Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шагаровой Т.В, судей Ларионовой С.Г. и Нестеренко А.О, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
по иску прокурора Кировского района г. Новосибирска в защиту интересов неопределенного круга лиц к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Новосибирской области "Городская клиническая поликлиника N 22" (далее - Поликлиника), с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения г. Новосибирска "Детский сад N 402 комбинированного вида", муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения г. Новосибирска "Детский сад N 411 комбинированного вида" (далее - детские сады), Министерства здравоохранения Новосибирской области (далее - Министерство), по кассационной жалобе Министерства на решение Кировского районного суда г. Новосибирска от 17 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 28 мая 2020 г, заслушав доклад судьи Нестеренко А.О, прокурора Маслаковой О.Г, возражавшей против жалобы, установила:
иск об обязании обеспечения ежедневного (за исключением субботы, воскресенья и праздничных дней) постоянного нахождения медицинского работника ответчика в детских садах в соответствии с их режимом работы обоснован тем, что этого требует законодательство, в противном случае возникает угроза жизни и здоровью несовершеннолетних обучающихся в образовательных организациях.
Указанным решением, оставленным без изменения названным апелляционным определением, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе Министерство просило отменить судебные акты и отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что выводы судов основаны на неправильном применении закона, в частности, не принято во внимание, что законодательство не требует постоянного нахождения медицинского работника в образовательной организации, поскольку первичная медико-санитарная помощь оказывается и за пределами помещений и режима работы такой организации, что не влечет потери времени и качества её оказания. В жалобе отмечено, что судами не установлены факты нарушения порядков и стандартов оказания медицинской помощи, в том числе при заключении и исполнении соглашений о сотрудничестве между образовательными и медицинскими организациями, которыми установлен график работы медицинского персонала. Исходя из требований законодательства, такой график устанавливается главным врачом с учетом штатной численности, функционала медицинского персонала и его зон обслуживания, нормирования их труда, численности и состава обучающихся. Кроме того, постановлением Правительства Новосибирской области от 6 ноября 2018 г. N 459-п предусмотрены случаи, когда первичная медико-санитарная помощь оказывается в медицинской организации, несмотря на наличие отделения медицинской помощи в образовательной организации. В жалобе указано, что первую (первичную) помощь обязаны оказывать и сами педагогические работники.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы, не находит оснований для её удовлетворения ввиду следующего.
В соответствии с ч. 1, 3 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права; нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений.
Таких оснований по настоящему делу не имеется.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, прокуратурой Кировского района г. Новосибирска при проведении проверки выявлено, что медицинский работник отсутствует в период с 15:19 часов до 19:00 часов в корпусе N 1 Детского сада N 411, с 17:16 часов до 19:00 часов в корпусе N 2 Детского сада N 411, с 17:16 часов до 19:00 часов в Детском саде N 402.
Детскими садами и Поликлиникой заключены договоры о сотрудничестве и оказании медицинской помощи обучающимся, воспитанникам, однако по графику работы медицинского работника согласие между сторонами достигнуто не было.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Постановлением Правительства Новосибирской области от 09.11.2015 N 401-п "О министерстве здравоохранения Новосибирской области", исходил из того, что учебный, воспитательный процесс требует нахождение медицинского работника в образовательной организации ежедневно в соответствии с ее режимом работы; медицинское обслуживание в образовательном учреждении должно осуществляться не самим образовательным учреждением, а работниками медицинских учреждений, которым образовательным учреждением предоставлены необходимые условия, в том числе и помещение, соответствующее необходимым требованиям для оказания указанной помощи, при этом Поликлиникой не обеспечивается ежедневное нахождение медицинских работников в соответствии с режимом работы Детских садов.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда без изменения, исходил из следующего.
В силу положений ч. 1 ст. 41 Конституции РФ, каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N323-Ф3 "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" одним из принципов охраны здоровья является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Согласно п. 3 ч.1 ст. 4 указанного Закона, основными принципами охраны здоровья являются, в том числе приоритет охраны здоровья детей.
В соответствии с п. 18 ст. 2 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 23 Закона N 273-ФЗ дошкольная образовательная организация - образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми.
На основании п. 15 ч. 3 ст. 28 указанного Закона, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся образовательной организации.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 41 Федерального закона N 273-ФЗ "Об образовании в РФ" охрана здоровья обучающихся включает в себя оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья.
Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников (ч. 3 ст. 41 Закона N273-ФЗ).
