Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Песоцкого В.В, судей Брянского В.Ю, Ивановой Е.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Булаша В.В. к Государственному бюджетному учреждению Республики Крым "Ялтинский горно-лесной природный заповедник" об установлении месторасположения границ земельного участка, внесении изменений в сведения о границах земельного участка; встречному иску Государственного бюджетного учреждения Республики Крым "Ялтинский горно-лесной заповедник" к Булашу В.В. об истребовании имущества из чужого незаконного владения; иску третьего лица, заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе к Булашу В.В. об истребовании земельного участка, по кассационной жалобе Булаша В.В. на решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 2 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Четвертого кассационного суда общей юрисдикции Песоцкого В.В, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции.
установила:
Булаш В.В. обратился в суд с иском к Государственному бюджетному учреждению Республики Крым "Ялтинский горно-лесной природный заповедник" (далее - ГБУ РК "Ялтинский горно-лесной природный заповедник") об установлении месторасположения границ земельного участка, внесении изменений в сведения о границах земельного участка.
В обоснование своих требований истец указал на то, что с 2007 года является собственником земельного участка с кадастровым N площадью 0, 15 га, расположенного по адресу: "адрес", целевое назначение "для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений". При обращении в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с заявлением о государственном кадастровом учете недвижимого имущества с предоставлением межевого плана для установления границ данного земельного участка истцу стало известно о том, что принадлежащий ему земельный участок пересекает границы земельного участка ответчика с кадастровым N Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил установить месторасположения границ данного земельного участка в соответствии со сведениями об уточняемом участке и его частях, устранить наложения указанного земельного участка с земельным участком ответчика с кадастровым N путем внесения изменений в сведения о границах земельного участка с кадастровым N, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости путем подачи заявления об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым N с определением координат поворотных точек земельного участка с кадастровым N в месте пересечения с земельным участком с кадастровым N
ГБУ РК "Ялтинский горно-лесной заповедник" подало встречный иск об истребовании имущества из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым N площадью 0, 15 га, расположенного по адресу: "адрес", пгт. Виноградное, район Нижне-Магобинского водохранилища, в обоснование указав, что находящийся в собственности истца земельный участок входит в границы земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ГБУ РК "Ялтинский горно-лесной природный заповедник".
Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, будучи третьим лицом по делу, заявило самостоятельные требования на предмет спора, обратившись в суд с иском к Булашу В.В. об истребовании из чужого незаконного владения земельного участка с кадастровым N площадью 0, 15 га, расположенного по адресу: "адрес"
Требования мотивированы тем, что указанный земельный участок в соответствии с распоряжением Совета Министров Республики Крым от 29 ноября 2018 года N 1448-р/ДСП передан из собственности Республики Крым в собственность Российской Федерации территориальным органом, осуществляющим полномочия собственника которого является Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в "адрес" и городе Севастополе. С учетом того, что спорное имущество находится в федеральной собственности, его владение истцом нарушает законные права и интересы Российской Федерации.
Решением Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 декабря 2019 года 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 2 июня 2020 года, в удовлетворении иска Булаша В.В, встречного иска ГБУ РК "Ялтинский горно-лесной природный заповедник" отказано.
Иск Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе к Булашу В.В. об истребовании имущества из чужого незаконного владения, признании права собственности удовлетворен.
В кассационной жалобе Булашом В.В. поставлен вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов ввиду нарушения норм материального и процессуального права.
Стороны, третьи лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились и не сообщили о причине неявки.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица, участвующего в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Как установлено судами и следует из материалов дела, решением 11 сессии 5 созыва Ливадийского поселкового совета Автономной Республики Крым oт 23 января 2007 года N 72 Булашу В.В. передан в собственность земельный участок площадью 0, 15 га, расположенный по адресу: "адрес", целевое назначение "для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек и сооружений".
Право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном законом порядке 19 июня 2007 года, земельному участку присвоен N.
В качестве обоснования иска Булаш В.В. указал, что при обращении в Государственный комитет по государственной регистрации и кадастру Республики Крым с целью установления границ спорного земельного участка стало известно о том, что его земельный участок пересекает границы земельного участка с кадастровым N, принадлежащего ГБУ РК "Ялтинский горно-лесной природный заповедник".
Встречные исковые требования ГБУ РК "Ялтинский горно-лесной природный заповедник" мотивированы тем, что в ходе соблюдения природоохранного законодательства на особо охраняемых природных территориях на основании материалов лесоустройства Ялтинского горно-лесного заповедника 1987 года было установлено, что находящийся в собственности истца земельный участок входит в границы земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ГБУ РК "Ялтинский горно-лесной природный заповедник".
По делу назначена и проведена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой поручено ФБУ "Севастопольская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации.
Из заключения судебной землеустроительной экспертизы следует, что предоставленный Булашу В.В. земельный участок полностью расположен в границах земельного участка, находящегося в пользовании Ялтинского горно-лесного природного заповедника, согласно его материалов лесоустройства от 1987 года.
