Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Мартыновой Н.Н, Мамия М.Р.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Узикова А. П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым о признании незаконным отказа, понуждении совершить определенные действия по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 17.06.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, судебная коллегия
установила:
Узиков А.П. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым (далее - ГУ УПФ РФ в г. Ялте Республики Крым) о признании незаконным отказа, понуждении совершить определенные действия.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 12.02.2020 исковые требования Узикова А.П. оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 17.06.2020 решение суда первой инстанции отменено. По делу вынесено новое решение, которым исковые требования Узикова А.П. удовлетворены.
В кассационной жалобе ГУ УПФ РФ в г. Ялте Республики Крым просит об отмене решения суда и апелляционного определения и направлении дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование жалобы указано, что судом должным образом не были исследованы материалы дела, суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судом апелляционной инстанции неверно применены нормы законодательства о пенсионном обеспечении граждан, не дана оценка доводам ответчика о наличии счетной ошибки и произведения и перерасчета.
В судебное заседание не явился Узиков А.П..
В судебное заседание не явился представитель ГУ УПФ РФ в г. Ялте Республики Крым.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
Лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не обеспечили явку представителей, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представили.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, Узиков А.П. является получателем страховой пенсии по старости в Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым с ДД.ММ.ГГГГ.
Ранее истец состоял на пенсионном учете в Управлении Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в Горняцком районе города Макеевки с ДД.ММ.ГГГГ, как лицо, проработавшее на подземных работах в шахте и выработавшее стаж необходимый для досрочного назначения пенсии.
В связи с проживанием Узикова А.П. на ДД.ММ.ГГГГ на территории Республики Крым, по его заявлению пенсионным органом из Управления Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в Горняцком районе города Макеевки запрошено пенсионное дело, которое поступило к ответчику ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно сведениям, представленным Управлением Пенсионного фонда Донецкой Народной Республики в Горняцком районе города Макеевки пенсию по возрасту Узикову А.П. выплачена по ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ пенсия в данном Управлении не выплачивалась.
Поскольку, пенсионное дело поступило ДД.ММ.ГГГГ, ГУ УПФ РФ в г. Ялте Республики Крым вынесено распоряжение о постановке пенсионного дела на учет с ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Узиков А.П.обратился в ГУ УПФ РФ в г. Ялте Республики Крым с заявлением о перерасчете пенсии как гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Республике Крым на ДД.ММ.ГГГГ.
Решением ГУ УПФ РФ в г. Ялте Республики Крым N от ДД.ММ.ГГГГ ГУ УПФ РФ в г. Ялте Республики Крым разъяснил истцу о назначенной ему страховой пенсии и ее размере, приводя доводы о законности и правильности своего расчета.
В исковом заявлении Узиков А.П. выражает несогласие с данным расчетом пенсии, предоставленным ответчиком полагая, что нарушаются его права на достойное социальное обеспечение, гарантированные Конституцией Российской Федерации.
Так, из копии трудовой книжки Узикова А.П. следует, что истец с ДД.ММ.ГГГГ обучался в СПТУ N2 гор. Макеевки Донецкой обл. УССР и получил профессию машиниста горного комбайна 6 разряда.
После окончания обучения ДД.ММ.ГГГГ истец принят подземным машинистом горного комбайна с полным рабочим днем под землей на Шахту "Холодная Балка" ПО "Макеевуголь, а ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с призывом на военную службу. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ служба в Советской Армии. По окончании военной службы ДД.ММ.ГГГГ, принят машинистом горновыемочных машин подземным 5 разряда с полным рабочим днем под землей на Шахту "Холодная Балка" ПО "Макеевуголь.
Согласно военному билету, Узиков А.П. проходил действительную военную службу в рядах Советской Армии с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Обучение истца в СПТУ N2 гор. Макеевки Донецкой обл. УССР с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, подтверждается копией Диплома N, выданным ДД.ММ.ГГГГ, регистрационный номер N.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что возражения пенсионного органа о том, что исковые требования и доводы апелляционной жалобы не касаются расчета, а основаны на несоответствии, по мнению истца, исчисления ответчиком размера пенсии тому порядку, который использовался украинским пенсионным органом, до его переезда в Российскую Федерацию, не могут быть приняты во внимание, поскольку порядок исчисления и расчета пенсии Узикову А.П. предусмотрен законодательством Российской Федерации, в том числе и ФЗ-208 от ДД.ММ.ГГГГ, а не Соглашением от ДД.ММ.ГГГГ "О гарантиях прав граждан государств - участников содружества независимых государств в области пенсионного обеспечения".
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Частью 1 ст.23 Федерального конституционного закона N 6-ФКЗ от 21.03.2014 "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 6-ФКЗ) установлено, что законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Статьей 6 Закона N 6-ФКЗ установлено, что со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до 1 января 2015 года действует переходный период, в течение которого урегулируются вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Частью 6 ст. 11 Закона N 6-ФКЗ предусмотрено, что законодательство Российской Федерации об обязательном социальном страховании, включая обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование, применяется на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 1 января 2015 года, за исключением случаев, предусмотренных частью 6.1 настоящей статьи.
В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального Закона от 21.07.2014 N 208-ФЗ "Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя", с 01.01.2015 года пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон N 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины).
В силу п. 21 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим творческую деятельность на сцене в театрах или театрально-зрелищных организациях (в зависимости от характера такой деятельности) не менее 15-30 лет и достигшим возраста 50-55 лет либо независимо от возраста.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи, что предусмотрено ч. 2 ст. 30 Закона N 173-ФЗ.
В целях определения расчетного размера трудовой пенсии застрахованных лиц в соответствии с указанными пунктами под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 г, в которую включаются определенные в данных пунктах периоды.
При этом п. 9 ст. 30 данного Закона устанавливает, что конвертация (преобразование) пенсионных прав в расчетный пенсионный капитал застрахованных лиц, указанных в п. 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, может осуществляться по их выбору в порядке, установленном п. 3 настоящей статьи, с применением вместо общего трудового стажа (имеющегося и полного), стажа на соответствующих видах работ (имеющегося и полного).
Таким образом, законодатель в п. 3 ст. 30 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.2001 N 173-ФЗ определилформулу исчисления расчетного размера трудовой пенсии, при оценке пенсионных прав застрахованного лица, а в п. 9 данной статьи предоставил гражданам, которые были заняты на работах с особыми условиями труда, право выбора трудового стажа, с учетом которого осуществляется конвертация пенсионных прав в целях исчисления размера страховой части трудовой пенсии.
Совокупность данных положений Закона допускает определение расчетного размера трудовой пенсии с учетом того вида стажа, который позволяет исчислить пенсию в более высоком размере (по выбору застрахованного лица) и направлена на реализацию права граждан на пенсионное обеспечение. Данная правовая позиция, изложена в Определении Конституционного суда Российской Федерации от 26.05.2011 N 597-О-О.
В целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стажем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 1 января 2002 г, определенная в п.1 ст.27 и ст.27.1 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. п. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж не менее 20 лет.
Согласно п. 2 ст. 27 данного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 8 ст. 13 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", действующего с 01.01.2015 при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям пенсионеров установлено и ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", п. 3 которой предусмотрено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности), что следует из п. 4 указанной статьи Закона.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемом судебном постановлении, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 17.06.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ялте Республики Крым - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Н.Н. Мартынова
М.Р. Мамий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.