Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Губаревой С.А, Мамия М.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Жесткова С. М. к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат г. Севастополя" о восстановлении права на выплату пенсии, возмещении причиненного материального и морального ущерба по кассационной жалобе Жесткова С. М. на решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 04.03.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 06.07.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
Жестков С.М. обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат г. Севастополя" (далее - ФКУ "Военный комиссариат г. Севастополя") о восстановлении права на выплату пенсии, возмещении причиненного материального и морального ущерба.
Решением Гагаринского районного суда г. Севастополя от 04.03.2020 в удовлетворении исковых требований Жесткова С.М. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 06.07.2020 решение суда первой оставлено без изменения, апелляционная жалоба Жестков С.М. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Жестков С.М. просит об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения и вынесении по делу нового решения.
В обоснование жалобы указано, что нижестоящими судами должным образом не были исследованы материалы дела, суды неправильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, нарушили и неправильно применили нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судами первой и апелляционной инстанций при вынесении оспариваемых судебных актов не учтена позиция истца по делу, неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении военнослужащих.
В судебное заседание не явился Жестков С.М, по средством электронного документооборота представив ходатайства об отложении судебного заседания и направлении соответствующих запросов.
В судебное заседание не явился представитель ФКУ "Военный комиссариат г. Севастополя".
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не установив наличие оснований для удовлетворения ходатайств кассатора, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Жестков С.М. был призван в ряды ВС СССР Балаклавским РВК г. Севастополя ДД.ММ.ГГГГ, уволен из рядов вооруженных сил приказом НГШ ВС РФ N N от ДД.ММ.ГГГГ в отставку по болезни. После увольнения в связи с непригодностью к воинской службе истец прошел комиссию для определения группы инвалидности во ВТЭК г. Баку, где ДД.ММ.ГГГГ ему была установлена инвалидность 2 бессрочно. Военным комиссариатом Республики Азербайджан ДД.ММ.ГГГГ истцу выдано удостоверение инвалида второй группы, предоставляющее право на льготы и преимущества, установленные законодательством СССР и союзных республик для инвалидов Отечественной войны.
С ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена и выплачивается пенсия за выслугу лет 21 год по линии Министерства Обороны Российской Федерации. При принятии решения о назначении пенсии ответчиком не была принята во внимание справка об инвалидности, выданная в Республике Азербайджан.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что представленные истцом документы об инвалидности не могли быть приняты ответчиком в качестве основания для назначения пенсии по инвалидности на территории Российской Федерации.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N95 утверждены Правила признания лица инвалидом, которые устанавливают, что признание лица инвалидом осуществляется федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы: Федеральным бюро медико-социальной экспертизы (далее - Федеральное бюро), главными бюро медико-социальной экспертизы, а также бюро медико-социальной экспертизы в городах и районах, являющимися филиалами главных бюро (п. 1); признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (п. 2); в случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации (п. 14).
Классификации и критерии, используемые при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы установлены Приказом от 29.09.2014 N 664н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы".
Российская Федерация является участником Соглашения "О взаимном признании льгот и гарантий для участников и инвалидов Великой Отечественной войны, участников боевых действий на территории других государств, семей погибших военнослужащих", совершенном в Москве 15.04.1994, вступившего в силу для Российской Федерации 22.09.2018.
Статьей 8 указанного Соглашения предусмотрено, что основанием для предоставления льгот являются документы, выданные соответствующими органами бывшего Союза ССР или Сторонами по формам, действовавшим на 01.01.1992, по месту постоянного жительства лица, имеющего право на льготы.
В случае выдачи в соответствии с национальным законодательством Сторон указанных документов лицам, не упомянутым в Приложении 1 к настоящему Соглашению, уполномоченные органы Сторон делают в них отметку о действии этих документов только на территории государства данной Стороны.
То есть стороны признают на своей территории действия документов, которые выданы на 01.01.1992, представленные же истцом документы, выданы после указанной даты.
В соответствии с Конвенцией о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (заключена в Минске государствами - членами СНГ 22.01.1993, вступила в силу для Российской Федерации 10.12.1994) документы, которые на территории одной из договаривающихся сторон изготовлены или засвидетельствованы учреждением или специально на то уполномоченным лицом в пределах их компетенции и по установленной форме и скреплены печатью, принимаются на территориях других договаривающихся сторон без какого-либо специального удостоверения, рассматриваются как официальные и пользуются на территории других государств - участников договора (конвенции) доказательственной силой официальных документов без какого- либо удостоверения.
В силу статьи 11 Соглашения от 13.03.1992 "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения" необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 01.12.1991, принимаются на территории государств - участников Содружества без легализации. В статье 1 Соглашения от 13.03.1992 и в статье 1 "Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств" от 15.05.1992 предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется в соответствии с законодательством государств - участников перечисленных Соглашений, на территории которых проживают указанные лица.
Исходя из вышеизложенного усматривается, что граждане, переехавшие на постоянное место жительства в Российскую Федерацию из иностранного государства, в том числе из стран СНГ, имеют право на пенсионное обеспечение и меры социальной поддержки, предусмотренные Федеральным законом от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", при условии признания их инвалидами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (за исключением граждан, инвалидность которым была установлена на территории республик, входивших в состав СССР до его распада).
В соответствии со статьей 12 Федерального конституционного закона от 21.03.2014 г. N6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя действуют документы, в том числе подтверждающие право на получение пенсий, пособий, компенсаций и иных видов социальных выплат, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами города Севастополя, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым или государственных органов города федерального значения Севастополя, если иное не предусмотрено статьей 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами, и не могут служить основанием к отмене обжалуемых судебных актов.
Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований для отмены или изменения в пределах доводов кассационной жалобы состоявшихся по делу правильных судебных актов судов первой и апелляционной инстанций не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Гагаринского районного суда г. Севастополя от 04.03.2020 и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от 06.07.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Жесткова С. М. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи С.А. Губарева
М.Р. Мамий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.