На основании п. 1 ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" в сфере охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на условиях, установленных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
На основании п. 3 ч. 1 ст. 29 Федерального закона N 323-ФЗ организация охраны здоровья осуществляется путем: организации оказания первой помощи, всех видов медицинской помощи.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
К видам медицинской помощи относятся: первичная медико-санитарная помощь; специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; паллиативная медицинская помощь.
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях:
1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации);
2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника;
3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения);
4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Формами оказания медицинской помощи являются:
1) экстренная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, представляющих угрозу жизни пациента;
2) неотложная - медицинская помощь, оказываемая при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний без явных признаков угрозы жизни пациента;
3) плановая - медицинская помощь, которая оказывается при проведении профилактических мероприятий, при заболеваниях и состояниях, не сопровождающихся угрозой жизни пациента, не требующих экстренной и неотложной медицинской помощи, и отсрочка оказания которой на определенное время не повлечет за собой ухудшение состояния пациента, угрозу его жизни и здоровью.
Положение об организации оказания медицинской помощи по видам, условиям и формам оказания такой помощи устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Как следует из положений ст. 33 Федерального закона N 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам в целях приближения к их месту жительства, месту работы или обучения осуществляется по территориально-участковому принципу, предусматривающему формирование групп обслуживаемого населения по месту жительства, месту работы или учебы в определенных организациях, с учетом положений ст. 21 настоящего Федерального закона.
Первичная доврачебная медико-санитарная помощь оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием.
Первичная врачебная медико-санитарная помощь оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами).
Первичная специализированная медико-санитарная помощь оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
Приведенные выше положения ст. 33 Федерального закона N 323-ФЗ дублируются в Положении об организации оказания первичной медико-санитарной помощи детям, утвержденном Приказом Минздрава РФ от 07.03.2018 N 92н.
Пунктом 22 названного Положения закреплено, что оказание медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.11.2013 N 822н утвержден Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
Из пункта 3 указанного Порядка следует, что несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях, гарантируется оказание медицинской помощи в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, а также на основе стандартов медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в виде: первичной медико-санитарной помощи, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной; специализированной медицинской помощи, в том числе высокотехнологичной; скорой медицинской помощи, в том числе скорой специализированной; паллиативной медицинской помощи в медицинских организациях.
Согласно пункту 4 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России N 822н, организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется этими организациями.
Организацию оказания первичной медико-санитарной помощи несовершеннолетним в период обучения и воспитания, прохождения ими медицинских осмотров и диспансеризации осуществляют органы исполнительной власти в сфере здравоохранения. Образовательная организация обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для осуществления медицинской деятельности.
В соответствии п. 1 ч. 1 ст. 54 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают условия оказания медицинской помощи несовершеннолетним, включая определение медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь несовершеннолетним в период обучения и воспитания в образовательных организациях.
На основании п. п. 5, 6 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России N 822н, первичная медико-санитарная помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы (далее - обучающиеся), в целях оказания им первичной медико-санитарной помощи в экстренной и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактики заболеваний, оказывается в отделении организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях.
При отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся первичная медико-санитарная помощь согласно настоящему Порядку может оказываться в кабинетах, здравпунктах медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность.
Отделение медицинской помощи обучающимся осуществляют свою деятельность в соответствии с приложениями N 1 - 6 к настоящему Порядку (пункт 21 Порядка).
В соответствии с п. п. 3, 15 Приложения 1 к Порядку, утвержденному приказом Минздрава России N 822н, целью деятельности отделения медицинской помощи обучающимся является оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний, а также профилактика заболеваний.
Настоящее Положение распространяется на кабинеты, здравпункты медицинской организации или иного юридического лица, осуществляющего наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, оказывающие медицинскую помощь несовершеннолетним в возрасте до 18 лет, обучающимся в образовательных организациях, реализующих основные образовательные программы, при отсутствии отделения медицинской помощи обучающимся.
На основании п. п. 13, 14 Порядка, утвержденного приказом Минздрава России N 822н, первичная медико-санитарная помощь обучающимся оказывается врачами-педиатрами, врачами по гигиене детей и подростков, фельдшерами и медицинскими сестрами отделения медицинской помощи обучающимся. Первичная медико-санитарной помощь обучающимся, нуждающимся в лечении, реабилитации и оздоровительных мероприятиях, оказывается врачами-педиатрами, врачами по гигиене детей и подростков, врачами-специалистами, фельдшерами и медицинскими сестрами отделения организации медицинской помощи обучающимся.
Согласно п. 16 Порядка в образовательных организациях могут быть предусмотрены должности медицинских работников.
