N 88-2579/2021
г. Кемерово 15 февраля 2021 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе судьи Прудентовой Е.В, рассмотрев гражданское дело N 2-3454/2020, 04МS0054-01-2020-004277-61 по иску Гадаева Дмитрия Хаетовича к акционерному обществу "Авиакомпания "Сибирь" о защите прав потребителей, по кассационной жалобе Гадаева Дмитрия Хаетовича на апелляционное определение Советского районного суда города Улан-Удэ от 13 октября 2020 г, установил:
Гадаев Дмитрий Хаетович (далее - Гадаев Д.Х, истец) обратился в суд с иском к акционерному обществу "Авиакомпания "Сибирь" (далее - АО "Авиакомпания "Сибирь", ответчик, перевозчик) о защите прав потребителей, мотивировав требования тем, что 10 декабря 2019 г. Гадаевым Д.Х. в АО "Авиакомпания "Сибирь" были приобретены авиабилеты по маршруту Бангкок-Иркутск на 30 апреля 2020 г. на него и несовершеннолетнего ребенка Гадаева А.Д. на сумму 34073 рубля. Перевозчиком 22 марта 2020 г. рейс был отменен. Он обратился в филиал ответчика в городе Улан-Удэ с требованием вернуть уплаченные за билет деньги, в чём ему было отказано. Он был вынужден оформить возврат билетов, однако, уплаченные за билет деньги не были возвращены. При оформлении вынужденного возврата билетов, возможность возврата денег не была предусмотрена, а была предложена выдача "сертификата". 20 апреля 2020 г. в адрес ответчика была направлена претензия. На дату подачи искового заявления денежные средства возвращены не были.
Решением мирового судьи судебного участка N 4 Советского района города Улан-Удэ от 15 июля 2020 г. исковые требования Гадаева Д.Х. к АО "Авиакомпания "Сибирь" о защите прав потребителей удовлетворены частично, с АО "Авиакомпания "Сибирь" в пользу Гадаева Д.Х. взысканы 34073 рубля - стоимость авиабилетов, 12 000 рублей неустойку, компенсация морального вреда в размере 3000 рублей, штраф за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 24536 рублей 50 копеек, расходы на оплату услуг представителя в размере 5000 рублей; итого на общую сумму 78609 рублей 50 копеек; так же с АО "Авиакомпания "Сибирь" взыскана государственная пошлина в доход Муниципального образования Городской округ "город Улан-Удэ" в размере 1222 рубля 19 копеек.
Апелляционным определением Советского районного суда города Улан-Удэ от 13 октября 2020 г. решение мирового судьи судебного участка N 4 Советского района города Улан-Удэ от 15 июля 2020 г. отменено, в удовлетворений исковых требований Гадаева Д.Х. к АО "Авиакомпания "Сибирь" о защите прав потребителя отказано.
В кассационной жалобе Гадаев Д.Х. ставит вопрос об отмене апелляционного определения Советского районного суда города Улан-Удэ от 13 октября 2020 г. как незаконного.
На основании части 10 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации настоящая кассационная жалоба рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично без проведения судебного заседания.
Проверив материалы дела в пределах доводов кассационной жалобы, судья Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции находит, что выводы суда апелляционной инстанции отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы не являются основаниями для отмены судебных актов.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 10 декабря 2019 г. Гадаевым Д.Х. в АО "Авиакомпания "Сибирь" были приобретены авиабилеты по маршруту Бангкок-Иркутск на 30 апреля 2020 г. на него и несовершеннолетнего ребенка Гадаева А.Д. на сумму 34073 рубля. 22 марта 2020 г. рейс был отменен и Гадаевым Д.Х. поданы заявки на возврат денежных средств на сайте в приложении S7. Из представленного ответа следует, что денежные средства были возвращены на сертификат для дальнейшего его использования. 15 мая 2020 г. ответчиком сертификаты аннулированы.
Мировой судья, удовлетворяя иск, руководствуясь статьёй 108 Воздушного кодекса Российской Федерации, положениями Приказа Минтранса России от 28 июня 2007 г. N 82 "Об утверждении Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей", пришёл к выводу, что заявленные требования истца являются законными и обоснованными, ввиду аннулирования действия сертификата с ответчика в пользу истца подлежит взысканию стоимость билетов в размере 34073 рублей.
Суд апелляционной инстанции с указанными выводами мирового судьи не согласился в виду следующего.
В связи с распространением COV1D-19 временно было прекращено авиасообщение между РФ и иностранными государствами, за некоторым исключением (Информация Росавиации от 26 марта 2020 г.).
Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирус ной инфекции" Воздушный кодекс Российской Федерации дополнен новой статьей 107.2, устанавливающей особый порядок возврата пассажиру провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, (введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части.
Статья 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации устанавливает, что при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации авиакомпания обязана вернуть Пассажиру провозную плату по договорам воздушной перевозки, независимо от того, заключены ли они по "возвратному" или по "невозвратному" тарифу в случае отказа пассажира от перевозки или отмены перевозчиком рейса в порядке и сроки, установленные Правительством Российской Федерации.
Положение принято Правительством Российской Федерации во исполнение статьи 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, поскольку в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) к 19 марта 2020 г. на всей территории Российской Федерации был введен режим повышенной готовности в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера".
