Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Фроловой Т.В, судей Кожевниковой Л.П, Новожиловой И.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2800/2020 (УИД: 42RS0009-01-2020-005002-23) по иску Блейчик Татьяны Семеновны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 28 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Фроловой Т.В, объяснения представителя Блейчик Татьяны Семеновны - Блейчика Сергея Вадимовича, действующего по доверенности, возражавшего относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Блейчик Татьяны Семеновны (далее - Блейчик Т.С, истец) обратилась с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) (далее - УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное), пенсионный орган, ответчик) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении периодов работы в специальный стаж, назначении досрочной страховой пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований Блейчик Т.С. указала, что решением УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 31 марта 2020 г. N ей отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" по причине недостаточности педагогического стажа.
Пенсионным органом из подсчета педагогического стажа Блейчик Т.С. исключен период работы в должности воспитателя в детском комбинате "Незабудка" с 8 апреля 1993 г. по 25 августа 2001 г. (7 лет 10 месяцев 21 день), поскольку Списками от 6 сентября 1991 г. N 463, от 29 октября 2002 г. N 781 такой вид образовательного учреждения как "детские комбинаты" не предусмотрен.
Обращаясь с иском в суд, Блейчик Т.С. полагала, что пенсионным органом необоснованно не включены в специальный стаж период ее работы в детском комбинате "Незабудка", поскольку детский комбинат соответствует названию дошкольных образовательных учреждений - детские сады.
Блейчик Т.С. просила суд признать решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 31 марта 2020 г. N незаконным, обязать УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) включить период работы в детском комбинате "Незабудка" с 8 апреля 1993 г. по 25 августа 2001 г. в специальный стаж, назначить досрочную страховую пенсию по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с момента обращения - с 10 июля 2019 г.
Решением Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 28 июля 2020 г. исковые требования Блейчик Т.С. удовлетворены частично. Решение УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) от 31 марта 2020 г. N признано незаконным в части не включения в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, периода работы Блейчик Т.С. с 8 апреля 1993 г. по 28 февраля 2001 г. (7 лет 10 месяцев 21 дней). На УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) возложена обязанность включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, период работы Блейчик Т.С. с 8 апреля 1993 г. по 28 февраля 2001 г. (7 лет 10 месяцев 21 дней), назначить Блейчик Т.С. досрочную страховую пенсию по старости с 10 июля 2019 г. С УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное) в пользу Блейчик Т.С. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 октября 2020 г. решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 28 июля 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе представителем УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) ставится вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 28 июля 2020 г. и апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 октября 2020 г, как незаконных.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела судом кассационной инстанции. В судебное заседание суда кассационной инстанции не явились истец Блейчик Т.С, сведений о причине неявки не представила, представитель ответчика УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное), просивший рассмотреть дело в свое отсутствие.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь положениями ч. 5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В интересах законности кассационный суд общей юрисдикции вправе выйти за пределы доводов кассационных жалобы, представления. При этом суд не вправе проверять законность судебных постановлений в той части, в которой они не обжалуются, а также законность судебных постановлений, которые не обжалуются (ч. 2 ст. 379.6 ГПК РФ).
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (ч. 1 ст. 379.7 ГПК РФ).
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов судов первой и апелляционной инстанций, незаконными, исходя из следующего.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 10 июля 2019 г. Блейчик Т.С. обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон "О страховых пенсиях").
Решением УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) от 18 марта 2020 г. N Блейчик Т.С. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, поскольку отсутствует стаж на соответствующих видах работ, в наличии 18 лет 4 месяца 19 дней, при требуемом - 25 лет.
При этом пенсионным органом не засчитан в специальный стаж период работы Блейчик Т.С. в должности воспитателя в детском комбинате "Незабудка" с 8 апреля 1993 г. по 28 февраля 2001 г. (7 лет 10 месяцев 21 день), по мотиву того, что Списками от 6 сентября 1991 г. N 463, от 29 октября 2002 г. N 781 "детские комбинаты" не предусмотрены.
Из копии трудовой книжки следует, что Блейчик Т.С. 15 декабря 1988 г. принята няней в Кемеровскую птицефабрику, 8 апреля 1993 г. переведена воспитателем в детский сад, 28 февраля 2001 г. уволена переводом в Ясногорскую общеобразовательную среднюю школу.
Согласно исторической справке Ясногорского сельского поселения в 1967 году открылся детский комбинат "Незабудка" от Кемеровской птицефабрики. Детский сад был рассчитан на 100 мест. В нем воспитывались дети с ясельной до подготовительной группы. В настоящее время закрыт.
В соответствии с распоряжением администрации Кемеровского района от 1 февраля 2001 г. N детский комбинат "Незабудка" включен в реестр муниципальной собственности Кемеровского района, передан в оперативное управление Муниципальному учреждению Ясногорская общеобразовательная средняя школа.
Работа Блейчик Т.С. в должности воспитателя детского комбината "Незабудка" Кемеровской птицефабрики в период с 8 апреля 1993 г. по 28 февраля 2001 г. подтверждается сведениями о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица, архивными справками, имеющимися в материалах дела, приказом отдела образования администрации Кемеровского района от 21 марта 1996 г.
