Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Шефер И.А. и Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N42RS0010-01-2019-000759-73 (2-416/2020) по иску Горина М.С. к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области" о взыскании денежной компенсации за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, процентов, компенсации морального вреда
по кассационной жалобе Горина М.С. на решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 17 июля 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда 6 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, объяснения представителя Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области - Кузбассу" Дмитриевой А.С, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Горин М.С. обратился в суд с иском к Федеральному государственному казенному учреждению "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области" о взыскании денежной компенсации за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени, процентов, компенсации морального вреда.
В обоснование заявленных требований указал, что в период с 1 октября 2016 г. по 11 декабря 2018 г. он проходил службу в Киселёвском филиале Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области" (далее - ФГКУ "УВО ВНГ России по Кемеровской области") в должности "данные изъяты"). Служба проходила в скользящем графике, работа сутками. Он периодически замещал начальника ПЦО, работая в эти периоды по пятидневному графику (40 часов в неделю), привлекаясь в это время на дежурства по 12 часов в выходные дни. Работа сверх установленной продолжительности рабочего времени за 2018 год составила 556 часов.
11 декабря 2018 г. он обратился к начальнику Киселёвского филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Кемеровской области" с рапортом о выплате денежной компенсации за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени за 2018 год, на что получил устный отказ.
С учетом уточнений исковых требований просил взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени за 2018 год в размере 249 121, 15 рублей, проценты за просрочку выплаты указанной компенсации в размере 57 074, 65 рублей за 444 дня по 28 февраля 2020 г. включительно, проценты за просрочку выплаты единовременного пособия с 12 по 29 декабря 2018 г. включительно в сумме 1273, 62 рубля, а также компенсацию морального вреда 20 000 рублей.
Решением Киселёвского городского суда Кемеровской области от 17 июля 2020 г. (с учетом определения от 3 сентября 2020 г. об исправлении описки) исковые требования Горина М.С. удовлетворены частично, постановлено:
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области" в пользу Горина М.С. о взыскании денежной компенсации за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени в размере 17 648, 40 руб.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области" в пользу Горина М.С. компенсацию за просрочку выплаты компенсации за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени в размере 4666, 39 руб.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области" в пользу Горина М.С. компенсацию за просрочку выплаты единовременного пособия 1193, 06 руб.
Взыскать с Федерального государственного казенного учреждения "Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области" в пользу Горина М.С. компенсацию морального вреда в размере 2000 руб.
В удовлетворении исковых требований Горина М.С. о взыскании денежной компенсации за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени в размере 231472, 75 руб, компенсации за просрочку выплаты компенсации за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени в размере 70404, 77 руб, компенсации за просрочку выплаты единовременного пособия в размере 80, 56 руб, компенсации морального вреда в размере 18 000 руб. - отказать.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 октября 2020 г. решение суда первой инстанции в части взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени в размере 17 648, 40 руб, компенсации за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени в размере 4666, 39 руб. отменено, принято в отмененной части новое решение, которым истцу в удовлетворении вышеперечисленных требований отказано. В остальной обжалуемой части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Гориным М.С. ставится вопрос об отмене решения Киселевского городского суда Кемеровской области от 17 июля 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 6 октября 2020 г.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что Горин М.С. проходил службу в войсках национальной гвардии с 1 октября 2016 г. по 11 декабря 2018 г, последняя занимаемая должность - дежурный пункта централизованной охраны Отдела вневедомственной охраны по городу Киселёвску - филиала ФГКУ "УВО ВНГ России по Кемеровской области". Приказом от 11 декабря 2018 г. N 118л/с Горин М.С. уволен по пункту 4 части 2 статьи 82 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", то есть по выслуге лет, дающей право на получение пенсии.
С настоящим исковым заявлением Горин М.С. обратился 29 марта 2019 г.
