Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Мартыновой Н.Н, Мамия М.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Федеральному казенному предприятию "Российская государственная цирковая компания "Волгоградский государственный цирк" о возложении обязанности по корректировке индивидуального лицевого счета, выдаче справки, уточняющей льготный характер работы, третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора - Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсии Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсии Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18.06.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, путем использования систем видеоконференцсвязи, выслушав представителя Государственного учреждения - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсии Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 по доверенности ФИО7, поддержавшую доводы кассационной жалобы, выслушав ФИО1, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному казенному предприятию "Российская государственная цирковая компания "Волгоградский государственный цирк" (далее - ФКП "Российская государственная цирковая компания "Волгоградский государственный цирк") о возложении обязанности по корректировке индивидуального лицевого счета, выдаче справки, уточняющей льготный характер работы.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Государственное учреждение - Центр предоставления государственных услуг и установления пенсии Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 (далее - ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсии ПФ РФ в Волгоградской области N 2).
Решением Центрального районного суда г. Волгограда от 11.02.2020 в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение суда первой инстанции отменено. По делу вынесено новое решение, которым суд возложил обязанность на ФКП "Российская государственная цирковая компания "Волгоградский государственный цирк" по корректировке индивидуального лицевого счета ФИО1 за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, указав данные периоды специальным стажем, дающим право на назначение досрочной пенсии в связи с творческой деятельностью, а также по выдаче справки, уточняющей льготный характер работы.
В кассационной жалобе ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсии ПФ РФ в Волгоградской области N 2 просит об отмене апелляционного определения и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы указано, что судом апелляционной инстанции должным образом не были исследованы материалы дела, суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, документы, имеющиеся в материалах дела не подтверждают льготных характер работы истца.
Судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции проведено путем видеоконференцсвязи в соответствии со ст. 155.1 ГПК РФ, по ходатайству представителя ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсии ПФ РФ в Волгоградской области N 2 об участии в судебном заседании путем использования систем видео-конференцсвязи при содействии Советского районного суда г. Волгограда.
В судебное заседание явилась представитель ГУ Центр предоставления государственных услуг и установления пенсий ПФ РФ в Волгоградской области N 2 по доверенности ФИО7, поддержавшая доводы кассационной жалобы.
В судебное заседание явился ФИО1, возражавший относительно доводов кассационной жалобы.
В судебное заседание не явился представитель ФКП "Российская государственная цирковая компания "Волгоградский государственный цирк".
В ходе судебного заседания при использовании систем видеоконференцсвязи технических сбоев не зафиксировано.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
ФКП "Российская государственная цирковая компания "Волгоградский государственный цирк" извещено надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечило явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представило.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 окончил полный курс Камышинского музыкального училища по специальности духовые и ударные инструменты, присвоена квалификация: артист оркестра, руководитель самодеятельного духового оркестра, преподаватель музыкальной школы по классу трубы, что подтверждается копией диплома ЛТ N.
ФИО1 обратился в суд и просил возложить на ответчика обязанность по корректировке индивидуального лицевого счета за периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности артиста оркестра (труба-корнет), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ артистом-оркестра 1 категории духовых инструментов - труба, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ артистом духовых инструментов - труба высшей категории, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в филиале ФКП "Российской государственной цирковой компании" Волгоградский государственный цирк" артистом-оркестра высшей категории - труба, указав данные периоды не общим, а специальным стажем, дающим право на назначение досрочной пенсии в связи с творческой деятельностью, а также по выдаче справки, уточняющей особые (льготные) условия труда.
Факт работы в оспариваемые периоды времени подтвержден соответствующими записями в трудовой книжке.
Из представленных в материалы дела табелей учета рабочего времени в Волгоградском государственном цирке за октябрь 2012, декабрь 2012, август 2014, сентябрь 2014, октябрь 2014, ноябрь 2014, декабрь 2014, апрель 2015 и май 2015 следует, что ФИО1 замещал должность "артист оркестра, труба".
В карточке истца по форме Т - 2, представленной ответчиком в п. 11 раздела I (основная профессия (специальность) указано, что истец работал музыкантом духовых инструментов (труба), в разделе III, столбец 3 указано о работе артистом оркестра высшей категории духовых инструментов.
В представленных копиях штатных расписаний за спорные периоды содержатся сведения о наличии у ответчика штатных должностей артиста оркестра высшей категории, артиста оркестра высшей категории, артиста оркестра, а в табелях учета рабочего времени отражена продолжительность рабочего времени истца.
Согласно приказу N/п от ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ в штатное расписание филиала ФКП "Росгосцирк" "Волгоградский государственный цирк" внесены изменения, из штатного расписания выведено структурное подразделение "оркестр" в составе главный дирижер 1 единица, артист оркестра 4 единицы.
Из показаний допрошенных судом свидетелей следует, что совместно с истцом они работали в Волгоградском государственном цирке артистами оркестра. В период своей работы, истец играл только на трубе, которая является медным духовым инструментом.