Разрешая спор по существу, установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что период работы Блейчик Т.С. с 8 апреля 1993 г. по 28 февраля 2001 г. в должности воспитателя в детском комбинате "Незабудка" подлежит включению в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от "О страховых пенсиях", поскольку работа Блейчик Т.С. в спорный период была связана с воспитанием малолетних детей и носила характер педагогической деятельности.
При этом, суд первой инстанции не установилоснований для удовлетворения исковых требований Блейчик Т.С. о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периода работы с 1 марта 2001 г. по 25 августа 2001 г.
Руководствуясь ч. 1 ст. 22 Федерального закона от "О страховых пенсиях", установив, что с учетом включения спорного периода работы в специальный стаж право на получение пенсии возникло у Блейчик Т.С. в 2018 году, суд первой инстанции пришел к выводу о возложении обязанности на пенсионный орган назначить Блейчик Т.С. досрочную страховую пенсию по старости с момента первичного обращения в пенсионный орган - с 10 июля 2019 г.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судебных инстанций по доводам кассационной жалобы не усматривается, поскольку эти выводы соответствуют материалам дела, нормам права, подлежащим применению к спорным отношениям, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Пунктом 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Частью 1.1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" п. 1 названного постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются в том числе:
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее - Список от 22 сентября 1999 г. N 1067);
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список от 6 сентября 1991 г. N 463).
В разделе "Наименование учреждений" Списка от 6 сентября 1991 г. N 463, подлежащего применению к периоду работы Блейчик Т.С. с 8 апреля 1993 г. по 31 октября 1999 г, в числе учреждений указаны детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли), а в разделе "Наименование должностей" этого же списка - должность воспитателя.
В разделе "Наименование учреждений" Списка от 22 сентября 1999 г. N 1067 (п. 8), подлежащего применению к периоду работы Блейчик Т.С. с 1 ноября 1999 г. по 28 февраля 2001 г, предусмотрены дошкольные образовательные учреждения: детский сад, детский сад общеразвивающего вида (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и других приоритетных направлений развития воспитанников), детский сад компенсирующего вида, детский сад присмотра и оздоровления, детский сад комбинированного вида, центр развития ребенка - детский сад, а в разделе "Наименование должностей" этого же списка - должность воспитателя.
В соответствии с постановлением ЦК КПСС и Совмина СССР от 21 мая 1959 г. N 558 "О мерах по дальнейшему развитию детских дошкольных учреждений, улучшению воспитания и медицинского обслуживания детей дошкольного возраста", действовавшего до 3 февраля 2020 г, было проведено объединение детских яслей и детских садов в единые дошкольные учреждения, которым дали бытовое название - детские комбинаты. Независимо от ведомственной принадлежности созданные детские комбинаты регистрировались в районном отделе народного образования с присвоением порядкового номера детского дошкольного учреждения и наделялись правами юридического лица.
В спорные периоды работы Блейчик Т.С. в детском комбинате "Незабудка" в должности воспитателя действовал Общесоюзный классификатор "Отрасли народного хозяйства", содержащий перечень учреждений дошкольного образования, в которых могла осуществляться педагогическая деятельность, которая служит основанием для назначения досрочной страховой пенсии по старости.
Согласно разделу 92400 3 Общесоюзного классификатора "Отрасли народного хозяйства", утвержденного 1 января 1976 г. и утратившего силу с 1 января 2003 г, к учреждениям дошкольного воспитания относятся детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.
Учитывая вышеприведенные нормы материального права, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы судебных инстанций о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периода работы Блейчик Т.С. с 8 апреля 1993 г. по 28 февраля 2001 г. в должности воспитателя в детском комбинате "Незабудка" являются правильными.
Отсутствие в Списках профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, дословного наименования "детские комбинаты" не может ограничивать право истца на пенсионное обеспечение, гарантированное ей законодательством, поскольку специальный стаж, по смыслу закона, определяется в зависимости от вида деятельности, связанной с воспитанием и образованием детей, при этом не может быть поставлен в зависимость от дословного наименования образовательного учреждения.
То обстоятельство, что учреждение, в котором работала истец, содержит в своем наименовании указание не на детский сад, а на детский комбинат, не может влиять на ее право в назначении досрочной пенсии, поскольку ее должность была связана с педагогической деятельностью, истец занималась воспитанием и обучением малолетних детей, планировала и организовывала их жизнедеятельность.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку не содержат каких-либо сведений, опровергающих выводы судов первой и апелляционной инстанций, основаны на неверном толковании норм пенсионного законодательства, регулирующего спорные правоотношения, фактически направлены на переоценку и иное толкование заявителем доказательств, собранных по делу, оспариванию обоснованности выводов судов об установленных по делу обстоятельствах.
Суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций.
Кроме того, доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования судов первой и апелляционной инстанций и им в обжалуемых судебных актах дана надлежащая правовая оценка.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст.379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 28 июля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 27 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.