Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Кожевниковой Л.П, Богдевич Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-2443/2020 по иску Шипуль Юлии Васильевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе города Новосибирска (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении в стаж периодов, возложении обязанности по назначению пенсии
по кассационной жалобе Шипуль Юлии Васильевны на решение Ленинского районного суда города Новосибирска от 7 мая 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 24 сентября 2020 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Богдевич Н.В, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Шипуль Юлия Васильевна (далее-Шипуль Ю.В, истец) обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе города Новосибирска (межрайонное) (далее- ГУ "данные изъяты" (межрайонное), пенсионный орган, ответчик) о признании незаконным решения пенсионного органа от 23.12.19. об отказе в назначении досрочно страховой пенсии по п. 19 ч. 1 ст. 30 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", включении в специальный стаж периодов: 1) обучения в Беловском педагогическом училище с 01.09.89. по, 25.06.91, что составляет 1 год 09 месяцев 25 дней; 2) работы в детском саду N 27 (Шахта "Инская" П/О "Белоуголь"): с 28.09.95. по 04.07.98 - отпуска по уходу за ребенком (ДД.ММ.ГГГГ) до 1, 5лет и 3-х лет, что составляет 2 года 09 месяцев 07 дней; 3) Работы в детском саду N 481 комбинированного вида: С 06.09.06. по 31.08.08 - отпуска по уходу за ребенком ДД.ММ.ГГГГ) до 1, 5лет и 3-х лет, что составляет 1 год 11 месяцев 26 дней.
Также истица просила включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости периоды работы с 26.11.01. по 21.12.01, с 01.04.02. по 27.04.02, с 09.09.02. по 05.10.02, с 10.02.03. по 08.03.03, с 01.05.03. по 05.07.03, с 27.09.04. по 08.10.04, с 23.03.09. по 06.04.09, с 21.10.13. по 02.11.13 - курсы повышения квалификации; признать за право на досрочное назначение пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности не менее 25 лет на 10.12.19.
В обосновании своих требований истица ссылалась на то, что обратилась в ГУ УПФР в Ленинском районе города Новосибирска (межрайонное) с заявлением от 10 декабря 2019 года о назначении ей пенсии досрочно в связи с работой не менее 25 лет осуществлявшей педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста. Решением N от 23.12.19. специальный стаж истицы исчислен в 22 года 11 месяцев 17 дней, указанные выше периоды в специальный стаж не включены, всего не включено 7 лет 01 месяц 28 дней. Не согласившись с данным решением пенсионного органа, истица просила признать его незаконным, включить спорные периоды в ее специальный стаж, назначить досрочно страховую пенсию с момента обращения с соответствующим заявлением.
Решением Ленинского районного суда города Новосибирска от 07 мая 2020 года частично удовлетворен иск Шипуль Юлии Васильевны к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе города Новосибирска (межрайонное) о признании решения об отказе в назначении пенсии незаконным, включении в стаж периодов, возложении обязанности по назначению пенсии.
Обязано Государственное Учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском районе города Новосибирска (межрайонное) включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периоды работы с 26.11.01. по 21.12.01, с 01.04.02. по 27.04.02, с 09.09.02. по 05.10.02, с 10.02.03. по 08.03.03, с 01.05.03. по 05.07.03, с 27.09.04. по 08.10.04, с 23.03.09. по 06.04.09, с 21.10.13. по 02.11.13 - курсы повышения квалификации.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 24 сентября 2020 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Истец обратилась в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции и апелляционного определения суда апелляционной инстанции, как незаконных.
В судебное заседание суда кассационной инстанции стороны не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия, руководствуясь ч.5 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрела дело в отсутствие неявившихся лиц.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, находит, что такие нарушения не были допущены при рассмотрении настоящего дела судом первой и апелляционной инстанций, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела дело в пределах доводов кассационной жалобы.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 г. Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту также Федеральный закон "О страховых пенсиях").
По общему правилу, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", здесь и далее нормы Федерального закона "О страховых пенсиях" приведены в редакции, действовавшей на момент обращения истца в пенсионный орган).
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Аналогичные положения о праве на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 19 пункта 1 статьи 27) и Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 80).
При исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица (часть 8 статьи 3 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее также Список от 29 октября 2002 г. N 781);
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно (далее - Список от 6 сентября 1991 г. N 463).
В соответствии с п. п. 2, 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и. здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.59. N 1397 в стаж работы учителей и других работников просвещения, засчитывается, в том числе, время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность. Указанное время работы засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию.
Временем обучения в учебном заведении является период с момента зачисления лица, до его отчисления. Соответственно, основанием для зачета периода обучения в педагогическом учебном заведении в стаж для досрочного назначения пенсии является работа непосредственно до начала обучения и непосредственно после окончания обучения.
Согласно правовой позиции, изложенной в п. 27 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.12. N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до вступления в силу Закона Российской Федерации от 25.09.92. N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях, то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В соответствии с п. 2 постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22.08.89. N 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 01.12.89. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела, следует, что Шипуль Юлия Васильевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась 10.12.2019 за досрочным назначением страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением N 936249/19 от 23 декабря 2019 года отказано Шипуль Юлии Васильевне в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 ст. 30 Федерального от 28.12.2013 Закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ.
