Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиновьевой К.В.
судей Никулиной И.А, Евтифеевой О.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Каримова Радиона Джайдановича, поданную через суд первой инстанции 23 октября 2020 г, на апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 12 мая 2020 г, по административному делу N 2а-638/2019 по административному исковому заявлению Каримова Радиона Джайдановича к Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области о признании незаконным решения государственного органа.
Заслушав доклад судьи Зиновьевой К.В, выслушав пояснения представителя Каримова Р.Д. - Чурсина П, Короткова М.В, представителя Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области Аверковой Т.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Каримов Р.Д. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил восстановить срок для обращения в суд с административным исковым заявлением, признать незаконным и отменить приказ Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 14 декабря 2018 г. N N.
В обоснование требований указал, что является собственником земельных участков, относящихся к категории земель сельскохозяйственного назначения с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства, с кадастровыми номерами: N, площадью N кв. м, N площадью N кв. м, N, площадью N кв. м, которые имеют местоположение: "адрес".
16 ноября 2018 г. он в порядке ст. 1 и 8 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" известил Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области о намерении продать вышеуказанные земельные участки. Намерение продать земельные участки было обусловлено их отдаленностью от дороги, что фактически не позволяло их использовать в целях сельскохозяйственного производства. Приказом Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 14 декабря 2018 г. N N было принято решение приобрести земельные участки в государственную собственность Новосибирской области.
10 декабря 2018 г. "данные изъяты" выполняющее работы по заказу Федерального управления автомобильных дорог "Сибирь", уведомило его о наложении земельных участков с кадастровыми номерами N, N, N на автомобильную дорогу общего пользования федерального значения "данные изъяты" " "адрес", "адрес" и необходимости исправления данной реестровой ошибки. После исправления реестровой ошибки произошло изменение местоположения и конфигурации земельных участков.
Указывает, что в случае, если бы ему было известно о реестровой ошибке и последствиях ее исправления, административный истец не обращался бы к административному ответчику с соответствующим предложением. В настоящее время административный ответчик обратился в суд с исковым заявлением о понуждении к заключению договора купли-продажи вышеуказанных земельных участков.
Полагает, что оспариваемый Приказ является незаконным, нарушает его право на распоряжение земельными участками. Ранее достигнутое соглашение между Каримовым Р.Д. и Департаментом касается земельных участков в прежних границах, то есть других, уже не существующих, земельных участков.
Решением Мошковского районного суда Новосибирской области от 24 декабря 2019 г. административные исковые требования удовлетворены, постановлено признать незаконным и отменить приказ Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 14 декабря 2018 г. "О приобретении в государственную собственность Новосибирской области земельных участков, расположенных на территории "адрес""; взыскать с Департамента имущества и земельных отношений в пользу Каримова Р.Д. судебные расходы в размере "данные изъяты" руб.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 12 мая 2020 г. решение Мошковского районного суда Новосибирской области от 24 декабря 2019 г. отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении административных исковых требований отказано. В возмещении судебных расходов Каримову Р.Д. также отказано.
В кассационной жалобе Каримов Р.Д. ставит вопрос об отмене апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 12 мая 2020 г, просит оставить в силе решение Мошковского районного суда Новосибирской области от 24 декабря 2019 г.
В обоснование жалобы указывает, что апелляционное определение принято с неправильным применением норм материального права. Суд апелляционной инстанции не дал правовой оценки законности оспариваемого Приказа Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области с точки зрения соответствия его решению Росреестра об устранении реестровой ошибки. Полагает, что решение Росреестра об изменении границ земельных участков, т.е. об исправлении реестровой ошибки, принятое в конце марта 2019 года, юридически зафиксировало факт нахождения земельных участков в другом месте, а поскольку приказ от 14 декабря 2018 г. регулирует договоренности о земельных участках в прежних, уже не существующих границах, такой приказ, противоречащий решению Росреестра об исправлении реестровой ошибки, является необоснованным и подлежит отмене, так как изменилось местоположение объекта недвижимости. Ссылаясь на то, что объект недвижимости - Федеральная трасса "данные изъяты" с кадастровым номером N, на спорных земельных участках не зарегистрирована, суд апелляционной инстанции не учел, что сведения в ЕГРН о нахождении дороги на земельных участках Каримова Р.Д. не могли быть указаны, поскольку дорога была построена позже, чем сформированы земельные участки, информация о нахождении дороги на земельных участках является реестровой ошибкой, факт переноса земельных участков в другое место свидетельствует о нахождении дороги на земельных участках Каримова Р.Д. Считает, что при разрешении спора подлежит применению абзац 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и абзац 2 пункта 1 статьи 1 Закона Новосибирской области "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области", согласно которым действие данного федерального закона не распространяется на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества.
В судебном заседании представитель Каримова Р.Д. - Чурсин П, кассационную жалобу поддержал.
Коротков М.В. против удовлетворения кассационной жалобы не возражал.
Представитель Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области Аверкова Т.В. против удовлетворения кассационной жалобы возражала.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судом апелляционной инстанции.
Пунктом 1 статьи 8 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее также - Федеральный закон N 101-ФЗ) установлено, что при продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 2 указанной статьи продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет.
Согласно статье 9 Закона Новосибирской области от 30 декабря 2003 г. N 162-ОЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Новосибирской области" (далее также - Закона Новосибирской области N 162-ОЗ) при продаже земельного участка Новосибирская область имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением случаев продажи с публичных торгов и случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (пункт 1).
