Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 02 февраля 2021 г. по делу N 16-347/2021-
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Булычева С.Н., рассмотрев жалобу заместителя начальника ОГИБДД Управления МВД России по г.Новосибирску Осмоловского М.А. на вступившие в законную силу постановление мирового судьи 1 - го судебного участка Центрального судебного района г.Новосибирска от 10 августа 2020г. и решение судьи Центрального районного суда г.Новосибирска от 18 ноября 2020 г., вынесенные в отношении департамента транспорта и дорожно - благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска (далее также Департамент) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.27 ст.19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, установил:
постановлением мирового судьи 1-го судебного участка Центрального судебного района г.Новосибирска от 10 августа 2020г, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г.Новосибирска от 18 ноября 2020 г, производство по делу об административном правонарушении в отношении Департамента прекращено на основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, должностное лицо Осмоловский М.А. просит об отмене решения судьи районного суда, считая его незаконным.
Департамент, уведомленный в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 30.15 КоАП РФ о подаче должностным лицом Осмоловским М.А, направившим дело на рассмотрение мировому судье, жалобы на указанные судебные решения, в установленный срок возражения на нее не представил.
Изучение представленных документов и доводов жалобы свидетельствует об отсутствии правовых оснований для удовлетворения жалобы.
Частью 27 ст. 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (представления) органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный надзор в области обеспечения безопасности дорожного движения, об устранении нарушений законодательства.
Из представленных материалов следует, что согласно протоколу об административном правонарушении, департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска не выполнил в установленный срок (30 суток) предписание С-211 ОГИБДД УМВД России по г.Новосибирску от 24 апреля 2020г. об устранении следующих нарушений: установить дорожные знаки 5.19.1 и 5.19.2 на щитах со светоотражающей пленкой желто-зеленого цвета перед пешеходным переходом в районе пересечения ул.Бердское шоссе и ул. Университетский проспект г. Новосибирска.
Указанные обстоятельства послужили основанием для направления протокола об административном правонарушении и иных материалов на рассмотрение мировому судье.
Постановлением мирового судьи 1-го судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска от 10 августа 2020г, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Новосибирска от 18 ноября 2020г, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии г. Новосибирска прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Делая вывод об отсутствии состава административного правонарушения, мировой судья пришел к выводу о том, что предписание в отношении Департамента органа государственного контроля (надзора) незаконно, поскольку обязанность по содержанию и ремонту дорожного участка лежит на ином юридическом лице, в оперативное управление которого передан данный участок дороги.
Законность и обоснованность выводов мирового судьи не получили оценки судьи районного суда на том основании, что срок давности привлечения Департамента к административной ответственности по ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, согласно ч.1 ст. 4.5 КоАП РФ, истек.
Между тем доводы жалобы заявителя заслуживают внимания.
Согласно п.п. 1, 2 ст. 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностей должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090 "О правилах дорожного движения", установлено, что должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, кроме прочего, содержать дороги в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Частью ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 8 ноября 2007г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Учитывая изложенное, вышеперечисленные нормы не содержат исключительные признаки лиц, ответственных за состояние дорог и (или) их содержание в безопасном для движения состоянии.
При таких условиях предписания, вынесенные органом государственного контроля (надзора) в адрес лиц, на которых возложена ответственность за состояние дорог в безопасном для движения состоянии, об устранении выявленных недостатков в содержании дорог, нарушающих безопасность движения, подлежат исполнению указанными лицами.
Согласно п.1.1 Положения о департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска, утвержденного решением городского Совета Новосибирска от 27 июня 2007г. N 654 (ред. от 04.12.2019) (далее - Положение о департаменте), департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска (далее по тексту - департамент) является структурным подразделением (отраслевым органом) мэрии города Новосибирска.
Департамент от имени мэрии осуществляет полномочия мэрии в сфере транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса на территории города Новосибирска.
Пунктом 2.1 Положения о департаменте предусмотрено, что задачами Департамента являются дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах города Новосибирска, организация дорожного движения, а также обеспечение осуществления иных полномочий мэрии в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При таких условиях выводы мирового судьи о том, что департамент транспорта и дорожно -благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения возложена на иное юридическое лицо не основаны на законе и обстоятельствах дела. Данный вывод подлежит исключению из постановления мирового судьи.
Вместе с тем согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности юридического лица за совершение административного правонарушения, предусмотренного данной нормой, составляет три месяца со дня совершения правонарушения.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", в случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Как усматривается из представленных документов, обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела об административном правонарушении в отношении Департамента, имели место 25 мая 2020 г. Следовательно, срок давности привлечения Департамента к административной ответственности, истек.
Истечение срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии с требованиями п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 и п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, по истечении установленного срока давности вопрос об административной ответственности лица, в отношении которого производство по делу прекращено, и о наличии либо отсутствии его вины в совершении административного правонарушения обсуждению не подлежит, его положение не может быть ухудшено иным образом.
В силу ст. 30.17 КоАП РФ ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, при проверке вступивших в законную силу постановлений и решений по делу об административном правонарушении недопустимо.
Поскольку производство по делу прекращено, а на момент рассмотрения жалобы в кассационном суде срок давности привлечения к административной ответственности истек, то судебные постановление и решение не могут быть отменены, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 30.13 и 30.17 КоАП РФ, судья
постановил:
постановление мирового судьи 1-го судебного участка Центрального судебного района г.Новосибирска от 10 августа 2020г. изменить, исключив вывод о том, что департамент транспорта и дорожно -благоустроительного комплекса мэрии г.Новосибирска не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 27 ст. 19.5 КоАП РФ, поскольку обязанность по содержанию и ремонту автомобильных дорог местного значения возложена на иное юридическое лицо.
В остальной части постановление мирового судьи 1-го судебного участка Центрального судебного района г.Новосибирска от 10 августа 2020г. и решение судьи Центрального районного суда г.Новосибирска от 18 ноября 2020 г. оставить без изменения, жалобу заместителя начальника ОГИБДД Управления МВД России по г.Новосибирску Осмоловского М.А. - без удовлетворения.
Судья С.Н. Булычева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.