Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Папушиной Н.Ю, судей Ковалевской В.В, Варнавской Л.С, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 19RS0001-02-2020-003112-46 по иску Шайдорова М.С. к Департаменту градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации г. Абакана, Администрации г. Абакана о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка и снятии с учета, о возложении обязанности совершить определенные действия по кассационной жалобе Шайдорова М.С. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Хакасия от 21 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю, установила:
Шайдорова М.С. обратился в суд с иском к Департаменту градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации г. Абакана (далее - Департамент) о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка, снятии с учета, возложении обязанности совершить действия. В обоснование требований истцом указано, что он вместе с супругой - Шайдорова А.С. - в соответствии с Законом Республики Хакасия от 05 мая 2003 г. N 25 "О предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности" (далее - Закон N 25) претендовали на бесплатное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства как молодая семья. На момент обращения, истец и его супруга соответствовали предъявляемым требованиям и были поставлены на учет.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес Шайдорова М.С. поступило предложение о приобретении под индивидуальное строительство земельного участка, расположенного по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка в соответствии с Законом Республики Хакасия от 08 мая 2017 г. N 33-ЗРХ "О бесплатном предоставлении в собственность отдельным категориям граждан земельных участков на территории Республики Хакасия" (далее - Закон N 33-ЗРХ) истцу было отказано; Шайдорова М.С. также был уведомлен о снятии его семьи с учёта по предоставлению земельного участка.
Основанием для отказа в предоставлении земельного участка ответчиком указано, что семья истца не признана в качестве малоимущей или нуждающейся в жилых помещениях, а также переезд семьи истца из одного муниципального образования в другое (за пределы г. Абакана, что исключает возможность предоставления земельного участка на территории указанного населенного пункта). Указанные действия, а также отказ в предоставлении земельного участка Шайдорова М.С. считает незаконными.
Определением суда от 08 июня 2020 г. к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация г. Абакана (далее - Администрация).
На основании изложенного с учётом уточнения требований истец просил суд признать решение Департамента об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", и снятии с учета для предоставления земельного участка незаконным; обязать Администрацию предоставить земельный участок для индивидуального жилищного строительства, находящийся по адресу: "адрес", путем заключения договора аренды сроком на 5 лет.
Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от 22 июля 2020 г. исковые требования, рассмотренные в порядке гражданского процессуального законодательства, удовлетворены. Признано незаконным решение Департамента об отказе Шайдорова М.С, Шайдорова А.С. в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", и снятии семьи ФИО10 с учета для предоставления земельного участка; на Администрацию возложена обязанность предоставить Шайдорова М.С, Шайдорова А.С. земельный участок для индивидуального жилищного строительства, находящийся по адресу: "адрес", путем заключения договора аренды сроком на 5 лет.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Хакасия от 21 октября 2020 г. решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 22 июля 2020 г. отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении требований.
В кассационной жалобе Шайдорова М.С. изложена просьба об отмене апелляционного определения и оставлении в силе решения суда первой инстанции. Автор жалобы полагает, что судом второй инстанции допущено неправильное применение норм материального права, поскольку истец был поставлен на учёт по категории "молодая семья", а не в связи с нуждаемостью в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, что ошибочно не было принято судебной коллегией республиканского суда во внимание.
В силу части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Как указал Верховный Суд Российской Федерации в пункте 1 постановления Пленума от 27 сентября 2016 г. N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
Частью 1 статьи 33.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) определено, что при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - в порядке административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
Как усматривается из материалов дела, реализация публично-властных полномочий в отношении истца была осуществлена только одним из ответчиков - Департаментом. Одновременно Шайдорова М.С. заявлены требования к другому лицу (Администрации), которое не реализовывало в отношении него каких-либо государственно-властных полномочий и не принимало соответствующих решений. При этом требования к Администрации о предоставлении земельного участка путем заключения договора аренды, по своей правовой природе представляют собой иск о понуждении к заключению договора, т.е. не могут рассматриваться в качестве последствия оспаривания действий органа местного самоуправления, и, как следствие, не могут быть рассмотрены по правилам КАС РФ.
