Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 12 февраля 2021 г. по делу N 16-440/2021-
Судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Недорезов Д.В., рассмотрев жалобу защитника администрации г. Кемерово Петровой Е.А. на вступившие в законную силу постановление главного государственного инспектора Кемеровского и Березовоского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору от 9 июля 2020 г. N 18/19/20/21/22/24/25/26/27/28/30/31/32/33/36/37/38, решение судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 6 октября 2020 г. и решение судьи Кемеровского областного суда от 30 ноября 2020 г., вынесенные в отношении администрации г. Кемерово по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ, установил:
Постановлением главного государственного инспектора Кемеровского и Березовоского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору от 9 июля 2020 г, оставленным без изменения решением судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 6 октября 2020 г. и решением судьи Кемеровского областного суда от 30 ноября 2020 г, администрация г. Кемерово признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ, с назначением наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
В жалобе, защитник администрации г. Кемерово Петрова Е.А. просит состоявшиеся по делу акты отменить, считая их незаконными, производство по делу прекратить.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет прийти к следующим выводам.
Частью 1 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32 и 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи.
Те же действия, совершенные в условиях особого противопожарного режима, влекут административную ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 20.4 КоАП РФ.
Статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что нарушением требований пожарной безопасности является невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности; особый противопожарный режим - это дополнительные требования пожарной безопасности, устанавливаемые органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.
Статьей 30 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлено, что в случае повышения пожарной опасности решением органов государственной власти или органов местного самоуправления на соответствующих территориях может устанавливаться особый противопожарный режим.
На период действия особого противопожарного режима на соответствующих территориях нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами по пожарной безопасности устанавливаются дополнительные требования пожарной безопасности, в том числе предусматривающие привлечение населения для локализации пожаров вне границ населенных пунктов, запрет на посещение гражданами лесов, принятие дополнительных мер, препятствующих распространению лесных и иных пожаров вне границ населенных пунктов на земли населенных пунктов (увеличение противопожарных разрывов по границам населенных пунктов, создание противопожарных минерализованных полос и подобные меры).
В силу статьи 38 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме", содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 17 (1) Правил противопожарного режима правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы.
Из материалов дела следует, что администрация г. Кемерово, в нарушение требований п. 17(1) Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25 апреля 2012 г. N 390 "О противопожарном режиме", не приняла мер к регулярной уборке мусора и покосу травы, что привело к возникновению пожаров в период с 12 по 14 апреля 2020 г. на открытых территориях, расположенных в г. Кемерово на расстоянии 150 м западнее ул. Узкоколейная, 1, к. 1, на расстоянии 600 м юго-западнее ул. Орской, 46, на расстоянии 20 м восточнее ул. Промысловая, 39, на расстоянии 1000 м северо-восточнее ул. Ключевая, 85, на расстоянии 20 м южнее ул. Углегорская, 1А, на расстоянии 50 м севернее ул. 2-ой переулок Мирный, 16, на расстоянии 3000 м северо-восточнее ул. Ключевая, 39, на расстоянии 400 м северо-западнее ул. Нижняя, 10, на расстоянии 50 метрах западнее переулка Ноябрьский, 47.
