Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Руденко Ф.Г, судей Мартыновой Н.Н, Мамия М.Р, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации муниципального образования г. Новороссийск к Тюкину И. Н. о взыскании денежных средств по кассационной жалобе Тюкина И. Н. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27.07.2020.
Заслушав доклад судьи Руденко Ф.Г, выслушав Тюкина И.Н, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
установила:
администрация муниципального образования г. Новороссийск обратилась в суд с иском к Тюкину И.Н. о взыскании денежных средств.
Решением Октябрьского районного суда г. Новороссийска от 15.04.2020 исковые требования администрации муниципального образования г. Новороссийск удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27.07.2020 решение суда первой инстанции отменено, по делу принято новое решение, которым исковые требования администрации МО г. Новороссийск удовлетворены.
В кассационной жалобе Тюкин И.Н. просит об отмене апелляционного определения и вынесении по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы указано, что судом апелляционной инстанции должным образом не были исследованы материалы дела, суд неправильно определилобстоятельства, имеющие значение для дела, нарушил и неправильно применил нормы материального и процессуального права.
По мнению кассатора, судом апелляционной инстанции неверно применены нормы законодательства о предоставлении социальных выплат гражданами.
В судебное заседание явился Тюкин И.Н, поддержавший доводы кассационной жалобы.
В судебное заседание не явился представитель администрации муниципального образования г. Новороссийск, извещенной надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, доказательств уважительности причин отсутствия в судебном заседании не представила.
Согласно п. 1 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) лица, участвующие в деле, обязаны известить суд о причинах неявки и представить доказательства уважительности этих причин.
В связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившегося лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы.
В силу ч. 5 ст. 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационную жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Руководствуясь положениями ч.5 ст.379.5 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанного лица.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или измене-ния судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установлен-ным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправиль-ное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела допущено не было.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ Тюкин И.Н. и Тюкина С.А. по договору купли-продажи приобрели у Миленной А.Н. и Миленного Е.Е. "адрес".
Переход права собственности зарегистрирован в установленном законом порядке.
По условиям договора оплата стоимости жилья в размере 3 100 000 руб. производиться за счёт:
- кредитных денежных средств в размере 1 500 000 руб, предостав-ленных покупателям ПАО Сбербанк по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ;
- сумма 174900 руб. за счёт средств социальной выплаты, предоставляемой из краевого бюджета в соответствии с Законом Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N-КЗ "Об организационном и финансовом обеспечении развития жилищного кредитования, накопления денежных средств для улучшения жилищных условий граждан в Краснодарском крае", а также с Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении Порядка предоставления социальных выплат физическим лицам, открывающим вклады (счета) в кредитных организациях с целью накопления средств для улучшения жилищных условий", согласно договору о предоставлении социальной выплаты N, заключенному ДД.ММ.ГГГГ между Государственным казенным учреждением Краснодарского края "Кубанский центр государственной поддержки населения и развития финансового рынка" и гр. Тюкиным И.Н.;
- оставшаяся сумма за счёт собственных денежных средств Тюкиных.
По делу установлено, что в 2018 году Тюкину И.Н. и членам его семьи: супруге - Тюкиной С.А, сыну - Тюкину И.И, была предоставлена еще одна социальная выплата из средств бюджета муниципального образования город Новороссийск в размере 698 714 руб. в целях погашения оставшейся части ипотечного кредита, предоставленного Тюкиным ПАО Сбербанк по кредитному договору N от ДД.ММ.ГГГГ.
Суд апелляционной инстанции при разрешении спора правильно указал, что Молодая семья Тюкиных включена в список участников подпрограммы на основании предоставленных ею недостоверных данных в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, в котором указано, что семья ранее "не получала государственной помощи из средств федерального, краевого и муниципального бюджетов на улучшение жилищных условий". Между тем, договор о предоставлении социальной выплаты из средств краевого бюджета N от ДД.ММ.ГГГГ на момент направления указанного заявления Тюкиным И.Н. был заключен.
Такой вывод признается судебной коллегией по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции правильным, соответствующим обстоятельствам дела и подлежащим применению нормам материального права.