В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Учитывая разъяснения, данные в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) N 1, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г, принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьей 379.5 ГПК РФ, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что апелляционное определение подлежит отмене, исходя из следующего.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Судами установлено, что Шайдорова М.С. и Шайдорова А.С. состоят в браке с ДД.ММ.ГГГГ, до настоящего времени брак не расторгнут.
ДД.ММ.ГГГГ Шайдорова М.С. обратился в Администрацию с заявлением о признании его семьи (заявитель, Шайдорова А.С. - супруга, Шайдорова В.М. - дочь) нуждающейся в жилом помещении в целях получения земельного участка, по основанию "молодая семья".
ДД.ММ.ГГГГ Администрация сообщила Шайдорова М.С. о принятом решение о признании его семьи нуждающейся в жилом помещении в целях получения земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Шайдорова М.С, Шайдорова А.С. обратились в Департамент с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства на территории г. Абакана по категории "молодая семья".
ДД.ММ.ГГГГ Департамент сообщил Шайдорова М.С. о рассмотрении его заявления и принятии положительного решения - о предоставлении земельного участка в порядке очередности.
В своем письме в Администрацию от ДД.ММ.ГГГГ N Департамент просил сообщить сведения о нуждаемости Шайдорова М.С. и Шайдорова А.С. в улучшении жилищных условий (л.д. 73).
ДД.ММ.ГГГГ Департамент уведомил Шайдорова М.С. о предварительном распределении для индивидуального жилищного строительства земельного участка, расположенного по адресу: "адрес" и предложил в течении 14 дней сообщить в письменной форме о согласии на его приобретение, с разъяснением, что в случае отказа от приобретения данного земельного участка утрачивается право на получение земельного участка по заявлению.
ДД.ММ.ГГГГ Шайдорова М.С, Шайдорова А.С. обратились в Департамент с заявлением о согласии на получение вышеуказанного земельного участка.
Из протокола N заседания Комиссии по рассмотрению заявлений граждан о признании их малоимущими, нуждающимися в жилых помещениях Администрации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 78-79) усматривается, что Шайдорова М.С. и Шайдорова А.С. были сняты с учёта в связи с выездом семьи в другое муниципальное образование.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ Департамент сообщил Шайдорова М.С. об утрате оснований, дающих право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства и принятии решения об отказе в предоставлении земельного участка ввиду наличия в собственности жилого помещения и переезда семьи на место жительства в иное муниципальное образование.
В соответствии с частью 1 статьи 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Согласно подпункту "в" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В части 1 статьи 2 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) закреплено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права (часть 3 статьи 2 ЗК РФ).
Подпунктом 7 статьи 39.5 ЗК РФ определено, что предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется, в том числе, иным не указанным в подпункте 6 статьи 39.5 ЗК РФ отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации;
Учитывая разграничение принцип разграничения полномочий, закрепленный в Конституции Российской Федерации, субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно определять категории граждан Российской Федерации из числа социально поддерживаемых лиц, которым могут бесплатно предоставляться земельные участки из земель, относящихся к государственной собственности субъекта федерации или муниципальных образований на его территории, а также устанавливать порядок предоставления.
В соответствии со статьей 2(1) Закона N 25, действовавшего на момент постановки Шайдорова М.С. на учёт нуждающихся в предоставлении земельных участков, однократно бесплатно предоставляются в собственность земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности (далее - земельные участки), для индивидуального жилищного строительства гражданам Российской Федерации, указанным в части второй настоящей статьи, постоянно проживающим на территории Республики Хакасия, не имеющим в собственности земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого дома). Категориям граждан, обладающих правом на бесплатное предоставление земельных участков в собственность, указанным в пунктах 3 и 5 части второй настоящей статьи, земельные участки предоставляются на период строительства индивидуального жилого дома в аренду сроком на 30 лет.