Кроме того, непринятие администрацией г. Кемерово мер к регулярной уборке мусора и покосу травы привело к тому, что в период с 17 по 27 апреля 2020 г. в условиях особого противопожарного режима, установленного на территории г. Кемерово с 15 апреля по 1 июня 2020 г. постановлением администрации г. Кемерово от 10 апреля 2020 г. N 1044, произошли пожары на открытых территориях, расположенных в г. Кемерово на расстоянии 130 м северо-восточнее ул. Институтская, 28, на расстоянии 500 м северо-восточнее ул. Ямальская, 19, на расстоянии 420 м юго-западнее ул. Слюдянская, 7, на расстоянии 163 м северо-восточнее ул. Макаренко, 12, на расстоянии 500 м севернее ул. Ноябрьская, 71/1, на расстоянии 10 м севернее ул. Курильская, 8, на расстоянии 100 м южнее ул. Промышленновское шоссе, 17/1, на расстоянии 30 м западнее ул. Стадионная, 29, на расстоянии 60 м юго-западнее ул. Водная, 3, на расстоянии 20 м западнее ул. Сормовская, 1, на расстоянии 25 м юго-восточнее ул. Олега Кошевого, 52а, на расстоянии 40 м северо-западнее ул. 1-й пер. Бодайбинский, 2, на расстоянии 140 м юго-восточнее ул. Макаренко, 11, на расстоянии 300 м севернее ул. Братская, 120, на расстоянии 70 м юго-восточнее ул. 2-ой пер. Бодайбинский, 14, на расстоянии 300 м южнее ул. Ключевая, 55, на расстоянии 30 м южнее ул. Краснозаводская, 8, на расстоянии 40 м южнее ул. Углегорская, 4, на расстоянии 15 м западнее ул. Декабрьский проезд, на расстоянии 30 м восточнее ул. 2-ой пер. Бодайбинский, 4, на расстоянии 70 м западнее ул. Бодайдинская, 1, на расстоянии 100 м юго-восточнее ул. 3-я Нагорная, 93, на расстоянии 35 м западнее ул. Водная, 3, на расстоянии 50 м северо-западнее ул. Бакинская, 1, на расстоянии 250 м южнее ул. Серебряный Бор, 1, на расстоянии 100 м юго-западнее ул. Торговая, 38, на расстоянии 100 м северо-западнее ул. Российская, 19, на расстоянии 20 м севернее ул. Вахрушевой, 14, на расстоянии 100 м южнее ул. Ключевая, 10.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения администрации г. Кемерово к административной ответственности по ч.ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Факт имевшего место события административного правонарушения и виновность администрации г. Кемерово подтверждаются протоколами об административных правонарушениях, представлениями об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушения, донесениями о пожаре, схемами расстановки сил и средств на момент локализации пожаров, рапортами сотрудников полиции о принятии сообщений о пожаре, протоколами осмотров места происшествия, фотоматериалом и иными доказательствами, получившими надлежащую оценку по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 КоАП РФ.
Материалы дела позволяют прийти к выводу о том, что администрацией г. Кемерово не приняты все зависящие от неё меры по соблюдению требований законодательных норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность.
Правильность выводов судебных инстанций о виновности администрации г. Кемерово в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ, сомнений не вызывает, они основаны на совокупности собранных по делу доказательств.
Действия администрации г. Кемерово квалифицированы в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями КоАП РФ.
Довод жалобы об отсутствии в деянии администрации г. Кемерово состава вмененного административного правонарушения со ссылкой на то, что государственная собственность на территорию, где произошли возгорания, не разграничена, был предметом проверки на предыдущих стадиях производства по делу и обоснованно отклонен должностным лицом и судебными инстанциями как несостоятельный.
В соответствии с п.п. 8 и 10 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах муниципального, городского округа, а также обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципального, городского округа относится к вопросам местного значения муниципального, городского округа.
Территорию городского округа составляют земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, земли рекреационного назначения, земли для развития городского округа (п. 3.1 ч. 1 ст. 11 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ).
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Согласно ч. 1 ст. 4 Устава г. Кемерово, принятого постановлением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 24 июня 2005 г. N 253, в состав территории города включаются все земли независимо от форм собственности и целевого назначения в пределах его границ.
В соответствии с п. 6.1 Постановления администрации г. Кемерово от 23 апреля 2013 г. N 1270 "О мерах пожарной безопасности на территории г. Кемерово" организация и осуществление постоянного контроля за своевременной очисткой от горючих отходов, мусора, сухой травы территории города, поручена Управлению дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Кемерово.
Постановлением администрации г. Кемерово от 10 апреля 2020 г. N 1044 в период с 15 апреля по 1 июня 2020 г. на территории города Кемерово установлен особый противопожарный режим.
