Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Шефер И.А. и Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N42RS0002-01-2019-003971-44 (2-315/2020) по иску Кудиновой Т.Ю. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Белово Кемеровской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии
по кассационной жалобе Кудиновой Т.Ю. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда 8 октября 2020 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, объяснения Кудиновой Т.Ю. и ее представителя Шпанкиной И.Г, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кудинова Т.Ю. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Белово Кемеровской области (межрайонное) (далее - УПФР в г. Белово Кемеровской области (межрайонное)) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии.
Требования мотивированы тем, что 11 июня 2019 г. она обратилась в УПФР в г. Белово Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" как лицо, осуществляющее врачебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Решением ответчика от 16 сентября 2019 г. N ей отказано в установлении пенсии по причине отсутствия требуемого специального стажа, однако с данным решением истец не согласна.
Отказывая во включении в специальный страховой стаж периода работы истца с 5 марта 1994 г. по 31 марта 2001 г. (7 лет 27 дней) в качестве фельдшера в медицинской службе в АО "Разрез Красный Брод" АО "Кузбассразрезуголь", пенсионный фонд указал на то, что в АО "Разрез Красный Брод" отсутствовало подразделение "медицинская служба", следовательно, не выполнялись требования пункта 6 Правил от 29 октября 2002 г. N 781.
Полагает, что должностные обязанности, исполняемые ею в течение спорного периода работы, соответствовали обязанностям фельдшера. Она работала в штатной должности фельдшера, полный рабочий день и на установленную ставку заработной платы.
При этом постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено наименование должности "фельдшер", работа в которой дает право на досрочное назначение пенсии по старости.
Держателем архива "Краснобродский угольный разрез" филиал АО "УК "Кузбассразрезуголь" были предоставлены справки, уточняющие характер работы или условий труда. Две справки с различной формулировкой. Так, в одной в спорный период указано место работы истца как фельдшер в здравпункте, а в другой - фельдшер в медицинской службе.
Весь спорный период работы она осуществляла деятельность, непосредственно связанную с лечением больных и оказанием медицинской помощи работникам разреза.
Стаж работы Кудиновой Т.Ю, дающий ей право на назначение пенсии за выслугу лет на дату обращения за назначением пенсии составляет:
- засчитанный пенсионным фондом: 17 лет 6 месяцев 18 дней по состоянию на 31 декабря 2018 г.
- не засчитанный пенсионным фондом период: с 5 марта 1994 г. по 31 марта 2001 г. (7 лет 27 дней) в качестве фельдшера в медицинской службе в АО "Разрез Красный Брод" АО "Кузбассразрезуголь".
В 2019 году на дату подачи заявления стаж истца составлял с 1 января 2019 г. по 11 июня 2019 г. - 5 месяцев 11 дней.
Итого стаж работы в вышеперечисленный период составляет: 25 лет 26 дней.
Считает, что включение оспариваемого периода в ее специальный стаж дает ей право на назначение досрочной страховой пенсии спустя 6 месяцев с даты возникновения права, то есть с 11 декабря 2019 г.
Просила признать незаконным решение УПФР г. Белово Кемеровской области (межрайонное) от 16 сентября 2019 г. N об отказе в установлении пенсии, обязать ответчика включить в ее специальный страховой стаж в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" период работы с 5 марта 1994 г. по 31 марта 2001 г. (7 лет 27 дней) в качестве фельдшера в медицинской службе в АО "Разрез Красный Брод" АО "Кузбассразрезуголь" и произвести начисление пенсии с 11 декабря 2019 г.
Решением Беловского городского суда Кемеровской области от 27 мая 2020 г. исковые требования Кудиновой Т.Ю. удовлетворены, постановлено:
Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белово Кемеровской области (межрайонное) от 16 сентября 2019 г. N в части невключения в специальный страховой стаж Кудиновой Т.Ю. периода работы с 5 марта 1994г. по 31 марта 2001 г.
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белово Кемеровской области (межрайонное) включить в специальный страховой стаж, требуемый для установления пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", период работы Кудиновой Т.Ю. с 5 марта 1994 г. по 31 марта 2001 г. в качестве фельдшера в медицинской службе в АО "Разрез Красный Брод" АО "Кузбассразрезуголь".
Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Белово Кемеровской области (межрайонное) назначить Кудиновой Т.Ю. досрочную страховую пенсию по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 11 декабря 2019 г.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 октября 2020 г. решение суда первой инстанции отменено, принято по делу новое решение об отказе Кудиновой Т.Ю. в удовлетворении исковых требований.
В поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции кассационной жалобе Кудиновой Т.Ю. ставится вопрос об отмене апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 октября 2020 г, как незаконного.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела в кассационном суде общей юрисдикции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит жалобу не подлежащей удовлетворению.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (статья 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 11 июня 2019 г. Кудинова Т. Ю. обратилась в УПФР в г. Белово Кемеровской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии.
16 сентября 2019 г. решением УПФР в г. Белово Кемеровской области (межрайонное) N отказано в установлении пенсии Кудиновой Т.Ю. по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" ввиду отсутствия требуемого специального стажа.
Специальный стаж Кудиновой Т. Ю. по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" на 31 декабря 2018 г. составляет 17 лет 6 месяцев 18 дней.
В специальный стаж по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" не засчитаны следующие периоды работы: с 5 марта 1994 г. по 31 марта 2001 г. (7 лет 27 дней) фельдшер в медицинской службе в АО "Разрез Красный Брод" АО "Кузбассразрезуголь".
Разрешая требования истца о включении в специальный страховой стаж периода работы с 5 марта 1994 г. по 31 марта 2001 г. (7 лет 21 дней) в качестве фельдшера в медицинской службе в АО "Разрез Красный Брод" АО "Кузбассразрезуголь", суд первой инстанции пришел к выводу, что Кудинова Т.Ю. в спорный период осуществляла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в должности фельдшера в медицинской службе (здравпункте) АО "Разрез Красный Брод" АО "Кузбассразрезуголь", который является структурным подразделением предприятия промышленности, предназначенное для оказания первичной медицинской помощи рабочим, имеющим лицензию на осуществление медицинской деятельности, в связи с чем указанный период подлежит зачтению в страховой стаж, в связи с чем обязал УПФРФ в г. Белово Кемеровской области (межрайонное) назначить Кудиновой Т.Ю. досрочную страховую пенсию по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, полагая, что данные выводы не основаны на нормах закона.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции не находит.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного Закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, - осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие в том числе в сельской местности не менее 25 лет, лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При исчислении периодов работы, дающей право, на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством Российской Федерации. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Пунктом 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 г. N 1920-О).
Исходя из положений статей 96 (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений), 120 (в редакции, действовавшей до 1 сентября 2014 г.) Гражданского кодекса Российской Федерации, акционерное общество и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.
Основным условием, предъявляемым законодательством при определении права на досрочную пенсию в связи с осуществлением лечебной деятельности, является выполнение работы в должностях и учреждениях, предусмотренных соответствующими Списками. Медицинская служба акционерных обществ не предусмотрена Списками и не относится к структурным подразделениям, предусмотренным пунктом 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период спорных правоотношений).
В пункте 6 Правил исчисления периодов работы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, в редакции до постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 449, предусмотрено, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке, предусмотренном данными правилами, работа в должностях, указанных в списке: в медико-санитарных частях, медицинских частях, амбулаториях, лазаретах, поликлиниках, поликлинических отделениях, кабинетах (рентгеновских подвижных и стоматологических подвижных), группах специализированной медицинской помощи (военного округа, флота), группах медицинского обеспечения, медицинской службе, медицинской группе, военно-медицинских службах, стационарах, санитарно-эпидемиологических лабораториях, санитарно-контрольных пунктах, медицинских ротах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных организаций (воинских частей).
В приведенном пункте 6 Правил речь идет о медицинских пунктах, фельдшерских здравпунктах, которые являются структурными подразделениями организаций, относящихся к воинским частям.
Однако Кудинова Т.Ю. работала фельдшером в медицинской службе в АО "Разрез Красный Брод" АО "Кузбассразрезуголь", которая не относится к категории медицинской службы воинской части, в связи с чем положения пункта 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", к спорным отношениям не применимы и медицинская служба в АО "Разрез Красный Брод" АО "Кузбассразрезуголь" не являлся учреждением здравоохранения.
Приведенные выше обстоятельства судом апелляционной инстанции при разрешении спора правильно приняты во внимание.
Выводы суда апелляционной инстанции соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Доводы кассатора основаны на неверном толковании норм материального права, по своей сути выражают несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения кассационной жалобы Кудиновой Т.Ю. и отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 8 октября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Кудиновой Т.Ю. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.