Из приведенных нормативных положений в их совокупности следует, что обучающиеся в образовательных учреждениях имеют право на охрану здоровья, которая включает в себя, в том числе, оказание им первичной медико-санитарной помощи.
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи обучающимся осуществляется органами исполнительной власти в сфере здравоохранения.
Первичная медико-санитарная помощь оказывается обучающимся медицинскими организациями, а также образовательными организациями, осуществляющими медицинскую деятельность в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья. Оказание первичной медико-санитарной помощи обучающимся в образовательных организациях, осуществляется в образовательной организации, которая обязана предоставить безвозмездно медицинской организации помещение, соответствующее условиям и требованиям для оказания указанной помощи.
При этом обучающиеся в силу закона имеют право на получение первичной медико-санитарной помощи и обеспечение тем самым охраны их здоровья в период обучения, то есть на протяжении всего образовательного процесса - процесса получения в образовательном учреждении знаний, умений, навыков.
Как следует из представленных в дело доказательств, медицинский работник присутствует в образовательных организациях не в течение всего режима работы образовательного учреждения.
Вышеуказанное свидетельствует о ненадлежащем исполнении своих обязанностей со стороны Министерства, в обязанности которого входит обеспечение реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Новосибирской области (государственных органов) в сфере охраны здоровья.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе Министерства, отклонены в силу следующего.
Утверждения о том, что оказание первичной медико-санитарной помощи не требует постоянного присутствия в образовательной организации медицинского работника, и что такой вид помощи оказывается только в плановом порядке, основаны на неверном толковании положений Федеральных законов N 323-ФЗ и N 273-ФЗ, приведенных выше Приказов Минздрава России, из которых следует, что право на охрану здоровья обучающихся, включающее в себя получение первичной медико-санитарной помощи по месту обучения, должно быть обеспечено в течение всего периода обучения, то есть в течение всего режима работы образовательной организации, посещение которой обучающимися осуществляется в течение всего времени работы учреждения.
Из содержания приведенных выше норм права не следует и то, что первичная медико-санитарная помощь оказывается только в плановом порядке.
В частности, обучающимся также оказывается первичная медико-санитарная помощь в экстренной и неотложной форме.
Согласно Приложению 4 к Порядку, утвержденному Приказом Минздрава России N 822н, врач-педиатр осуществляет: оказание обучающимся первичной медико-санитарной помощи в экстренной форме и неотложной форме, в том числе при внезапных острых заболеваниях, состояниях, обострении хронических заболеваний; вызов скорой медицинской помощи и (или) организацию транспортировки в медицинскую организацию обучающихся, нуждающихся в оказании скорой медицинской помощи; информирование родителей и (или) законных представителей несовершеннолетнего о состоянии здоровья, выдачу рекомендаций для родителей и (или) законных представителей; своевременное направление извещения в установленном порядке в территориальные органы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об инфекционном или паразитарном заболевании, пищевом, остром отравлении, поствакцинальном осложнении; передачу сведений ответственному медицинскому работнику медицинской организации для информирования органов внутренних дел о поступлении (обращении) пациентов (обучающихся), в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что вред их здоровью причинен в результате противоправных действий.
Исходя из понятия первичной медико-санитарной помощи, она включает в себя, в том числе, диагностику и лечение состояний и заболеваний, что предусматривает комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий, а также комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений заболеваний либо состояний пациента, восстановление или улучшение его здоровья.
Вопреки доводам подателя Министерства, судом первой инстанции на него не возложены обязанности по организации проведения гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
Ссылки на кадровый дефицит работников медицинского учреждения отклоняются, поскольку отсутствие в образовательной организации медицинского работника, в течение всего периода нахождения в ней детей, ставит под угрозу жизнь и здоровье несовершеннолетних, воспитанников данной организации, нарушает их права на получение качественной и своевременной медицинской помощи.
Суд кассационной инстанции с приведенными судами мотивами согласен. Доводы кассационной жалобы повторяют возражения Министерства и доводы его апелляционной жалобы. Они основаны на неправильном истолковании закона, а потому выводы судов не опровергают, не создают основания для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции.
Учитывая, что жалоба не подлежит удовлетворению, то в силу ч. 1, 2 ст. 98 ГПК РФ расходы по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы относятся на ее заявителя.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 390, ст. 390.1 ГПК РФ, определила:
решение Кировского районного суда г. Новосибирска от 17 декабря 2019 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 28 мая 2020 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства здравоохранения Новосибирской области без удовлетворения.
Председательствующий Т.В. Шагарова
Судьи С.Г. Ларионова
А.О. Нестеренко
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.