Постановление Правительства устанавливает обязанность перевозчика принять в счет оплаты услуг по воздушной перевозке сумму ранее оплаченной пассажиром провозной платы в случае отмены перевозчиком рейса или отказа пассажира от перевозки в связи с пандемией новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
Для зачета ранее оплаченной суммы в счет оплаты услуг по перевозке в другие даты по такому же или другому маршруту или получения дополнительных услуг пассажиру нужно направить перевозчику уведомление.
При этом устанавливается право пассажира на выбор любого из способов направления такого уведомления (через сайт перевозчика в сети "Интернет", посредством почтового отправления или при личном обращении в пункты, предусмотренные правилами перевозчика) и обязанность перевозчика направить пассажиру в течении 20 календарных дней подтверждение способом, который пассажир указал в своем уведомлении.
Перевозчик не вправе устанавливать ограничения по принятию суммы оплаченной провозной платы в счет оплаты услуг по воздушной перевозке пассажира, связанные с маршрутом или датой воздушной перевозки, при наличии в продаже билетов на выбранные пассажиром дату и маршрут воздушной перевозки.
Порядок обращения пассажира за оказанием указанных услуг определяется правилами перевозчика.
В случае если пассажир не воспользуется услугами по перевозке с возможностью зачесть ранее оплаченную сумму в счет их оплаты, то провозная плата должна быть возвращена пассажиру по истечении 3 лет с даты отправления рейса, указанного в билете.
Таким образом, при отмене в связи с COVTD-19 перевозчиком рейса или отказе пассажира от поездки ввиду изменения перевозчиком условий договора пассажир имеет право (статья 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации; часть 3 статьи 24 Федерального закона от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирус ной инфекции"; статья 1, подпункт "б" пункта 6 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"; пункт 16 Постановления Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 N 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих"; пункты 1-6 Постановления Правительства РФ от 06 июля 2020 " 991 "Об утверждении Положения об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе о праве перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также о порядке и сроках возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части" (далее - Положение):
- в течение трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете, зачесть оплату по нему в счет оплаты услуг по иному рейсу;
- по истечении трех лет с даты отправления рейса, указанного в билете, вернуть уплаченную сумму.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами суда апелляционной инстанции, о том, что, независимо от того, что у Гадаева Д.Х. аннулированы сертификаты, он имеет право на зачет ранее уплаченной суммы в счет оплаты будущих услуг по воздушной перевозке или возврат провозной платы, но в установленные Положением сроки.
При таких обстоятельствах, учитывая, что срок для возврата денежных средств не наступил, требования истца об их возврате удовлетворению не подлежат.
Следовательно, учитывая, что требования о взыскании уплаченных денежных средств за авиабилеты не подлежат удовлетворению, правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании неустойки, компенсации морального, вреда, штрафа, судебных расходов, являющимися производными от основного требования у суда не имеется.
Касательно довода кассационной жалобы о нарушении судом апелляционной инстанции статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации, неверного применения к спорным правоотношениям Положения, суд приходит к следующему.
Статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1).
По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 данного кодекса (пункт 2).
В статье 422 названного кодекса закреплено, что договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Статья 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, наделяющая Правительство Российской Федерации полномочиями по установлению в отдельных случаях, перечисленных в этой статье, на всей территории Российской Федерации либо на ее части особенностей исполнения договора воздушной перевозки пассажира, введена в действие Федеральным законом от 8 июня 2020 г. N 166-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции" (статья 6).
Согласно пункту 3 статьи 24 указанного закона особенности исполнения и расторжения договоров перевозки пассажиров, предусмотренные статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации, применяются к договорам перевозки пассажиров, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г.
Таким образом, из вышеназванного закона прямо следует, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров воздушной перевозки пассажиров (подлежащих исполнению с 1 февраля 2020 г.).
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции сделал обоснованный вывод о том, что абзац второй пункта 1 Положения, в силу которого данный нормативный правовой акт применяется к договорам, подлежащим исполнению с 1 февраля 2020 г. по международным воздушным перевозкам с Китайской Народной Республикой, с 18 марта 2020 г. - по всем внутренним воздушным перевозкам и иным международным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020 г, согласуется с приведенными выше нормами действующего законодательства, поскольку билеты истца были приобретены на 30 апреля 2020 г.
С учетом приведенных законоположений суд апелляционной инстанции правомерно указал в решении, что Положение, устанавливающее особенности исполнения договора воздушной перевозки пассажира, в том числе право перевозчика в одностороннем порядке изменить условия такого договора или отказаться от его исполнения, а также порядок и сроки возврата уплаченной за воздушную перевозку провозной платы при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части, повлекших ограничение международного и (или) внутреннего воздушного сообщения, принято Правительством Российской Федерации в пределах предоставленных ему федеральным законодателем полномочий.
Доводы кассационной жалобы сводятся к установлению иных обстоятельств по обособленному спору, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
Судом апелляционной инстанции верно определены обстоятельства, имеющие значение для разрешения данного спора, правильно применен процессуальный закон, нарушений процессуального закона не допущено.
Приведенные в жалобе доводы не подтверждают нарушений судом апелляционной инстанции, влекущих отмену обжалуемого судебного акта на основании статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 379.5 - 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Советского районного суда города Улан-Удэ от 13 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Судья Е.В. Прудентова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.