Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черемисина Е.В.
судей Мишиной И.В, Зиновьевой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Тоджинского района Республики Тыва на решение Тоджинского районного суда Республики Тыва от 16 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 24 сентября 2020 г.
по административному делу N 17RS0012-01-2020-000080-26 (N2а-59/2020) по административному исковому заявлению прокурора Тоджинского района Республики Тыва в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва о признании бездействия незаконным и возложении обязанности принять нормативный правовой акт, определяющий номенклатуру и объем запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств, создаваемых в целях гражданской обороны, создать запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисина Е.В, выслушав объяснения прокурора Козлицкой О.С, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Тоджинского района Республики Тыва обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия, выразившегося в невыполнении обязанности по созданию и обеспечению наличия резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Тоджинского кожууна Республики Тыва; возложении обязанности создать резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию, хранению, использованию и восполнению резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденными МЧС России 10.08.2018, путем разработки и принятия нормативного правового акта; возложении обязанности по созданию резерва материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств согласно утвержденной номенклатуре и объемам.
В обоснование требований указано, что прокуратурой Тоджинского района проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера, в том числе бюджетного законодательства. Постановлением администрации Тоджинского района от 15.03.2016 N 178 "О создании резерва материальных ресурсов для ликвидаций чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Тоджинского кожууна Республики Тыва" утверждена номенклатура и объемы резерва материальных ресурсов, однако в нарушение требований статьи 25 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях" резерв материальных ресурсов обеспечен не в полном объеме. По данному факту 30.01.2020 председателю администрации Тоджинского района внесено представление об устранении обозначенных выше нарушений федерального законодательства, однако ответ на данное представление не поступил. В ходе рассмотрения данного дела администрацией Тоджинского района вышеуказанное постановление от 15.03.2016 N 178 отменено постановлением от 20.06.2020 N 181. Таким образом, администрацией кожууна в настоящее время резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Тоджинского кожууна Республики Тыва не создан. Бездействие административного ответчика в этой части нарушает право каждого на охрану жизни и здоровья во время чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также нарушает принцип заблаговременности мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и снижению размеров ущерба и потерь.
В судебном заседании административный истец требования поддержал.
Административный ответчик иск не признал.
Решением Тоджинского районного суда Республики Тыва от 16 июля 2020 г. исковые требования удовлетворены, постановлено:
"Признать незаконным бездействие Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва, выразившееся в невыполнении обязанности по созданию и обеспечению наличия резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Тоджинского кожууна Республики Тыва.
Обязать Администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва принять нормативный правовой акт, определяющий номенклатуру и объемы запасов продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств, создаваемых в целях гражданской обороны.
Обязать Администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва создать резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с утверждённой номенклатурой и объёмами.
Администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва от уплаты государственной пошлины освободить".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 24 сентября 2020г. решение суда изменено, абзацы третий и четвертый резолютивной части решения изложены в следующей редакции:
"На администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва возложить обязанность разработать и утвердить порядок создания, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Тоджинского кожууна Республики Тыва, а также номенклатуру и объемы резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Тоджинского кожууна Республики Тыва.
На администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва возложить обязанность создать резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с утвержденными порядком создания, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Тоджинского кожууна Республики Тыва, номенклатурой и объемами резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Тоджинского кожууна Республики Тыва".
В остальной части решение оставлено без изменения, апелляционная жалоба административного ответчика - без удовлетворения.
Администрация Тоджинского района Республики Тыва 2 декабря 2020г. обратилась с кассационной жалобой, которая поступила в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции 15 декабря 2020 г.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 24 сентября 2020 г.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что такого рода нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что в нарушение норм действующего законодательства административный ответчик не создал и не обеспечил резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Тоджинского кожууна, чем допустил незаконное бездействие, нарушающее права неопределенного круга лиц.
С данными выводами суда первой инстанции согласился суд апелляционной инстанции.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что на территории муниципального района уже самостоятельно созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, законом не предусмотрена обязанность администрации района по принятию нормативного правового акта, регулирующего порядок создания, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, доказательства наличия возможности наступления чрезвычайных ситуаций в определенном поселении муниципального района не представлены, федеральным законодательством предусмотрена возможность ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципального характера силами и средствами органов исполнительной власти при недостаточности средств муниципальных бюджетов.
С указанными доводами заявителя согласиться нельзя исходя из следующего.
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств.
Пунктом 21 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения отнесены организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно положениям части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
В части 1 статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы создаются федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также организациями.
Постановлением администрации Тоджинского кожууна от 15 марта 2016г. N 178 "О создании резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Тоджинского кожууна Республики Тыва" утверждено Положение о резерве материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Тоджинского кожууна (Порядок создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций органа местного самоуправления), а также номенклатура и объемы резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Прокурор Тоджинского района Республики Тыва 20 марта 2020 г. обратился в суд с настоящим административным иском к администрации Тоджинского кожууна об обеспечении резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Тоджинского кожууна.
В ходе рассмотрения дела административный ответчик постановлением от 20 июня 2020 г. N 181 отменил постановление администрации Тоджинского района от 15 марта 2016 года N 178 "О создании резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории Тоджинского кожууна Республики Тыва". В обоснование принятого постановления N181 указано на отсутствие возложенной законодательством на органы местного самоуправления обязанности приобретать и иметь в резерве материальные средства, утверждать их номенклатуру и объемы, а также возможность привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти при недостаточности собственных сил и средств.
На основании вышеприведенных норм законодательства суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на административного ответчика как орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Доводы кассационной жалобы о том, что нормы, предусматривающие создание таких резервов, носят рекомендательный характер, противоречат положениям вышеприведенных федеральных законов.
Суд апелляционной инстанции с выводами об обязанности создания административным ответчиком соответствующих резервов согласился.
При этом суд второй инстанции учел, что в настоящее время административным ответчиком порядок создания резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций не определен.
В этой связи судебная коллегия обоснованно изменила решение суда первой инстанции, указав, что на административного ответчика следует возложить обязанность по разработке и утверждению порядка создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Тоджинского кожууна Республики Тыва, а также по созданию резервов указанных материальных ресурсов в соответствии с утвержденным порядком.
Довод кассационной жалобы о том, что на территории муниципального района созданы резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайной ситуации заявлялся при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции и был обоснованно отклонен, поскольку в отсутствие утвержденного порядка создания, использования и восполнения резервов материальных ресурсов, их номенклатуры и объема, заключение административным ответчиком договоров купли-продажи и поставки с индивидуальными предпринимателями не может подтверждать выполнение обязанности по созданию указанных резервов.
Доводы кассационной жалобы о возможности ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории муниципального образования силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации не могут быть признаны обоснованными, поскольку указанная возможность в силу части 1 статьи 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" не освобождает органы местного самоуправления от обязанности по созданию собственных резервов материальных ресурсов.
При этом действующее законодательство не ставит обязанность по созданию указанных резервов в зависимость от наличия непосредственной угрозы чрезвычайной ситуации, в связи с чем доводы заявителя об отсутствии доказательств такой угрозы отклоняются как необоснованные.
Выводы судов соответствуют обстоятельствам административного дела, при его рассмотрении не допущено нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебных актов, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Тоджинского районного суда Республики Тыва от 16 июля 2020г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 24 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Тоджинского района Республики Тыва - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 12 февраля 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.