Разрешая спор, отказывая в удовлетворении исков Булаша В.В. и ГБУ РК "Ялтинский горно-лесной природный заповедник" и удовлетворяя исковые требования Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе, суды первой и апелляционной инстанции исходили из того, что на момент принятия Ливадийским поселковым советом Автономной Республики Крым решения о передаче в собственность Булашу В.В. спорного земельного участка изъятие земельных участков, которые находились в пользовании заповедников было запрещено действующим законодательством Украины.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит состоявшиеся судебные акты законными и обоснованными.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года N 6-ФКЗ "О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя" законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации действуют на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя со дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным конституционным законом.
Таким образом, к спорным правоотношениям подлежит применению законодательство Украины, действующее на момент их возникновения на территории Республики Крым.
В соответствии со статьями 81, 116, 118 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) граждане и юридические лица приобретают безвозмездно права собственности на земельные участки из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом. Соблюдение данного порядка является неотъемлемой частью реализации права гражданина на получение бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности.
В соответствии с Положением о Ялтинском горно-лесном природном заповеднике, утвержденном Приказом Министерства экологии и природных ресурсов Украины от 18 декабря 2000 года N 255, данный заповедник создан в 1973 году согласно постановлению Совета Министров Украинской ССР от 20 февраля 1973 года N 84 на территории Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым на базе Ялтинского лесхоза площадью 14 523 га, который передан заповеднику в постоянное пользование.
На момент принятия Ливадийским поселковым советом Автономной Республики Крым решения о передаче в собственность Булашу В.В. земельного участка действовала редакция Лесного кодекса Украины от 8 февраля 2006 года.
Пунктом 5 раздела VIII Заключительных положений Лесного кодекса Украины установлено, что до получения в установленном порядке государственными лесохозяйственными предприятиями государственных актов на право постоянного пользования земельными лесными участками документами, которые подтверждают это право на ранее предоставленные земли, будут являться планово-картографические материалы.
Ялтинский горно-лесной природный заповедник являлся объектом природного заповедного фонда Украины, относительно которого был разработан проект лесоустройства с данными планшетных съемок и определенными пределами, на основании Инструкции о порядке и создании лесных карт, утвержденной Первым заместителем Председателя ГУ СССР по лесному хозяйству 11 декабря 1986 года.
Статьей 33 Земельного кодекса Украины (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что изъятие земельных участков, находящихся в пользовании заповедников, запрещено.
Из приведенных положений следует, что на момент принятия Ливадийским поселковым советом Автономной Республики Крым решения о передаче Булашу В.В. в собственность спорного земельного участка изъятие земельных участков, которые находятся в пользовании заповедников, было прямо запрещено действующим законодательством.
Согласно статье 6 Федерального закона от 14 марта 1995 года N ЗЗ-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N ЗЗ-ФЗ) территории государственных природных заповедников относятся к особо охраняемым территориям федерального значения, земельные участки которых являются федеральной собственностью. Устанавливается запрет на изъятие и иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включены в государственные природные заповедники. Изменение территории государственного заповедника производится Правительством Российской Федерации.
Пунктами 2, 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, ограничиваются в обороте. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами.
Земли государственных природных заповедников относятся к землям особо охраняемых природных территорий (п. 1 ст. 95 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пункт 6 статьи 95 Земельного кодекса Российской Федерации и пункт 2 статьи 6 Федерального закона N 33-ФЗ устанавливают, что земли, земельные участки, природные ресурсы и недвижимое имущество, расположенные в границах государственных природных заповедников, являются федеральной собственностью и изымаются из гражданского оборота, если иное не предусмотрено федеральными законами.
В соответствии с пунктом 1 постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" охраняемые или особым образом используемые природные объекты (в том числе государственные природные заповедники) независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Таким образом, в настоящее время в силу прямого указания закона государственная собственность на земельные участки вышеуказанного государственного природного заповедника отнесена к собственности Российской Федерации.
Исходя из вышеизложенного, границы особо охраняемой природной территории определены в соответствии с границами заповедника, которые определены актами государственных органов Украины и куда входит спорный земельный участок.
Установив приведенные обстоятельства на основании всесторонне исследованных по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска Булаша В.В, поскольку орган местного самоуправления осуществил распоряжение спорным земельным участком вне пределов своей компетенции и в нарушение действующего законодательства, в результате чего спорный земельный участок выбыл безвозмездно из владения заповедника помимо его воли правообладателя.
Учитывая, что в настоящее время спорный земельный участок является собственностью Российской Федерации, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республике Крым и городе Севастополе об его истребовании из незаконного владения истца.
Ссылаясь на то, что спорный земельный участок после его передачи в собственность Российской Федерации не передавался ГБУ РК "Ялтинский горно-лесной природный заповедник" на каком-либо вещном праве, судебные инстанции сделали правильный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения иска данного учреждения.
Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными и не усматривает оснований для отмены вынесенных судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Приведенные в кассационной жалобе доводы повторяют правовую позицию заявителя при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций, были предметом проверки и оценки судебных инстанций, которые правомерно отвергнуты как несостоятельные, с приведением мотивированных выводов, основанных на правильном применении норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ялтинского городского суда Республики Крым от 10 декабря 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 2 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Булаша В.В. - без удовлетворения.
Председательствующий В.В. Песоцкий
Судьи В.Ю. Брянский
Е.В. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.