Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кудрявцевой Е.Н, судей Лозовой Н.В, Лопаткиной Н.А, с участием прокурора Пономаревой П.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора г. Сочи в интересах Карнауховой Виктории Алексеевны к администрации города Сочи, Министерству труда и социального развития Краснодарского края, Министерству финансов Краснодарского края о финансировании в целях приобретения жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения и предоставлении благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, по кассационному представлению прокурора Краснодарского края на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28июля2020 года.
Заслушав доклад судьи Лозовой Н.В, пояснения старшего прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, поддержавшей представление прокурора Краснодарского края Пономаревой П.Г, полагавшей апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28июля2020 года незаконным в части, судебная коллегия
установила:
исполняющий обязанности прокурора г. Сочи в интересах Карнауховой В.А. обратился в суд с иском, в котором просил обязать министерство финансов Краснодарского края произвести финансирование в целях приобретения благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров, Карнауховой В.А.; возложить на Министерство труда и социального развития Краснодарского края обязанность предоставить муниципальному образованию городу-курорту Сочи субвенции на приобретение данного жилого помещения.
Решением Центрального районного суда г. Сочи от 12 декабря 2019 года исковое заявление исполняющего обязанности прокурора г. Сочи в интересах Карнауховой В.А. удовлетворено в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 июля 2020 года решение Центрального районного суда г. Сочи Краснодарского края от 10сентября2019 года отменено в части удовлетворения требований, заявленных к министерству труда и социального развития Краснодарского края, министерству труда и социального развития Краснодарского края.
По делу в данной части принято новое решение, которым в иске к министерству труда и социального развития Краснодарского края, министерству финансов Краснодарского края о возложении обязанности обеспечить благоустроенным жильем по договору найма специализированного жилищного фонда, к министерству труда и социального развития Краснодарского края предоставить муниципальному образованию городу-курорту Сочи субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 квадратных метров Карнауховой В.А, отказано.
В остальной части решение суда оставлено без изменения.
В поданном в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции кассационном представлении прокурора Краснодарского края ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 июля 2020 года в отказной части, как незаконного.
Заявитель кассационного представления считает, что оно вынесено с существенным нарушением норм материального и процессуального права.
На кассационное представление прокурора от Министерства финансов Краснодарского края поступили возражения, в которых содержится просьба оставить его без удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационное представление прокурора Краснодарского края подлежащим удовлетворению, так как имеются предусмотренные законом основания для отмены в кассационном порядке обжалуемого апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 июля 2020 года в части.
Из материалов гражданского дела следует, что прокуратурой города Сочи проведена проверка по обращению Карнауховой (Кучеренко) В.А. о защите нарушенных жилищных прав в части не предоставления ей жилого помещения как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В ходе проверки установлено что, Карнаухова (Кучеренко) В.А, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Мать Карнауховой В.А. - Кучеренко С.Г. умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец - Кучеренко А.Ю. умер ДД.ММ.ГГГГ.
Приказом управления по вопросам семьи и детства администрации г.Сочи от 27 февраля 2014 года N128 Кучеренко В.А. определена в детскую государственную организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей Краснодарского края.
Приказом управления по вопросам семьи и детства администрации г.Сочи от 4 сентября 2014 года N 685 над несовершеннолетней КучеренкоВ.А. назначена опека.
С 31 марта 2012 года Карнаухова (Кучеренко) В.А. зарегистрирована по месту жительства по адресу: "адрес", где фактически и проживает.
Карнаухова (Кучеренко) В.А. собственником или нанимателем недвижимого имущества не является.
Таким образом, установлено, что Карнаухова В.А. в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Наличие права Карнауховой В.А. на обеспечение жилым помещением подтверждено заключением уполномоченного органа по учету (заключения департамента городского хозяйства администрации г.Сочи от 11.12.2018 года) о необходимости включения ее в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями.
На основании заявления от 4 декабря 2018 года она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, относившихся к категории детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями (приказ Министерства труда и социального развития Краснодарского края от 29января 2019 года N95-жс).
В настоящее время Карнаухова В.А. состоит в списке по муниципальному образованию город Сочи под порядковым номером 270.
Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", установив, что Карнауховой В.А. не реализовано принадлежащее ей право на обеспечение жилым помещением до дня вступления в силу вышеуказанного Федерального закона, до настоящего времени благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения не предоставлено, договор найма специализированного жилого помещения не заключен, чем нарушены ее жилищные права, пришел к выводу об обоснованности заявленных исполняющим обязанности прокурора г. Сочи требований и об их полном удовлетворении.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность постановленного по делу решения, не оспаривая его в части возложения на администрацию города Сочи Краснодарского края обязанность предоставить КарнауховойВ.А. жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, в части возложения на министерство труда и социального развития Краснодарского края обязанности предоставить муниципальному образованию городу-курорту Сочи субвенции на приобретение благоустроенного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда в целях предоставления по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, но не менее 33 кв.м, Карнауховой В.А, не согласился, признав в данной части его незаконным и необоснованным, отменил его и постановилновое решение об отказе исполняющему прокурора г. Сочи в удовлетворении данных требований.
Основанием для разрешения судом апелляционной инстанции данного вопроса таким образом послужило то, что министерство исполнило возложенную на него обязанность по предоставлению субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации бюджетам муниципальных образований, в том числе предоставило средства бюджета субъекта Российской Федерации на осуществление отдельных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а то обстоятельство, что орган местного самоуправления не приобрел на выделенные денежные средства жилое помещение для Карнауховой В.А, не свидетельствует о наличии вины министерства в неисполнении требований.
Судебная коллегия с выводами суда апелляционной инстанции согласиться не может и считает заслуживающими внимание доводы кассационного представления прокурора Краснодарского края.
На основании статьи 8 Закона N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в статье 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы", осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.
На основании статьи 2 Закона N 805-КЗ, статьи 8 Закона N 159-ФЗ, статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ решение вопросов обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).
Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий в социальной сфере, определенных в статье 1 Закона N 805-КЗ, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из краевого бюджета.
Указанные расходы отнесены к расходам министерства труда и социального развития края, выделение денежных средств возложено на министерство финансов Краснодарского края.
Выделяемое министерством финансов Краснодарского края финансирование не соответствует существующей потребности, в связи с чем у министерства труда и социального развития Краснодарского края отсутствует возможность предоставить муниципальному образованию город-курорт Сочи соответствующие субсидии, а у администрации г. Сочи отсутствует возможность обеспечить Карнаухову В.А. жилым помещением.
Суд апелляционной инстанции в своем определении указал, что Карнаухова В.А. состоит в списке для обеспечения жилым помещением по муниципальному образованию город Сочи под порядковым номером 270, и при этом пришел к необоснованному выводу о том, что выделенные городу-курорту Сочи субсидии на приобретение 45 жилых помещений для граждан указанной категории свидетельствуют о выполнении администрацией Краснодарского края в лице министерства финансов Краснодарского края и министерства труда и социального развития Краснодарского края своих обязательств в части предоставления субсидий для обеспечения жилым помещением Карнауховой В.А, в связи с чем данное обстоятельство послужило основанием для отказа в удовлетворении требований прокурора к министерству финансов Краснодарского края и министерству труда и социального развития Краснодарского края.
Вместе с тем, предоставление субсидий для приобретения 45 жилых помещений не может свидетельствовать об исполнении обязательств по финансированию обеспечения жилым помещением Карнауховой В.А, которая состоит на учете под порядковым номером 270.
Согласно действующему законодательству дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа при необходимости обеспечения их жилыми помещениями должны быть обеспечены такими помещениями по достижению ими 18-летнего возраста, очередь для обеспечения граждан указанной категории достигших совершеннолетия жилыми помещениями законом не предусмотрена.
В соответствии с положениями статей 5, 8 Закона N 159-ФЗ, ч. 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации, статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ обязательства по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации, финансовое обеспечение которых возлагается на министерство финансов соответствующего субъекта.
Администрация города Сочи лишена возможности приобрести жилое помещение для Карнауховой В.А. за счет средств бюджета города Сочи, так как обеспечение жилым помещением данных детей относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, в данном случае Краснодарского края.
Учитывая изложенное, судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции считает, что апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 июля 2020 года нельзя признать законными и обоснованным в части отказа прокурору в удовлетворении иска, оно принято с существенными нарушениями норм материального права, что согласно части 4 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для его отмены, с оставлением в силе решения Центрального районного суда г.Сочи от 18 декабря 2019 года.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Краснодарского краевого суда от 28 июля 2020 года отменить.
Оставить в силе решение Центрального районного суда г. Сочи от 18декабря 2019 года.
Председательствующий Е.Н. Кудрявцева
Судьи Н.В. Лозовая
Н.А. Лопаткина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.