В общей сложности засчитано в страховой стаж для назначения пенсии досрочно 22 года 11 месяцев 17 дней.
Не засчитаны в стаж периоды работы, дающие право на пенсию:
- период обучения в Беловском педагогическом училище с 01.09.1989 по 25.06.1991, так как включение периода обучения в специальный стаж не предусмотрено Списком и Правилами от 29.10.2002 N 781, - В Детском саду N 27 (Шахта "Инская" п/о "Белоуголь"): С 28.09.1995 по 04.07.1998 - отпуска по уходу за ребенком (ДД.ММ.ГГГГ до 1, 5 лет и 3-х лет, - В Детском саду N 481 комбинированного вида: С 06.09.2006 по 31.08.2008 - отпуска по уходу за ребенком (ДД.ММ.ГГГГ.) до 1, 5 лет и 3-х лет, - с 26.11.2001 по 21.12.2001, с 01.04.2002 по 27.04.2002, с 09.09.2002 по 05.10.2002, с 10.02.2003 по 08.03.2003, с 01.05.2003 по 05.07.2003, с 27.09.2004 по 08.10.2004, с 23.03.2009 по 06.04.2009, с 21.10.2013 по 02.11.2013 - курсы повышения квалификации с сохранением заработной платы, Всего не зачтено 7 лет 01 месяц 28 дней.
Удовлетворяя частично исковые требования Шипуль Ю.В, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств, свидетельствующих о наличии у истицы необходимой продолжительности специального стажа, достаточного для досрочного назначения пенсии.
Отказывая в удовлетворении требований Шипуль Ю.В. о включении в специальный (педагогический) стаж периода ее учебы в Беловском педагогическом училище с 01.09.1989 по 25.06.1991, суд исходил из того что не соблюдено условие, предусмотренное абзацем 1 пункта 4 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановление Совмина СССР от 17.12.1959 N 1397 - наличие не менее 2/3 стажа педагогической деятельности (16 лет 08 месяцев).
Отказывая в удовлетворении исковых требований Шипуль Ю.В. о включении в специальный стаж периода ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком в Детском саду N 27 (Шахта "Инская" п/о "Белоуголь"): с 28.09.1995 по 04.07.1998 - отпуска по уходу за ребенком (ДД.ММ.ГГГГ р.) до 1, 5 лет и 3-х лет, в Детском саду N 481 комбинированного вида: с 06.09.2006 по 31.08.2008 - отпуска по уходу за ребенком (ДД.ММ.ГГГГ р.) до 1, 5 лет и 3-х лет, суд первой инстанции исходил из того, что данный вид отпуска включался в специальный стаж до 06 октября 1992 года, поскольку отпуск по уходу за ребенком истице был предоставлен после 6 октября 1992 года, оснований для включения в специальный стаж вышеуказанного спорного периода не имелось.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции согласилась с выводом суда первой инстанции, так как он мотивированы, соответствует фактическим обстоятельствам дела, представленным доказательствам, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в их совокупности в соответствии со ст. ст. 12, 56, 67 ГПК РФ, а также требованиям закона.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает, что приведенные выводы следует признать верными и обоснованными, постановленными при правильном применении норм материального и процессуального права.
Вопреки доводам кассационной жалобы выводы судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии у истца необходимых условий для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с положениями пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 ноября 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, подтверждаются представленными в материалы дела доказательствами, которые получили надлежащую правовую оценку в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Изложенные в кассационной жалобе Шипуль Ю.В. доводы о наличии оснований для включения в специальный стаж, предоставляющий право на досрочное пенсионное обеспечение, спорных периодов работы истца, поскольку в указанные периоды она осуществляла педагогическую деятельность в учреждениях для детей, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений, поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда.
В силу части 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведенном правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Представленные в суд апелляционной инстанции справки, выданные заведующей МБОУ д/с N "Зайчик" города Белово от 21.05.20. N, N, подтверждают факт работы Шипуль Ю.В. няней и воспитателем в данном детском учреждении с 06.07.88. по 07.08.88. и 17.07.90. по 11.08.90. соответственно.
В педагогическом училище города Белово истица обучалась в период с 01.09.89. по 25.06.91.
Таким образом, после увольнения 07.08.88. из ясли-сада, где Шипуль Ю.В. работала в течение одного месяца няней, прошло более одного года, а потому нельзя признать, что период работы истицы няней непосредственно предшествовал обучению, а потому основания для зачисления периода обучения в педагогическом училище в стаж отсутствовали.
Обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции доводы истицы о включении в специальный стаж периодов нахождения истицы в отпусках по уходу за детьми, поскольку в данных отпусках истица находилась после 06.10.92, что не позволило ни пенсионному органу, ни суду включить данные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсию.
Доводы кассационной жалобы тождественны доводам апелляционной жалобы истца, им была дана надлежащая правовая оценка, они обоснованно отвергнуты по мотивам, приведенным в апелляционном определении, направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств, что в силу статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судами норм материального и процессуального права, не опровергают правильность выводов судов и законность принятых ими судебных постановлений.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы заявителя.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Ленинского районного суда города Новосибирска от 7 мая 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 24 сентября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Шипуль Юлии Васильевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.