Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б.
судей Кожевниковой Л.П, Леонтьевой Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-3399/2019, УИД: 24RS0017-01-2019-002777-15 по иску Россолова Виктора Андреевича к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Красноярска (межрайонное) о взыскании единовременной выплаты, по кассационной жалобе Россолова Виктора Андреевича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 ноября 2019 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Россолов В.А. обратился в суд с иском (с учётом уточнённых требований) к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Железнодорожном районе г. Красноярска (межрайонное) (далее - УПФР в Железнодорожном районе г. Красноярска) о взыскании единовременной выплаты.
В обоснование заявленных требований Россолов В.А. указал, что он принимал участие в боевых действиях в районе острова Даманский в марте 1969 года, имеет удостоверение участника Великой Отечественной войны, является также инвалидом "данные изъяты" группы бессрочно.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов" он имеет право на получение единовременной выплаты в размере 10 000 руб.
27 марта 2019 г. он обратился с заявлением к ответчику о предоставлении выплаты, 4 апреля 2019 г. получил отказ в выплате со ссылкой на то, что действие настоящего Указа не распространяется на участников боевых действий в районе острова Даманский. Полагая отказ незаконным, он указывал, что правовой статус участника боевых действий в районе острова Даманский в марте 1969 года приравнен к правовому статусу ветерана Великой Отечественной войны, в связи с чем, просил суд обязать УПФР в Железнодорожном районе г. Красноярска выплатить единовременную выплату в размере 10000 рублей, установленную Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".
Решением Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 19 сентября 2019 г. УПФР в Железнодорожном районе г. Красноярска обязано выплатить Россолову В.А. единовременную выплату в размере 10 000 рублей, установленную Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации, в связи с 73-й годовщиной победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 ноября 2019 г. решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 19 сентября 2019 г. отменено, принято по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Россолова В.А. к УПФР в Железнодорожном районе г. Красноярска о взыскании единовременной выплаты отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 марта 2020 г. апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 ноября 2019 г. отменено, оставлено в силе решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 19 сентября 2019 г.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации от 19 октября 2020 г. определение судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 19 марта 2020 г. по делу N 2-3399/2019 Железнодорожного районного суда г. Красноярска отменено. Дело направлено на новое рассмотрение в кассационный суд общей юрисдикции - Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Россолов В.А. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 ноября 2019 г, оставить без изменения решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 19 сентября 2019 г.
Относительно доводов кассационной жалобы возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, надлежаще извещённые о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений о причинах неявки не представили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений не было допущено судом апелляционной инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено судом и следует из материалов дела, что Россолов В.А. проходил службу в военной части 2488 с 16 ноября 1968 г. по 9 июля 1969 г. и принимал участие в боевых действиях на острове Даманский 15 марта 1969 г, ему было выдано удостоверение участника Великой Отечественной войны серии И N от 4 марта 1999г.
В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", в мае - июне 2018 года подлежит единовременная выплата в размере 10000 руб.
27 марта 2019 г. Россолов В.А. обратился к ответчику с заявлением о выплате единовременной материальной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации N 195 от 6 мая 2018 г.
Согласно ответа ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г. Красноярска (межрайонное) N КБ-314/1111-19, направленного Россолову В.А. 4 апреля 2019 г, единовременная выплата в рамках Указа должна быть осуществлена в отношении участников Великой Отечественной войны, которые участвовали в боевых действиях на территориях, указанных в разделе I и II Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приложения к Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", по 1945 год включительно (т.е. исключаются, в том числе участники боевых действий в районе острова Даманский в марте 1969 г.).
Удовлетворяя заявленные истцом требования, суд первой инстанции пришёл к выводу о том, что истец входит в число граждан, которым Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 предусмотрена единовременная выплата в размере 10 000 рублей.
Проверяя законность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия пришла к выводу, что выводы суда первой инстанции основаны на неверно применённых и истолкованных положениях материального закона, подлежащих применению к спорным отношениям сторон.
Выводы суда апелляционной инстанции о том, что Россолов В.А, принимавший участие в боевых действиях по защите Отечества, относящийся к участникам Великой Отечественной войны, не имеет права на получение единовременной выплаты, являются правильными.
Конституция Российской Федерации, обязывая Российскую Федерацию как социальное государство к установлению гарантий социальной защиты (статья 7), вместе с тем не закрепляет конкретные меры социальной защиты, их объем и условия предоставления тем или иным категориям граждан. Соответствующее правовое регулирование относится к полномочиям законодателя, который располагает достаточно широкой дискрецией при установлении механизмов реализации социальной защиты, в том числе при определении мер социальной поддержки и выборе формы их предоставления, а также круга лиц, нуждающихся в них.
Из этого следует, что федеральный законодатель располагает определённой свободой усмотрения при определении мер социальной поддержки различных категорий ветеранов.
Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах), который, как следует из его преамбулы, направлен на создание условий, обеспечивающих материальное и моральное благополучие ветеранов с учётом их заслуг перед обществом и государством.
Статьёй 2 Федерального закона "О ветеранах" определено, что ветеранами Великой Отечественной войны являются лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов (далее - период Великой Отечественной войны) не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (пункт 1 данной статьи).
