Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Новожиловой И.А, Шефер И.А.
при участии прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Еськовой Ю.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-155/2020 (УИД 22RS0059-01-2020-000217-06) по иску прокурора Усть-Пристанского района в интересах Одерихиной Марии Ивановны к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району" о признании действий незаконными, возложении обязанности предоставить меры социальной поддержки, по кассационной жалобе Министерства социальной защиты Алтайского края на решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 10 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 3 ноября 2020 г.
по кассационной жалобе Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району" на решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 10 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 3 ноября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Новожиловой И.А, выслушав объяснения прокурора восьмого отдела (кассационного) (с дислокацией в г. Кемерово) апелляционно-кассационного управления Главного гражданско-судебного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации Еськовой Ю.С, полагавшей кассационные жалобы, не подлежащими удовлетворению, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Прокурор Усть-Пристанского района Алтайского края в интересах Одерихиной Марии Ивановны (далее по тексту - Одерихина М.И.) обратился в Усть-Пристанский районный суд Алтайского края с иском к Краевому государственному казенному учреждению "Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району" (далее по тексту - КГКУ "УСЗН по Усть-Пристанскому району") о признании незаконными действий, выразившихся в прекращении с 1 января 2017 г. предоставления Одерихиной М.И. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов"; обязании возобновить с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. предоставление Одерихиной М.И. мер социальной поддержки, произвести перерасчет.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство социальной защиты Алтайского края.
Решением Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 10 августа 2020 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 3 ноября 2020 г, исковые требования удовлетворены. Признаны незаконными действия КГКУ "УСЗН по Усть-Пристанскому району", выразившиеся в прекращении с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. предоставления Одерихиной М.И. мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов". На КГКУ "УСЗН по Усть-Пристанскому району" возложена обязанность предоставить Одерихиной М.И. меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 3 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г. и произвести перерасчет.
КГКУ "УСЗН по Усть-Пристанскому району" обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, неверное определение судами обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 10 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 3 ноября 2020 г. отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Министерство социальной защиты Алтайского края обратилось в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судами первой и апелляционной инстанций норм материального права, просит решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 10 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 3 ноября 2020 г. отменить, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
Прокуратура Алтайского края в возражениях на кассационные жалобы, представленных в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, указав на законность и обоснованность решения Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 10 августа 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 3 ноября 2020 г, просит оставить их без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
КГКУ "УСЗН по Усть-Пристанскому району", Министерство социальной защиты Алтайского края надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Проверив законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций в пределах доводов кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их отмены или изменения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Одерихина М.И. состоит на учете в КГКУ "УСЗН по Усть-Пристанскому району" как гражданин, получающий меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и жилищно-коммунальных услуг в соответствии со статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ.
Как инвалид "данные изъяты" группы по общему заболеванию с 16 июня 1998 г. бессрочно, проживая в жилом помещении, расположенном по ул. "адрес", Одерихина М.И. получает ежемесячную денежную компенсацию на оплату коммунальных услуг (холодное водоснабжение, электроснабжение, отопление, обращение с ГКО).
Кроме того, с 1 апреля 2008 г. Одерихина М.И. является ветераном труда Алтайского края.
Как ветеран труда Одерихина М.И. до 1 января 2017 г. являлась получателем ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения (в т.ч. взносы на капитальный ремонт жилья, вывоз ЖБО).
Таким образом, истец получала различные (не дублирующие) меры социальной поддержки.
С 1 января 2017 г. выплата ежемесячной денежной компенсации как ветерану труда Одерихиной М.И. прекращена по мотиву того, что согласно пункту 1 статьи 6 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС (в редакции Закона Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС) гражданам, одновременно относящимся к нескольким категориям граждан, для которых законодательством Алтайского края предусмотрена социальная поддержка, меры социальной поддержки предоставляются в объеме, установленном дня одной льготной категории по выбору гражданина, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Прокурор Усть-Пристанского района, указав, что Одерихина М.И. была вправе получать меры социальной поддержки, предусмотренной Законом Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС, в виде денежной компенсации на оплату коммунальных услуг в отношении жилого помещения, находящегося в ее собственности в период с 1 января 2017 г. по 2 ноября 2018 г, действия ответчика по прекращению предоставления меры социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг как ветерану труда, являются незаконными, обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (в редакции, действующей в спорный период), Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Законом Алтайского края от 3 декабря 2004 г. N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов" (в редакции, действующей в период спорных правоотношений), Законом Алтайского края от 7 декабря 2007 г. N 156-ЗС "О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в Алтайском крае", Законом Алтайского края от 30 ноября 2016 г. N 87-ЗС "О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки граждан", исходил из того, что по состоянию на 1 января 2017 г. Одерихина М.И. имела одно льготное основание, предусмотренное региональным законодательством (ветеран труда), и одно льготное основание, предусмотренное федеральным законодательством (инвалид), то есть одновременно к двум льготным категориям, для которых законодательством Алтайского края установлены меры социальной защиты, не относилась, в связи с чем не усмотрел оснований для применения к спорным правоотношениям положений пункта 1 статьи 6 Закона Алтайского края от 3 декабря 2004 года N 61-ЗС "О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов". С 1 января 2017 г. право на получение неодинаковых мер социальной поддержки по нескольким основаниям прекратилось только у граждан, имеющих два и более льготных оснований, для получения мер социальной поддержки по законодательству Алтайского края.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций фактическим обстоятельствам дела не противоречат, основаны на исследовании доказательств, их оценке в соответствии с правилами, установленными Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации, и соответствуют нормам материального права, регулирующим возникшие отношения.
Нарушений норм материального или процессуального права, являющихся основанием для отмены судебных постановлений (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебной коллегией не установлено.
Доводы кассационных жалоб являлись предметом судебной оценки, отклонены по мотивам, приведенным в судебных постановлениях суда первой и апелляционной инстанций, не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных постановлений по существу, влияли на обоснованность и законность судебных постановлений, либо опровергали выводы судов, ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, влекущих отмену судебных постановлений, не содержат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Усть-Пристанского районного суда Алтайского края от 10 августа 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 3 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационные жалобы Краевого государственного казенного учреждения "Управление социальной защиты населения по Усть-Пристанскому району", Министерства социальной защиты Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий М.В. Лавник
Судьи И.А. Новожилова
И.А. Шефер
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.