В соответствии с п. 5.2 Постановления администрации г. Кемерово от 10 апреля 2020 г. N 1044 "О мероприятиях на территории г. Кемерово в связи с установлением особого противопожарного режима" организация работы по своевременной очистке территории города от горючих отходов и мусора поручена Управлению дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Кемерово.
В соответствии с Положением "Об Управлении дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Кемерово", утвержденного постановлением администрации г. Кемерово от 1 февраля 2018 г. N 175, Управление дорожного хозяйства и благоустройства администрации г. Кемерово является отраслевым структурным подразделением администрации г. Кемерово.
В соответствии с п.п. 4.6.3, 4.6.7, 4.8.2, 4.8.3 Правил благоустройства территории города Кемерово, утвержденных решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27 октября 2017 г. N 91, мероприятия по благоустройству территории г. Кемерово включают в себя: уборку территории (мойка, полив, подметание, удаление мусора, снега, наледи, проведение иных технологических операций для поддержания объектов благоустройства в чистоте) с периодичностью, предусмотренной настоящими Правилами; в срок не позднее 20 апреля производятся работы по очистке тротуаров, внутриквартальных, дворовых территорий, прилегающих территорий, скверов, бульваров, парков и иных территорий общего пользования от загрязнений, образовавшихся в зимний период (сбор и удаление мусора, иных посторонних предметов, остатков снега и льда); в весенне-летний период уборки производятся следующие виды работ: сбор, удаление и вывоз мусора и иных отходов с территорий общего пользования, прилегающих территорий в установленном порядке; скашивание травы с периодичностью, которая обеспечит высоту травяного покрова не выше 15 сантиметров.
В силу приведенных выше положений, исполнение специальных условий, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности, в том числе по своевременной очистке территории городского округа от горючих отходов, мусора, сухой травы, является обязанностью администрации г. Кемерово.
Ненадлежащее исполнение данных обязанностей свидетельствует о нарушении администрацией г. Кемерово требований пожарной безопасности.
Как следует из материалов данного дела об административном правонарушении и не оспаривалось заявителем, указанные выше земельные участки, на которых произошли пожары, расположены в границах городского округа г. Кемерово.
При таких обстоятельствах администрация г. Кемерово обоснованно привлечена к административной ответственности по ч.ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
То обстоятельство, что государственная собственность на указанные выше территории не разграничена, не является основанием для освобождения администрации г. Кемерово от исполнения требований пожарной безопасности в части организации работы по своевременной очистке территории города от горючих отходов, мусора и сухой травы.
Доводы жалобы, не нашли своего подтверждения в материалах настоящего дела, противоречат совокупности собранных по делу доказательств, не ставят под сомнение наличие в действиях администрации г. Кемерово объективной стороны состава правонарушения, предусмотренного ч.ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ.
Обжалуемые акты являются мотивированными, вынесены с соблюдением положений ст. 29.10 КоАП РФ.
Жалобы на постановление по делу об административном правонарушении и решения по жалобам на постановление рассмотрены в порядке, установленном ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ, соответственно, доводы жалоб, имеющие правовое значение для дела, получили надлежащую оценку.
Обстоятельств, которые в силу п. п. 2 - 4 ч. 2 ст. 30.17 КоАП РФ могли бы повлечь изменение или отмену обжалуемых актов, при рассмотрении настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.17 и 30.18 КоАП РФ, судья
постановил:
Постановление главного государственного инспектора Кемеровского и Березовоского городских округов, Кемеровского муниципального округа по пожарному надзору от 9 июля 2020 г. N 18/19/20/21/22/24/25/26/27/28/30/31/32/33/36/37/38, решение судьи Центрального районного суда г. Кемерово от 6 октября 2020 г. и решение судьи Кемеровского областного суда от 30 ноября 2020 г, вынесенные в отношении администрации г. Кемерово по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.ч. 1 и 2 ст. 20.4 КоАП РФ, оставить без изменения, жалобу защитника администрации г. Кемерово Петровой Е.А. - без удовлетворения.
Судья Д.В. Недорезов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.