд Республики Крым.
Председательствующий М.Р. Мамий
Судьи Н.Н. Мартынова
Ф.Г. Руденко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.