Разрешая спор и частично удовлетворяя требования истца Горина М.С, суд первой инстанции исходил из установленных при рассмотрении дела фактов нарушения трудовых прав истца, выразившихся, в том числе: в просрочке выплаты истцу единовременного пособия при увольнении в размере 137 126, 35 руб. (указанное пособие должно было быть выплачено в день увольнения 11 декабря 2018 г, а фактически выплата произведена только 29 декабря 2018 г, в связи с чем суд пришел к выводу о том, что с ответчика в пользу истца подлежит присуждению компенсация за просрочку указанной выплаты за период с 12 декабря 2018 г. по 29 декабря 2018 г. в размере 1263, 91 руб.); в неоплате на основании рапорта истца при увольнении работы сверх установленной нормативной продолжительности, работы в ночное время и праздничные дни, которая составила более 120 часов (в связи с чем с применением положений специального законодательства (приказа Росгвардии от 26 сентября 2017 г. N), суд пришел к выводу, что в пользу истца подлежит взысканию компенсация за сверхурочную работу за 120 часов в размере 17 648, 40 руб, а также компенсация за просрочку выплаты данной компенсации при увольнении за период с 12 декабря 2018 г. по 22 июня 2020 г. в размере 4 666, 39 руб.); и в связи с установленными нарушениями трудовых прав истца суд пришел к выводу о наличии оснований для взыскания в пользу Горина М.С. компенсации морального вреда в размере 2000 руб.
Гориным М.С, представителем ФГКУ "УВО ВНГ России по Кемеровской области" были поданы апелляционные жалобы на решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 17 июля 2020 г, в которой они просили отменить решение суда первой инстанции.
Суд апелляционной инстанции, рассмотрев дело по апелляционной жалобе Горина М.С, ФГКУ "УВО ВНГ России по Кемеровской области", решение суда первой инстанции в части взыскания с ответчика в пользу истца денежной компенсации за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени в размере 17 648, 40 руб, компенсации за работу сверх установленной продолжительности рабочего времени в размере 4666, 39 руб. отменил, принял в отмененной части новое решение, которым истцу в удовлетворении вышеперечисленных требований отказал. В остальной обжалуемой части решение суда первой инстанции оставил без изменения.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами судов первой и апелляционной инстанций не находит.
Отношения, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел, регулируются федеральным законом от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Порядок и условия прохождения службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации урегулированы Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации".
В соответствии с частью 1 статьи 44 Федерального закона от 3 июля 2016г. N 227-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О войсках национальной гвардии Российской Федерации" на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и литр находящихся (находившихся) на их иждивении, распространяются положения частей 3-10 статьи 43 и части 6 статьи 46 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ "О полиции", Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (за исключением положений части 4 статьи 10, пункта 21 части 1, частей 2 и 3 статьи 11, части 2 статьи 12, части 3 статьи 13, статьи 76 указанного Федерального закона).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 2.2 определения от 23 октября 2014 г. N 2306-О, служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц (постановление от 6 июня 1995 г. N 7-П, определения от 21 декабря 2004 г. N 460-О, от 16 апреля 2009 г. N 566-О-О и от 25 ноября 2010 г. N 1547-О-О).
Определяя службу в органах внутренних дел как особый вид государственной службы, законодателем регламентированы, в том числе условия и прохождения указанной службы, а также вопросы компенсаций и социальных гарантий, связанных с особыми условиями несения данной службы.
Частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определено, что служебное время - это период времени, в течение которого сотрудник внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени. Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю.
Вместе с тем частью 5 статьи 53 указанного Федерального закона предусмотрено, что ненормированный служебный день устанавливается для сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности руководителей (начальников) из числа должностей старшего и высшего начальствующего состава. Приказом руководителей федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя может устанавливаться ненормированный служебный день для сотрудников, замещающих иные должности, определяемые перечнем должностей в органах внутренних дел, утвержденным федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. Сотрудниками, для которых установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 настоящего Федерального закона.
Частью 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено, что сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Согласно статье 58 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" сотрудника органов внутренних дел устанавливаются следующие виды дополнительных отпусков, в том числе за ненормированный служебный день (пункт 4 часть 1). Дополнительный отпуск за ненормированный служебный день продолжительностью не менее 3 и не более 10 календарных дней предоставляется сотрудникам органов внутренних дел в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (часть 5 статьи 58).
В порядке реализации положений части 6 статьи 53 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" приказом Росгвардии от 14 сентября 2017 г. N 382 утвержден Порядок привлечения лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальней продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, предоставления лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардий Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, дополнительных дней отдыха (данный приказ зарегистрирован в Минюсте России 5 октября 2017 г. N 48439).
В соответствии с пунктом 11 приказа установлено, что сотрудники, которым установлен ненормированный служебный день, могут эпизодически привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени по решению прямого руководителя (начальника). За выполнение указанными сотрудниками служебных обязанностей сверх установленной для них нормальной продолжительности служебного времени компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности не предоставляется. Сотрудникам, которым установлен ненормированный служебный день, предоставляется дополнительный отпуск в соответствии с частью 5 статьи 58 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом начальника ФГКУ "УВО ВНГ России по Кемеровской области" от 12 октября 2016 г. Nл/с старший лейтенант полиции Горин М.С. назначен на должность дежурного пункта централизованной охраны Киселевского филиала ФГКУ "УВО ВНГ России Кемеровской области".