Согласно статье 74 Бюджетного кодекса Российской Федерации к бюджетным ассигнованиям на социальное обеспечение населения относятся бюджетные ассигнования на предоставление социальных выплат гражданам либо на приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан для обес-печения их нужд в целях реализации мер социальной поддержки населения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 74 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства на социальное обеспечение населения могут возникать в результате принятия публичных нормативных обязательств.
В статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплено, что публичные нормативные обязательства - публичные обязательства перед физическим лицом, подлежащие исполнению в денежной форме в установленном соответствующим законом, иным нормативным правовым актом размере или имеющие установленный порядок его индексации.
На основании пункта 3 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N, право молодой семьи - участницы мероприятия по обеспечению жильем молодых семей ведомственной целевой программы "Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" на получение социальной выплаты удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты, которое не является ценной бумагой.
Таким образом, спорные правоотношения по получению социальной выплаты возникли не с момента проведения предусмотренных процедур направления и рассмотрения заявления молодой семьи, а с момента выдачи свидетельства на выплату.
До получения свидетельства возникли правоотношения, основанные на административном порядке прохождения документов и утверждения соответствующих списков семей до возникновения публичных нормативных обязательств. Порядок предоставления социальных выплат действует не в момент формирования сводного списка молодых семей - претендентов на получение выплаты, а в момент реального получения денежных средств либо возникновения права на данную выплату, то есть получение свидетельства.
Поскольку свидетельство на получение социальной выплаты N получено семьей Тюкиных ДД.ММ.ГГГГ, то публичные обязательства у администрации муниципального образования город Новороссийск перед семьей Тюкиных возникли ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно статье 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации порядок принятия решений о разработке муниципальных программ, фор-мирования и реализации указанных программ устанавливается муниципаль-ным правовым актом местной администрации муниципального образования.
В силу статьи 86 Бюджетного кодекса РФ расходные обязательства муниципального образования, возникшие в результате принятия муници-пальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, устанавливаются органами местного самоуправ-ления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего местного бюджета.
На основании статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации к доходами бюджета относятся безвозмездные поступления, в том числе субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии), иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливается принцип самостоятельности бюджетов, которым предусмотрена в том числе недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
По смыслу изложенных норм права и в их взаимосвязи исполнение расходных обязательств, установленных нормативными правовыми актами муниципального образования (в том числе актами об утверждении целевых программ), осуществляется исключительно за счет средств местного бюджета, включая поступившие из бюджетов иных уровней безвозмездные поступления.
Согласно Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, постановлением администрации муниципального образования город Новороссийск от 31.05.2018 года N 2120 основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы является недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах.
В силу статей 135, 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации - администрации Краснодарского края определяется порядок предоставления субсидии, предусмотренной ведомственной целевой программой на софинансирование расходных обязательств муниципального образования город Новороссийск.
Порядок предоставления социальных выплат из средств местного бюджета, источником финансового обеспечения которого являются средства в том числе краевого бюджета в силу ст. 31, 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяется нормативным правовым актом администрации - постановлением от 31.05.2018 N 2120, которым предусмотрено получение социальных выплат на основании соответствующих свидетельств, выданных в случае, если семья ранее не получала из федерального, краевого, местного бюджета средства на улучшение жилищных условий.
С учетом изложенного, доводы кассационной жалобы фактически были предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, всем доказательствам по делу судом дана надлежащая правовая оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, выводы суда основаны на совокупности и достаточности допустимых доказательств, при правильном применении норм материального и процессуального права.
При вынесении оспариваемого судебного постановления судом не было допущено существенных нарушений норм материального и процессуального права, которые в силу статьи 379.7 ГПК РФ могут повлечь отмену судебного постановления в кассационном порядке и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Доводов, свидетельствующих о наличии подобных нарушений в оспариваемом судебном постановлении, кассационная жалоба не содержит.
Принцип правовой определенности предполагает, что суд не вправе пересматривать вступившее в законную силу постановление только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления.
Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления в кассационном порядке.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 27.07.2020 оставить без изменения, кассационную жалобу Тюкина И. Н. - без удовлетворения.
Председательствующий Ф.Г. Руденко
Судьи Н.Н. Мартынова
М.Р. Мамий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.