Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Черемисина Е.В.
судей Мишиной И.В, Зиновьевой К.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Тоджинского района Республики Тыва на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 24 сентября 2020 г.
по административному делу N 17RS0012-01-2020-000099-66 (N 2а-70/2020) по административному иску прокурора Тоджинского района Республики Тыва к администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия и возложении обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, разработке и принятию нормативных правовых актов о порядке предоставления участков земли на общественных кладбищах, разработке и утверждению административных регламентов.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Черемисина Е.В, выслушав заключение прокурора Кадошникова С.О, возражавшего против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
прокурор Тоджинского района Республики Тыва обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с административным иском к администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва о признании незаконным бездействия и возложении обязанностей по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, разработке и принятии нормативных правовых актов о порядке предоставления участков земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений, разработке и утверждению административных регламентов по социальной выплате по погребению.
В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства об организации похоронного дела и оказании услуг по погребению умерших, в ходе которой выявлено, что администрацией не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, не определен порядок предоставления участков земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений, не разработан и не утвержден административный регламент по предоставлению социальной выплаты по погребению.
В судебном заседании административный истец требования поддержал.
Административный ответчик иск не признал.
Решением Тоджинского районного суда Республики Тыва от 9 июля 2020 г. исковые требования удовлетворены частично, постановлено:
"Признать незаконным бездействие Администрации Тоджинского кожууна Республики Тыва по определению порядка предоставления участков земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений, разработке и утверждению административных регламентов по предоставлению социальной выплаты по погребению.
Обязать Администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва в срок до 1 октября 2020 года разработать и принять нормативный правовой акт о порядке предоставления участков земли на общественных кладбищах для создания семейных (родовых) захоронений, разработать и утвердить административные регламенты по предоставлению социальной выплаты по погребению.
Администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва от уплаты государственной пошлины освободить".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 24 сентября 2020г. решение суда отменено в части отказа в удовлетворении требования административного искового заявления прокурора Тоджинского района Республики Тыва о возложении обязанности на администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела с принятием в указанной части нового решения, которым на администрацию Тоджинского кожууна Республики Тыва возложена обязанность по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Администрация Тоджинского района Республики Тыва 2 декабря 2020г. обратилась с кассационной жалобой, которая поступила в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции 15 декабря 2020 г.
В кассационной жалобе заявитель просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 24 сентября 2020 г. и оставить в силе решение Тоджинского районного суда Республики Тыва от 9 июля 2020 г.
Согласно части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что такого рода нарушений при рассмотрении настоящего дела не допущено.
Отказывая в удовлетворении требований об обязании административного ответчика создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, суд первой инстанции исходил из того, что такая служба не создана по причине отсутствия финансирования, в то время как для организации оказания ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории сельского поселения в администрации назначен специалист.
С данными выводами суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не согласился.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что законодательством не установлена обязанность органа местного самоуправления по созданию самостоятельной специализированной службы по вопросам похоронного дела, поскольку данная деятельность может выполняться другими хозяйствующими субъектами. Для этих целей в структурном подразделении администрации района - Управлении труда и социального развития Тоджинского района назначен специалист. Кроме того, прокурором не представлены доказательства нарушения прав неопределенного круга лиц.
С указанными доводами заявителя согласиться нельзя исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 25 Федерального закона N8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.
В статье 29 данного Закона указано, что органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших, порядок деятельности которых определяется органами местного самоуправления.
В статье 12 указанного Закона установлены гарантии погребения умерших (погибших), не имеющих супруга, близких родственников, законного представителя умершего, или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности. Погребение данной категории умерших осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Закона Республики Тыва от 16 августа 2000 г. N 543 "О погребении и похоронном деле в Республике Тыва" организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела.
В силу статьи 20 данного Закона Республики Тыва органы местного самоуправления создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5 указанного Закона Республики Тыва в перечень ритуальных услуг в Республике Тыва входят следующие виды деятельности: 1.1. прием заказа и заключение договора на организацию похорон (в том числе агентские услуги и услуги приемщиков заказов на организацию похорон); 1.2. захоронение и перезахоронение; 1.3. все услуги по кремации; 1.4. транспортировка тел (останков) умерших (погибших); 1.5. изготовление и опайка цинковых гробов; 1.6. изготовление гробов (кроме цинковых) и урн для захоронения праха; 1.7. санитарная и косметическая обработка тел; 1.8. бальзамирование; 1.9. изготовление и установка надмогильных сооружений; 1.10. производство иных предметов ритуала; 1.11. надписи на памятниках; 1.12. изготовление фотокерамических изделий; 1.13. уход за местами погребения и отдельными захоронениями.
Услуги, перечисленные в подпунктах 1.1 - 1.5 настоящей статьи, осуществляются исключительно специализированными службами по вопросам похоронного дела.
Согласно пункту 1 статьи 11 указанного Закона Республики Тыва супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
Качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления.
В части 2 вышеназванной статьи указано, что услуги по погребению, указанные в части 1 настоящей статьи, оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.
На основании вышеприведенных норм федерального и регионального законодательства суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что на административного ответчика как орган местного самоуправления возложена обязанность по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы, вопросы, подлежащие решению специализированной службой, не могут быть делегированы органом местного самоуправления отдельным специалистам из числа сотрудников администрации района либо сторонним организациям, поскольку положениями Федерального закона от 12 января 1996 г. N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" функции по оказанию гарантированного перечня услуг по погребению за счет бюджета отнесены к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления.
Отсутствие специализированной службы по вопросам похоронного дела нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих в муниципальном районе, на получение гарантированных услуг по погребению, предусмотренных вышеприведенными нормами федерального и регионального законодательства.
Таким образом, выводы суда апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам административного дела, при его рассмотрении не допущено нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену судебных актов, в связи с чем кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 328-330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Тыва от 24 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Тоджинского района Республики Тыва - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок и в порядке, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное определение изготовлено 12 февраля 2021 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.