Продавец земельного участка обязан известить в письменной форме Правительство области о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем девяносто дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении (пункт 2).
Рассмотрение поступившего в Правительство области извещения, направление продавцу уведомления о результатах рассмотрения извещения, а также заключение договора купли-продажи земельного участка от имени области осуществляется департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области (пункт 3).
В случае, если область откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение тридцати дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены. При продаже земельного участка, по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по правилам, установленным данной статьей (пункт 4).
В соответствии с пп. 3 п. 8 Положения о департаменте имущества и земельных отношений Новосибирской области, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 14 декабря 2016 г. N 428-п, департамент уполномочен приобретать в государственную собственность Новосибирской области земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
В соответствии с пп. 11 п. 30 указанного Положения руководитель департамента издает приказы по вопросам, относящимся к сфере деятельности департамента.
Судами установлено и следует из материалов дела, что Каримов Р.Д. являлся собственником земельных участков с кадастровыми номерами N категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с разрешенным использованием - для ведения сельского хозяйства, местонахождение: "адрес".
В газете "Мошковская новь" от 14 декабря 2017 г. N N кадастровым инженером Виноградовой Д.А. было дано извещение о проведении собрания о согласовании границ местоположения земельных участков, выполнении кадастровых работ по исправлению реестровой ошибки в местоположении границ и площади земельных участков с кадастровыми номерами N
1 ноября 2018 г. Каримовым Р.Д. подписан акт согласования местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами N без разногласий.
16 ноября 2018 г. Каримов Р.Д. направил извещения в Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области о намерении продать земельные участки с кадастровыми номерами N с указанием цены за каждый участок, основания собственности, площади участков, местоположения, срока проведения расчетов (90 дней). В извещении указано, что о приобретении или об отказе в приобретении земельных участков просит известить путем получения ответа на руки.
14 декабря 2018 г. Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области издан приказ N N о приобретении у Каримова Р.Д. в государственную собственность Новосибирской области земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории Мошковского района Новосибирской области, согласно которому принято решение о приобретении земельных участков с кадастровыми номерами N. Отделу земельных отношений Департамента поручено в течение 30 календарных дней со дня поступления извещений, указанных в настоящем приказе, уведомить продавца земельных участков о намерении приобрести продаваемые земельные участки в государственную собственности Новосибирской области; принять меры по заключению договора купли-продажи земельных участков.
18 декабря 2018 г. Каримовым Р.Д. был получен данный приказ и проект договора купли-продажи вышеуказанных земельных участков с сопроводительным письмом.
Удовлетворяя административные исковые требования, суд первой инстанции исходил из того, что административный ответчик не уведомил Каримова Р.Д. о намерении приобрести спорные земельные участки в установленный законом тридцатидневный срок. Кроме того, установив, что на спорном земельном участке находятся объекты недвижимости, которые неразрывно связаны с данными земельными участками, административный истец узнал об изменении технических характеристик, местоположения и конфигурации земельных участков только 13 мая 2019 г, суд пришел к выводу о нарушении прав административного истца и незаконности приказа Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области от 14 декабря 2018 г. N N
Отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении административных исковых требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводам о том, что срок принятия решения по извещению Каримова Р.Д, поступившему 16 ноября 2018 г, административным ответчиком нарушен не был, поскольку ответ Каримову Р.Д. от 14 декабря 2018 г. о принятии оспариваемого приказа был вручен Каримову Р.Д. 18 декабря 2018 г. в связи с его просьбой о получении данного извещения на руки, а не почтовой связью. Основанием принятия Приказа от 14 декабря 2018 г. N N явилось волеизъявление Каримова Р.Д, данный приказ принят Департаментом имущества и земельных отношений Новосибирской области в пределах предоставленных полномочий во исполнение установленной законом процедуры отчуждения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, соответствует нормативным правовым актам и не нарушает права и законные интересы административного истца.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы суда апелляционной инстанции правильными, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы Каримова Р.Д. о нахождении на спорных земельных участках объекта недвижимости - дороги, были предметом исследования суда апелляционной инстанции и обоснованно отклонены судом.
Из материалов дела следует, что пересечение границ земельных участков с конструктивными элементами дороги являлось реестровой ошибкой и подлежало исправлению. Наличие в сведениях о координатах границ земельных участков реестровой ошибки, подлежащей исправлению, не является препятствием для применения Федерального закона N 101-ФЗ.
Следовательно, абзац 2 пункта 1 статьи 1 Федерального закона N 101-ФЗ и абзац 2 пункта 1 статьи 1 Закона Новосибирской области N 162-ОЗ, согласно которым действие данных законов не распространяется на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества, вопреки доводам кассационной жалобы применению к спорным правоотношениям не подлежат.
Иные доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции, не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку установленных обстоятельств и основаны на ошибочном толковании положений законодательства применительно к фактическим обстоятельствам дела, ввиду чего не могут служить достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке.
Проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судом апелляционной инстанции в пределах доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены апелляционного определения Судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 12 мая 2020 г. в кассационном порядке, в связи с чем кассационная жалоба Каримова Р.Д. удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
апелляционное определение Судебной коллегии по административным делам Новосибирского областного суда от 12 мая 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок со дня принятия апелляционного определения, из которого исключается время рассмотрения кассационной жалобы кассационным судом общей юрисдикции.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 24 декабря 2020 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.