Согласно подпункту "а" пункта 3 части 2 статьи 2(1) Закона N 25 земельные участки для индивидуального жилищного строительства предоставляются гражданам в возрасте не старше 35 лет, состоящим в браке между собой не менее одного года, при условии совместного постоянного проживания и совместного обращения супругов за предоставлением земельного участка. На момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка хотя бы один из супругов должен постоянно проживать на территории того муниципального образования, куда он обратился за получением земельного участка, не менее десяти лет.
Одновременно пунктом 2 части 2 статьи 2(1) Закона N 25 правом на однократное бесплатное предоставление земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства обладали лица, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Таким образом, действовавшее на момент постановки Шайдорова М.С. на учёт правовое регулирование предусматривало несколько самостоятельных оснований для однократного бесплатного предоставления земельный участков для индивидуального жилищного строительства. Одним из таких оснований (иначе "молодая семьи") было условие состояния в браке не менее одного года и совместное проживание лиц моложе 35 лет, с учётом того, что хотя бы один из супругов должен постоянно проживать на территории того муниципального образования, куда он обратился за получением земельного участка, не менее десяти лет.
В целях реализации положений Закона N 25 Абаканским городским Советом депутатов было принято решение от 25 октября 2011 г. N 363 "Об утверждении Положения о порядке предоставления земельных участков на территории города Абакана отдельным категориям граждан" (далее - Положение).
Согласно пункту 7 Положения (в ред. решения Совета депутатов г. Абакана от 18 сентября 2012 г. N 451, действовавшей на момент постановки Шадорова М.С. на учёт нуждающихся) для принятия решения о предоставлении земельного участка в соответствии с настоящим Положением необходимы следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
2) копия документа, удостоверяющего полномочия представителя, если с заявлением обращается представитель заявителя;
3) выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на имеющиеся у заявителя (для предоставления земельного участка молодым семьям и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, детей-инвалидов, - у заявителя и членов его семьи) объекты недвижимого имущества, подтверждающая отсутствие в собственности земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или дачного строительства (с правом возведения жилого дома);
4) документ, подтверждающий постоянное проживание заявителя на территории г. Абакана.
Пунктом 9 Положения (в ред. решения Совета депутатов г. Абакана от 18 сентября 2012 г. N 451) было предусмотрено, что кроме указанных в пункте 7 настоящего Положения документов для принятия решения о предоставлении земельного участка молодым семьям (в том числе семьям, состоящим из одного родителя и одного и более детей), возраст супругов в которых не превышает 35 лет на момент подачи заявления, необходимы следующие документы:
- справка о том, что заявители признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, выданная не позднее чем за 30 дней до дня подачи заявления;
- заявление второго супруга (за исключением случаев, если семья состоит из одного родителя);
- справка о составе семьи;
- копия свидетельства о заключении брака (за исключением случаев, если семья состоит из одного родителя);
- копии свидетельств о рождении (об усыновлении) несовершеннолетних детей;
- копия свидетельства о расторжении брака, копия свидетельства о смерти супруга, копия решения суда, вступившего в законную силу, о лишении одного из родителей родительских прав либо о признании одного из родителей безвестно отсутствующим или умершим, либо справка органов регистрации актов гражданского состояния по месту рождения ребенка о том, что запись об отце ребенка сделана со слов матери либо (если семья состоит из одного родителя).
Исполняя требования Положения, Шайдорова М.С. представил справку Администрации от ДД.ММ.ГГГГ N, согласно которой он с составом семьи был признан нуждающимся в жилых помещениях по договору социального найма на основании решения Комиссии по рассмотрению заявлений граждан о признании их малоимущими, нуждающимися в жилых помещениях Администрации (протокол N от ДД.ММ.ГГГГ).