В силу подпункта "а" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к ветеранам Великой Отечественной войны в числе прочих относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), проходившие военную службу (включая воспитанников воинских частей и юнг) либо временно находившиеся в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии в период гражданской войны, период Великой Отечественной войны или период других боевых операций по защите Отечества, а также партизаны и члены подпольных организаций, действовавших в период гражданской войны или период Великой Отечественной войны на временно оккупированных территориях СССР.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" перечень воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в период Великой Отечественной войны, определяется Правительством Российской Федерации. Перечень городов, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии, определяется законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 427 во исполнение пункта 2 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" постановлено руководствоваться при решении вопросов социальной защиты ветеранов Великой Отечественной войны перечнями воинских частей, штабов и учреждений, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, введёнными в действие директивами Генерального штаба Вооруженных Сил СССР, приказами Министерства внутренних дел СССР и Комитета государственной безопасности СССР, с изменениями и дополнениями, внесёнными Генеральным штабом Вооружённых Сил Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Исходя из приведённого правового регулирования к ветеранам Великой Отечественной войны, в частности относятся участники Великой Отечественной войны - военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и иных подразделениях, входивших в состав действующей армии в годы Великой Отечественной войны в период с 1941 по 1945 год.
Федеральный закон "О ветеранах" устанавливает различные меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны и приравненных к ним лиц, разделяя их на отдельные категории.
Из материалов дела следует, что Россолов В.А. имеет удостоверение ветерана-участника Великой Отечественной войны, дающее право на получение льгот, установленных статьёй 14 Федерального закона "О ветеранах".
Статьёй 3 Федерального закона "О ветеранах" установлены категории ветеранов боевых действий, в частности военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации (подпункт 1 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах").
Пунктом 3 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" определено, что перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации (далее - Перечень) приводится в приложении к данному федеральному закону.
В разделе I Перечня к числу периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации отнесены боевые действия в районе острова Даманского: март 1969 года.
Между тем боевые действия в районе острова Даманского, имевшие место в марте 1969 года, не отнесены положениями статьи 2 Федерального закона "О ветеранах" к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 4 апреля 2006 г. N 89-О указал, что Федеральный закон "О ветеранах" с учётом заслуг перед Отечеством особо выделяет категории военнослужащих и иных лиц, имеющих статус участника Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах "а" - "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2.
При этом сама по себе дифференциация правового регулирования, если она основана на объективных критериях, не может рассматриваться как нарушение принципа равенства всех перед законом. Право одной категории граждан на получение конкретных мер социальной поддержки, предоставляемых другой категории граждан в качестве льготы, непосредственно из Конституции Российской Федерации, в частности ее статьи 39 (часть 1), гарантирующей каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом, не вытекает (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 г. N 390-О и 398-О, от 12 ноября 2008 г. N 1051-О-О и другие).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" (далее также - Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195) постановлено произвести в мае - июне 2018 года единовременную выплату в размере 10 тысяч рублей гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Российской Федерации, в Латвийской Республике, Литовской Республике и Эстонской Республике, являющимся инвалидами Великой Отечественной войны и участниками Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах".
Правительству Российской Федерации поручено обеспечить в установленном порядке финансирование расходов, связанных с реализацией данного указа, в том числе расходов на доставку единовременной выплаты, а также определить порядок и условия осуществления указанной выплаты (пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195).
Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 определён круг лиц, включающий в себя граждан, относящихся к участникам Великой Отечественной войны и инвалидам Великой Отечественной войны, из категорий, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", имевших непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации этого указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год.
Таким образом, положения Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195, имеющего своей целью улучшение материального обеспечения лиц, обладающих особым правовым статусом, непосредственно связанным с событиями 1941 - 1945 годов - периодом Великой Отечественной войны, не распространяются на лиц, не поименованных в названном указе.
В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" Правительством Российской Федерации издано постановление от 6 мая 2018 г. N 561 "Об утверждении правил осуществления единовременной выплаты некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" (далее также - Правила осуществления единовременной выплаты). Этими правилами определён порядок финансового обеспечения расходов, связанных с единовременной выплатой в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов, за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Министерству финансов Российской Федерации и иным соответствующим федеральным органам исполнительной власти Российской Федерации на 2018 год.
Из содержания приведённых нормативных положений следует, что они закрепляют особый механизм реализации права на предоставление меры социальной поддержки в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2018 г. N 195 "О единовременной выплате некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 73-й годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в виде обеспечения единовременной выплатой за счёт средств федерального бюджета категории граждан - участников Великой Отечественной войны, поименованных в подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", которые имели непосредственное отношение к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны (период с 1941 года по 1945 год).
Поскольку период участия Россолова В.А. в боевых действиях в районе острова Даманского в марте 1969 года не имеет непосредственного отношения к событиям, происходившим в период Великой Отечественной войны, под которым в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации понимается период с 1941 года по 1945 год, суд апелляционной инстанции пришёл к правильному выводу, что право Россолова В.А. на получение мер социальной поддержки, установленное Федеральным законом "О ветеранах", не может быть реализовано в соответствии с положениями названного указа Президента Российской Федерации.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта, влияли на законность и обоснованность постановленного судебного акта, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции.
Судом апелляционной инстанции не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебного постановления по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятое по делу апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежит.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Красноярского краевого суда от 27 ноября 2019 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Россолова Виктора Андреевича - без удовлетворения.
Председательствующий С.Б. Латушкина
Судьи Л.П. Кожевникова
Т.В. Леонтьева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.