Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Дударёк Н.Г.
судей Благодатских Г.В. и Попова А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 22RS0035-01-2020-000161-88 по иску Захарченко Марии Михайловны к администрации Немецкого национального района Алтайского края о признании решения незаконным и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий
по кассационной жалобе Захарченко М.М. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 сентября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Дударёк Н.Г, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Захарченко М.М. обратилась в суд с иском к администрации Немецкого национального района Алтайского края, просила признать незаконным и отменить решение жилищной комиссии администрации Немецкого национального района от 22 октября 2019 г. N 4, возложить на ответчика обязанность поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, мотивировав требования тем, что является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, в собственности жилых помещений не имеет, имеет право на обеспечение жильем в соответствии с Федеральным законом "О ветеранах".
Решением районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 25 июня 2020 г. исковые требования Захарченко М.М. удовлетворены. Признано решение жилищной комиссии администрации Немецкого национального района Алтайского края от 22 октября 2019 г, N 4 незаконным. Возложена на администрацию Немецкого национального района Алтайского края обязанность поставить Захарченко Марию Михайловну, ДД.ММ.ГГГГ рождения, на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как вдову участника Великой Отечественной войны.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 сентября 2020 г. решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 25 июня 2020 г. отменено, принято новое решение, которым Захарченко М.М. в удовлетворении требований к администрации Немецкого национального района Алтайского края о признании решения незаконным и возложении обязанности поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий отказано.
В кассационной жалобе Захарченко М.М. ставит вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 сентября 2020 г. как незаконного, принятого с нарушением норм материального и процессуального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно положениям части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции допущено не было.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Захарченко Мария Михайловна, ДД.ММ.ГГГГ рождения, является вдовой ветерана Великой Отечественной войны, 2 сентября 2008 г. ей выдано соответствующее удостоверение N, в связи с чем имеет право на льготы, предусмотренные статьей 21 Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
30 сентября 2019 г. Захарченко М.М. обратилась в администрацию Немецкого национального района Алтайского края с заявлением о принятии на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.
Решением жилищной комиссии администрации Немецкого национального района Алтайского края от 22 октября 2019 г. N Захарченко М.М. отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма, в соответствие с пунктом 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, основанием к отказу в постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении явилось то, что Захарченко М.М. имеет состав семьи в количестве 5 человек, с 15 марта 1991 г. проживает в жилом доме, общей площадью 75, 6 кв.м, который на праве собственности принадлежит ее дочери ФИО1, все проживающие в доме являются членами одной семьи, учетная норма жилья составляет 12 кв.м. общей площади на одного человека, а на заявителя приходится 15, 12 кв.м. общей площади.
Установлено, что Захарченко М.М. с 1991 г. зарегистрирована в доме "адрес", который принадлежит на праве собственности ее дочери ФИО1, дом общей площадью 75, 6 кв.м.
По месту жительства по указанному адресу зарегистрированы Захарченко М.М, ФИО1, внуки ФИО1 - ФИО2, ФИО3, не родственник ФИО4
Захарченко М.М. проживает в смежной (проходной) комнате площадью 11, 2 кв.м. Согласно договору найма жилого помещения от 1 октября 2019 г. ФИО1 предоставляет в пользование Захарченко М.М. комнату площадью 9 кв. м. за плату во владение и пользование для проживания в доме в "адрес". Кроме того, договором найма жилого помещения от 1 января 2019г, заключенного между ФИО1 и Захарченко М.М, сроком на 5 лет, Захарченко М.М. передается в пользование весь дом с оплатой за пользование 10 руб. в месяц.
Разрешая спор и удовлетворяя заявленные Захарченко М.М. требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 31, 54 Жилищного кодекса РФ, Указом Президента РФ от 7 мая 2008г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", установил, что Захарченко М.М. не является членом семьи собственника жилого помещения ФИО1, ведет с собственником раздельное хозяйство, следовательно, является нуждающейся в жилом помещении, представляемом по договору социального найма.
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда не согласилась с выводами суда первой инстанции, отменила решение суда и, руководствуясь положениями статей 31, 50, 51, 54 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 21, 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Постановлением администрации Немецкого национального района Алтайского края от 21 января 2016 г. N 21 "Об установлении на территории муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", установившего учетную норму площади жилого помещения по договору социального найма в размере 12 кв.м, исходя из того, что в пользовании истца находится жилое помещение площадью 75, 6 кв.м, пришла к выводу, что Захарченко М.М. обеспечена жилой площадью более учетной нормы и не является нуждающейся в жилом помещении, не установилаоснований для принятия истца на учет с целью обеспечения жильем как вдовы ветерана Великой Отечественной войны, приняла новое решение об отказе в удовлетворении иска.
Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, возлагает на нее обязанность обеспечивать государственную поддержку семьи, инвалидов, пожилых граждан и устанавливать иные гарантии социальной защиты (статья 7).
Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов" постановлено, что в связи с предстоящим 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем за счет средств федерального бюджета реализуется в порядке очередности путем их принятия на соответствующий учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" и требованиями жилищного законодательства.
В соответствии с положениями статьи 21 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации, В силу подпункта 4 пункта 1 статьи 21 названного Закона указанным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
Согласно части 4 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления. Размер такой нормы не может превышать размер нормы предоставления, установленной данным органом (часть 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 части 1 и части 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются граждане, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищная обеспеченность истца должна быть определена с учетом прав всех проживающих с ними членов семьи на все имеющиеся у них в собственности объекты, поскольку иное толкование указанной правовой нормы может привести к сверхнормативному обеспечению граждан жильем за счет государства.
Учитывая изложенные выше нормы права, наличие у членов семьи собственника жилого помещения права пользования этим жилым помещением предопределяет обязанность по его учету при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения.
При этом отношения, связанные с осуществлением права граждан (членов их семей) на жилище, регламентируются нормами жилищного законодательства, прежде всего Жилищным кодексом Российской Федерации, задающим общие параметры в этой сфере правового регулирования, включая определение критериев нуждаемости граждан в жилье, к которым относится учетная норма площади жилого помещения, определяющая уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях принятия их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Вопреки доводам кассационной жалобы, суд апелляционной инстанции верно определилюридически значимые обстоятельства, выводы суда не противоречат положениям Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов".
Отсутствие в собственности истца жилого помещения само по себе не свидетельствует о нуждаемости в жилом помещении, поскольку при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитываются жилые помещения, на которые лицо имеет право (часть 2 статья 51 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Истец, являясь членом семьи собственника жилого помещения с 1991 г, имеет право пользования жилым помещением по "адрес", общей площадью 75, 6 кв.м, право пользования которым имеют 5 человек, что выше учетной нормы в размере 12 кв.м. общей площади на одного человека в соответствии с Постановлением администрации Немецкого национального района Алтайского края от 21 января 2016 г. N 21
Право Захарченко М.М. как вдовы ветерана Великой Отечественной войны на предоставление жилого помещения по договору социального найма является ее правом и принадлежит ей исключительно в целях улучшения ее жилищных условий при наличии нуждаемости в соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как верно указано судом апелляционной инстанции, несмотря на заключение договора от 1 октября 2019 г. о предоставлении ФИО1 в пользование Захарченко М.М. комнаты площадью 9 кв.м. за плату во владение и пользование для проживания в доме в "адрес", Захарченко М.М. имеет равные права с собственником жилого дома по пользованию домом без каких-либо ограничений.
Учитывая Постановление администрации Немецкого национального района Алтайского края от 21 января 2016 г. N 21 "Об установлении на территории муниципального образования Немецкий национальный район Алтайского края учетной нормы площади жилого помещения и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма", которым установлена учетная норма жилого помещения 12 кв.м. общей площади на человека, с учетом общей площади жилого помещения, находящегося в пользовании истца, судом апелляционной инстанции обоснованно сделан вывод о том, что обеспеченность истца составляет 15, 6 кв.м, исходя из расчета 75, 6 кв.м. / 5, что превышает учетную норму.
Основываясь на положениях статей 49 и 51 Жилищного кодекса РФ, установив вышеуказанные обстоятельства судом апелляционной инстанции правомерно сделан вывод об отсутствии оснований для постановки Захарченко М.М. на жилищный учет.
Таким образом, судом апелляционной инстанции правильно определен характер правоотношений сторон и спор разрешен в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и требованиями закона.
Доводы кассационной жалобы о том, что Захарченко М.М. не поддерживает семейных отношений со своей дочерью ФИО1, не состоит на ее иждивении, не участвует в расходах на содержание дома, в ее пользование передана комната площадью 9 кв.м. без удобств, на выводы суда апелляционной инстанции не влияют, Захарченко М.М. в 1991г. вселена в жилое помещение к качестве члена семьи - матери собственника ФИО1, в связи с чем имеет равные права с собственником жилого дома по пользованию домом без каких-либо ограничений, проживание истца в комнате площадью 9 кв.м. свидетельствует о сложившемся между членами семьи порядке пользования жилым помещением.
Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи, в силу части 2 статьи 31 Жилищного кодекса РФ, имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.
В пункте 11 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений части 1 статьи 31 ЖК РФ, исходя из того, что для признания перечисленных в данной норме лиц, вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.
Доказательства, подтверждающие нуждаемость Захарченко М.М. в улучшении жилищных условий в соответствии с положениями Федерального закона "О ветеранах" и требованиями жилищного законодательства, в материалах дела отсутствуют.
Несогласие с выводами суда апелляционной инстанции само по себе не свидетельствует о нарушении судом норм материального и процессуального права и не может служить основанием для кассационного пересмотра судебного постановления, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам, суд кассационной инстанции не наделен, С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановленного по делу судебного постановления.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 1 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Захарченко М.М. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.