Однако в дальнейшем решением Совета депутатов г. Абакана от 18 июня 2013 г. N 54 пункт 9 Положения был изложен в следующей редакции:
Кроме указанных в пункте 7 настоящего Положения документов для принятия решения о предоставлении земельного участка молодым семьям, возраст супругов в которых не превышает 35 лет на момент подачи заявления, необходимы следующие документы:
- заявление второго супруга;
- копия свидетельства о заключении брака;
- документы, подтверждающие проживание хотя бы одного из супругов на территории Республики Хакасия не менее десяти лет.
Таким образом, в рамках предоставленных ему дискреционных полномочий представительный орган местного самоуправления провел чёткую градацию оснований предоставления земельного участка на территории г. Абакана, установив, что для постановки на учёт и последующего предоставления земельного участка для категории "молодая семья" нуждаемость в жилых помещениях на условиях социального найма не требуется.
В дальнейшем Положение утратило силу на основании решения Совета депутатов г. Абакана от 30 мая 2017 г. N 447, изданным в связи с принятием Закона N 33-ЗРХ.
Законом N 33-ЗРХ, вступившим в действие 10 мая 2017 г, признан утратившим силу Закон N 25.
Одновременно подпунктом "а" пункта 4 статьи 1 Закона N 33-ЗРХ предусмотрено, что самостоятельным однократным правом на предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в собственность бесплатно обладают граждане Российской Федерации, постоянно проживающие на территории Республики Хакасия, не имеющие в собственности земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или для ведения садоводства (с правом размещения жилого дома), в возрасте не старше 35 лет, состоящие в браке между собой не менее одного года, при условии совместного постоянного проживания и совместного обращения супругов за предоставлением земельного участка. На момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка хотя бы один из супругов должен постоянно проживать на территории того муниципального образования, куда он обратился за получением земельного участка, не менее 10 лет.
Указанные лица, поставленные на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, сохраняют право на бесплатное предоставление земельного участка после достижения ими возраста 36 лет (часть 2 статьи 1 Закона N 33-ЗРХ).
При этом частью 1 статьи 5 Закона N 33-ЗРХ установлено, что граждане, обладающие правом на бесплатное приобретение земельных участков и поставленные на учет в соответствии с Законом N 25, продолжают состоять на учете с сохранением очередности в целях последующего бесплатного предоставления в собственность земельных участков в соответствии с настоящим Законом.
Бесплатное предоставление в собственность отдельным категориям граждан земельных участков, постановка граждан на учет в качестве лиц, имеющих право на предоставление земельных участков в собственность бесплатно, и снятие граждан с указанного учета осуществляются в Порядке, установленном в приложении к Закону N 33-ЗРХ (статья 3 Закона N 33-ЗРХ, далее - Порядок).
Подпунктом 4 пункта 2.3. Порядка определено, что документы, подтверждающие, что заявитель состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, выданный не ранее чем за 30 дней до дня подачи заявления может быть представлен только гражданами, указанными в подпунктах "а" - "в" пункта 1, пункте 2 части 1 статьи 2 Закона N 33-ЗРХ, что не охватывает лиц, поставленных на учёт по категории "молодая семья".