Согласно статье 8 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. N 342-ФЗ "О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", звание старшего лейтенанта полиции относится к должностям среднего начальствующего состава.
Приказом Росгвардии от 22 августа 2017 г. N 366 утвержден порядок предоставления дополнительного отпуска за ненормированный служебный день лицам, проходящим службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющим специальные звания полиции, а также Перечень должностей лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, при замещении которых может устанавливаться дополнительный отпуск за ненормированный служебный день (указанный приказ зарегистрирован в Минюсте России 8 сентября 2017 г. N 48117). Утвержденный перечень включает должности среднего начальствующего состава в подразделениях вневедомственной охраны (пункт 2 данного Перечня).
На основании данного приказа Росгвардии приказом начальника ФГКУ "УВО ВНГ России по Кемеровской области" от 30 ноября 2017 г. N 238, утверждены Правила внутреннего служебного распорядка ФГКУ "УВО ВНГ России по Кемеровской области", а также определено, что ненормированный служебный день устанавливается для всех сотрудников ФГКУ УВО ВНГ России по Кемеровской области", замещающих должности старшего начальствующего состава.
Таким образом суд пришел к выводу о том, что истцу был установлен ненормированный служебный день. При указанных обстоятельствах, принимая во внимание нормы специального законодательства, регламентирующего вопросы службы сотрудниками органов Росгвардии, в качестве правовой гарантии, компенсирующей работу истца в связи с привлечением его к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени (при установленном ненормированном служебном дне) истец имел право на дополнительный оплачиваемый отпуск.
Судом на основании имеющихся в деле доказательств установлено, что Горину М.А. на день увольнения 11 декабря 2018 г. выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени компенсировано в полном объеме - предоставлением дополнительного отпуска в количестве 7 календарных дней, которые он использовал.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца в части требований о взыскании компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени и процентов за задержку данной выплаты.
В части присуждения истцу компенсации в размере 17 648, 40 рублей, в том числе за работу в ночное время и выходные дни судом первой инстанции, то суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что оснований присуждения истцу данной суммы не имелось ввиду того, что истцом требования о взыскании компенсации за работу в ночное время, и выходные дни не заявлялось, в то время как в силу части 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Кроме того, суд апелляционной инстанции указал на то, что из приобщенных к делу расчетных листков за 2018 год следует, что денежная компенсация истцу за работу в ночное время и выходные, дни начислялась и выплачивалась в составе денежного довольствия, выплачиваемого в соответствующие периоды.
Доводы жалобы истца, указавшего на несогласие с размером присужденной судом первой инстанции компенсации за работу сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени и полагающего необходимым, проведения расчета указанной компенсации с применением положений Трудового кодекса Российской Федерации, обоснованно отклонены судом апелляционной инстанции, как основанные на неправильном толковании материального закона, поскольку, вопросы служебного времени, а также предоставления компенсаций за службу в особых условиях, каковой является служба сотрудников органов внутренних дел, регламентированы нормами специального законодательства, оснований для применения к возникшим правоотношениям норм Трудового кодекса Российской Федерации, а также разъяснений об их применении - не имеется.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд первой инстанции, принимая во внимание фактические обстоятельства, при которых был причинен моральный вред истцу, степень вины ответчика, индивидуальные особенности истца, характер причиненных истцу нравственных страданий, и с учетом принципов разумности и справедливости, правомерно определилразмер компенсации морального вреда в размере 2000 руб.
Приведенные Гориным М.С. в кассационной жалобе доводы о наличии оснований для взыскания денежной компенсации за сверхурочную работу, являлись предметом проверки суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку установленных обстоятельств и представленных доказательств, а потому основанием к отмене судебных актов являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Выводы, в обжалуемой части истцом содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции. Нарушений норм материального либо процессуального права, влекущих отмену состоявшихся по делу судебных актов, не допущено.
Оснований для отмены судебных постановлений по доводам кассационной жалобы судебная коллеги по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не усматривает.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены решения Киселевского городского суда Кемеровской области от 17 июля 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда 6 октября 2020 г.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Киселевского городского суда Кемеровской области от 17 июля 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда 6 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Горина М.С. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.