При обращении с заявлением в ГУ УПФР в Кировском районе г. Волгограда о назначении досрочной страховой пенсии по старости, решением ГУ УПФР в Кировском районе г. Волгограда N N от ДД.ММ.ГГГГ, а также дополнительным решением ГУ УПФР в Кировском районе г. Волгограда N N от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, так как работодателем предоставлялись недостоверные сведения о характере его работы, отраженные в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица и не выдана справка, уточняющая характер его работы.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что представленные в материалы дела письменные доказательства свидетельствуют о том, что в оспариваемые периоды времени истец работал в Волгоградском государственном цирке, в должности артиста оркестра, играющего на духовом инструменте - труба, в постоянно действующем профессиональном коллективе (оркестре), то есть в должности, поименованной Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ N.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
В силу п. 21 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50-55 лет либо независимо от возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, при досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ к лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) применяется Список профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа которых дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений п. 2 указанного Постановления.
Согласно п. 3 Списка профессий и должностей работников театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, творческая работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 82 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 28 августа 1991 г. N 447, артисты оркестра, играющие на духовых инструментах в профессиональных художественных коллективах имеют право на пенсию по старости при стаже творческой работы не менее 25 лет.
Согласно п.п. 3.3 Положения "О порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР", утвержденного приказом Министерства социального обеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. N 190 (действовавшего в оспариваемые периоды трудовой деятельности), специальный трудовой стаж, дающий право на пенсионное обеспечение за выслугу лет некоторым категориям артистов театров и других театрально-зрелищных предприятий и коллективов, подтверждается трудовой книжкой.
В тех случаях, когда в трудовой книжке отсутствуют необходимые сведения о наименовании профессии (должности), жанровой принадлежности, характера выполняемой работы или статусе организации, в которой протекала работа, специальный стаж подтверждается на основании дополнительных документов, содержащих эти сведения в отношении данного лица (афиши, программы, квалификационные характеристики, данные о тарификации).
Согласно п. 4 порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 г. N 258 н в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о выполнении работ определенным способом, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении, для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Согласно Правилам подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденным постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. N 1015, в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно п. 15 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными). Если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей. При этом характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (п. 3 ст. 13 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
Аналогичное правило предусмотрено п. 3 ст. 14 Федерального закона Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 ст. 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Приказом министерства здравоохранения и социального развития РФ N 251н от 30 марта 2011 г. утвержден "Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии", в котором определены требования к квалификации артистов оркестра цирка, а именно: артист оркестра цирка высшей категории (концертмейстеры групп, солисты, первые голоса групп деревянных и медных духовых инструментов, ритм-групп) - высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в оркестре, музыкальном ансамбле не менее 3 лет или среднее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в оркестре не менее 5 лет (в том числе в цирке не менее 1 года) в должности артиста оркестра первой категории.
Артист оркестра цирка первой категории (вторые голоса групп деревянных и медных духовых инструментов, ритм-групп, регуляторов групп) - высшее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в оркестре не менее 3 лет или среднее профессиональное образование (музыкальное) и стаж работы в оркестре не менее 5 лет в должности артиста оркестра второй категории.
Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2017 г. N 570 утверждены профессиональные квалификационные группы должностей работников культуры, искусства и кинематографии, п. 3 которых к Профессиональной квалификационной группе "Должности работников культуры, искусства и кинематографии ведущего звена" относит, в том числе артистов оркестра цирка.
Согласно п. 1.2. Федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства "Духовые и ударные инструменты" и сроку обучения по этой программе", утвержденных приказом Минкультуры России от 12 марта 2012 г. N 165 "Об утверждении, духовыми инструментами являются - флейта, гобой, кларнет, валторна, труба, саксофон, фагот, туба, тромбон.
Согласно "Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности" "ОК 029-2014 (КДЕС редакция 2), утвержденному приказом Росстандарта от 31 января 2014 г. N 14-ст, деятельность ансамблей, цирков и театральных трупп, оркестров и музыкальных групп, включена в груп-пировку: Деятельность в области исполнительских искусств (ОКЭД 90.01).
В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном учете) в системе обязательного пенсионного страхования на территории Российской Федерации", на каждое застрахованное лицо Пенсионный Фонд Российской Федерации открывает индивидуальный лицевой счет с постоянным страховым номером, содержащим контрольные разряды, которые позволяют выявлять ошибки, допущенные при использовании этого страхового номера в процессе учета. Индивидуальный страховой счет застрахованного лица состоит из общей, специальной и профессиональной частей (разрядов).
Согласно п. 2 п. 1 ст. 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица должны быть указаны в том числе: периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумма начисленных страхователем данному застрахованному лицу страховых взносов; суммы уплаченных и поступивших за данное застрахованное лицо страховых взносов.
В соответствии с абз. 4 ст. 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ, застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведе-ниями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, включая его Правление, либо в суд.
В этой связи, в случае несогласия со сведениями, указанными в выписке из ИЛС застрахованного лица, гражданин претендующий на досрочное назначение страховой пенсии по старости, вправе оспорить действия работодателя, путем обращения с самостоятельным иском в суд.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемом судебном постановлении, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Волгоградского областного суда от 18.06.2020 оставить без изменения, кассационные жалобы Государственного учреждения Центр предоставления государственных услуг и установления пенсии Пенсионного фонда Российской Федерации в Волгоградской области N 2 - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Н.Н. Мартынова
М.Р. Мамий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.