Условия снятия граждан с учёта закреплены в пункте 2.12. Порядка, согласно которому орган учета принимает решение о снятии гражданина с учета в случае:
1) подачи гражданином заявления о снятии с учета;
2) предоставления в собственность бесплатно гражданину, членам его семьи (для семей, указанных в подпункте "б" пункта 1, пункте 3 части 1 статьи 2 Закона N 33-ЗРХ) земельного участка в соответствии с федеральными законами, законами Республики Хакасия и законами других субъектов Российской Федерации, принятыми в соответствии с подпунктами 6 и 7 статьи 39.5 ЗК РФ;
3) поступления в орган учета документов, свидетельствующих о приобретении в собственность гражданином, членами его семьи (для семей, указанных в подпункте "б" пункта 1, пункте 3 части 1 статьи 2 Закона N 33-ЗРХ) земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства (с правом возведения жилого дома) или для ведения садоводства (с правом размещения жилого дома);
4) отказа от земельного участка, предложенного гражданину для приобретения в собственность бесплатно в соответствии с настоящим Порядком, за исключением случая отказа от земельного участка, предложенного в соответствии с пунктом 2.24. Порядка;
5) принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с настоящим Порядком;
6) выявления в документах, представленных гражданином, недостоверных сведений, послуживших основанием для принятия его на учет;
7) лишения родительских прав, отмены усыновления (удочерения) обоих родителей в отношении всех детей-инвалидов (для граждан, указанных в пункте 3 части 1 статьи 2 Закона N 33-ЗРХ);
8) лишения родительских прав, отмены усыновления (удочерения) в отношении всех детей (для граждан, указанных в подпункте "б" пункта 4 части 1 статьи 2 Закона N 33-ЗРХ);
9) выезда гражданина на постоянное место жительства за пределы Республики Хакасия;
10) выхода из гражданства Российской Федерации;
11) расторжения брака (для граждан, указанных в подпункте "а" пункта 4 части 1 статьи 2 Закона N 33-ЗРХ);
12) смерти гражданина либо признания его безвестно отсутствующим или объявления его умершим решением суда, вступившим в законную силу (при этом для семей, указанных в подпункте "б" пункта 1, пункте 3 части 1 статьи 2 Закона N 33-ЗРХ, право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка сохраняется за членами этих семей, соответствующими требованиям, установленным статьей 2 Закона N 33-ЗРХ, с учетом даты постановки на учет).
Согласно пункту 2.20. Порядка орган учета в пределах срока, установленного абзацем первым пункта 2.19. Порядка, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка в случае выявления в результате проверки оснований для снятия гражданина с учета, установленных пунктом 2.12. Порядка.
Приведенные нормы регионального законодательства в их системном единстве предполагают, что для постановки на учёт и последующего предоставления земельных участков лицам, относящимся к категории "молодая семья", законодательством Республики Хакасия установлены самостоятельные критерии. В силу чего ссылки суда апелляционной инстанции на положения подпунктов 6 и 7 статьи 39.5, а равно положения статьи 39.19 ЗК РФ без учёта действующего законодательства субъекта Российской Федерации основаны на неправильном истолковании закона, поскольку такой подход лишал бы права на получение земельных участков всех иных лиц, соответствующие гарантии для которых установлены законодательством Республики Хакасия.
Действующим процессуальным законом установлено, что суд апелляционной инстанции повторно рассматривает дело в судебном заседании по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных главой 39 ГПК РФ (абзац второй части 1 статьи 327 ГПК РФ).
В апелляционном определении должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции, выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления (пункт 5 части 2 статьи 329 ГПК РФ).
В пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" разъяснено, что, по смыслу статьи 327 ГПК РФ, повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Нормативное единство процессуального закона и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению предполагает, что суд апелляционной инстанции должен исправлять допущенные судом первой инстанции нарушения закона при рассмотрении дела, именно в этих целях он наделен полномочиями по повторному рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции с учетом особенностей, предусмотренных законом для производства в суде апелляционной инстанции. Однако задачи рассмотрения дела в суде второй инстанции судебной коллегией республиканского суда решены не были. Так, казуальное толкование материального закона произведено судом апелляционной инстанции по правилам об ограничительном толковании; при этом каких-либо суждений относительно возможности такого истолкования судом не высказано.
Поскольку судом второй инстанции допущены нарушения норм материального и процессуального права, приведшие к принятию неправильного судебного постановления, без устранения которых невозможно восстановление и защита нарушенных прав и законных интересов сторон спора, судебная полагает необходимым отменить апелляционное определение с направлением дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия от 21 октября 2020 г. отменить.
Направить гражданское дело по иску Шайдорова М.С. к Департаменту градостроительства, архитектуры и землеустройства Администрации г. Абакана, Администрации г. Абакана о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка и снятии с учета, о возложении обязанности совершить определенные действия на новое апелляционное рассмотрение в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Хакасия.
Кассационную жалобу Шайдорова М.С. удовлетворить.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.