Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Лавник М.В, судей Шефер И.А. и Кожевниковой Л.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N42RS0009-01-2020-004703-47 (2-2935/2020) по иску Лисовой И.А. к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного Фонда РФ в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости
по кассационной жалобе Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) на решение Центрального районного суда г.Кемерово от 3 сентября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 ноября 2020 г, которыми исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Шефер И.А, объяснения Лисовой И.А, возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Лисовая И.А. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области (межрайонное) (далее УПФР в г. Кемерово Кемеровской области (межрайонное)) о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указала, что 26 марта 2019 г. она обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Комиссия по пенсионным вопросам УПФР в г. Березовском Кемеровской области (межрайонное) решением от 28 июня 2019 г. N отказала ей в назначении пенсии по причине недостаточности педагогического стажа, исключив из стажа периоды:
- с 9 октября 2000 г. по 19 октября 2000 г, с 24 февраля 2005 г. по 25 февраля 2005 г, с 5 декабря 2008 г. по 25 декабря 2008 г, с 9 марта 2016 г. по 12 марта 2016 г, с 12 апреля 2016 г. по 14 апреля 2016 г. - курсы повышения квалификации;
- с 7 декабря 2009 г. по 26 декабря 2009 г, с 20 мая 2010 г. по 8 июня 2010 г, с 10 января 2011 г. по 3 февраля 2011 г, с 11 января 2012 г. по 4 февраля 2012 г, с 8 июня 2012 г. по 2 июля 2012 г, с 12 ноября 2012 г. по 6 декабря 2012г, с 9 апреля 2013 г. до 28 мая 2013 г. - учебные отпуска;
- с 16 августа 1993 г. по 12 ноября 1996 г. - работу в должности учителя начальных классов в школе-лицее "Жiбек жолы" в республике Казахстан, так как не поступил ответ на запрос Пенсионного фонда, а справку, присланную ранее, Пенсионный фонд не принял во внимание.
Без спорных периодов на дату обращения 26 марта 2019 г. её специальный страховой стаж составил 23 года 0 месяцев 3 дня при необходимом 25 лет, а со спорными периодами 26 лет 7 месяцев 1 день.
Считает данное решение незаконным и необоснованным, так как спорные периоды должны были засчитать с педагогический стаж, учитывая, что повышение квалификации для нее являлось обязательным условием выполнения работы, в эти периоды выплачивались страховые взносы в пенсионный фонд.
Указывает, что в 2016 г. пенсионный орган принял у нее справку о подтверждении педагогического стажа из республики Казахстан, как соответствующую требованиям. В 2018 г. пенсионный орган получил ответ на запрос из школы-лицея о невозможности представить информацию, так как документы переданы в архив. Ей пришлось самой обращаться в архив.
С учетом отказа от иска в части включения в стаж периодов учебных отпусков, просила суд признать незаконным отказ УПФР в г. Березовском Кемеровской области (межрайонное) в назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью, изложенный в решении об отказе в установлении пенсии от 28 июня 2019 г. N; обязать УПФР в г. Березовском Кемеровской области (межрайонное) включить периоды с 9 октября 2000 г. по 19 октября 2000 г, с 24 февраля 2005 г. по 25 февраля 2005 г, с 5 декабря 2008 г. по 25 декабря 2008 г, с 9 марта 2016 г. по 12 марта 2016 г, с 12 апреля 2016 г. по 14 апреля 2016 г. нахождения на курсах повышения квалификации в стаж, дающий право для назначения досрочной страховой пенсии по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях"; зачесть в педагогический стаж период работы с 16 августа 1993 г. по 26 июля 1996 г. в должности учителя начальных классов в школе-лицее "Жiбек жолы" в республике Казахстан и включить данные периоды работы в педагогический стаж, назначить пенсию с 26 марта 2019 г, произвести начисление пенсии с учетом этих периодов с момента обращения за назначением пенсии, взыскать с ответчика расходы по оплате госпошлины в сумме 300 рублей.
Решением Центрального районного суда г. Кемерово от 3 сентября 2020г. исковые требования удовлетворены частично, постановлено:
Признать незаконным решение УПФР в г. Березовском Кемеровской области N от 28 июня 2019 г. в части невключения в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периода работы Лисовой И.А. с 16 августа 1993 г. по 26 июля 1996 г.
Обязать УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) включить в стаж работы, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости период работы Лисовой И.А. с 16 августа 1993 г. по 26 июля 1996 г. в должности учителя начальных классов в школе-лицее "Жiбек жолы" в республике Казахстан.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) назначить Лисовой И.А. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 26 марта 2019 г.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) в пользу Лисовой И.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 ноября 2020 г. решение Центрального районного суда г. Кемерово Кемеровской области от 3 сентября 2020 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, начальником УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) Денисовой А.А. поставлен вопрос об отмене решения Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 3 сентября 2020 г, апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 ноября 2020 г, как незаконных.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит необходимым жалобу представителя УПФР в г. Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) Денисовой А.А. оставить без удовлетворения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 26 марта 2019г. Лисовая И.А. обратилась в отдел ПФР в г. Березовском Кемеровской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
Решением УПФР в г. Березовском Кемеровской области от 28 июня 2019г. N Лисовой И.А. отказано в назначении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального трудового стажа, указано, что стаж составляет 23 года 0 месяцев 3 дня при необходимом 25 лет.
При этом в педагогический стаж истцу не засчитаны следующие периоды: с 9 октября 2000 г. по 19 октября 2000 г, с 24 февраля 2005 г. по 25 февраля 2005 г, с 5 декабря 2008 г. по 25 декабря 2008 г, с 9 марта 2016 г. по 12 марта 2016 г, с 12 апреля 2016 г. по 14 апреля 2016 г. - курсы повышения квалификации;
- с 16 августа 1993 г. по 12 ноября 1996 г. - учитель начальных классов в школе-лицее "Жiбек жолы" в республике Казахстан, в связи с отсутствием ответа на запрос о подтверждении факта данной работы.
Из трудовой книжки истца следует, что она работала в период с 16 августа 1993 г. по 12 ноября 1996 г. в должности учителя начальных классов в школе-лицее "Жiбек жолы" в республике Казахстан.
Согласно справке от 18 августа 2016 г. N, выданной КГУ школы-лицея "Жiбек жолы", Лисовая И.А. работала учителем начальных классов в школе-лицее "Жiбек жолы" с 16 августа 1993 г. по 12 ноября 1996 г. (приказ от 16 августа 1993 г. N 3) на 1 ставку. За период работы курсы повышения квалификации не проходила. Отпуск без сохранения заработной платы не предоставлялся. Период получения по больничному листу по беременности и родам: с 20 февраля 1994 г. по 20 мая 1994 г. Отпуск по уходу за ребёнком не предоставлялся.
Из архивной справки КГУ "Государственный архив Шуского района" управления культуры, архивов и документации акимата Жамбылской области республики Казахстан от 14 февраля 2020 г. следует, что в лицевых счетах по начислению заработной платы с августа 1993 года по ноябрь 1996 года Лисовая И.А. проходит как учитель.
Разрешая спор и частично удовлетворяя требования истца, суд первой инстанции пришел к выводу о возможности зачета в специальный стаж истца периода её работы с 16 августа 1993 г. по 26 июля 1996 г. в должности учителя начальных классов в школе-лицее "Жiбек жолы", осуществлявшейся на территории Республики Казахстан; отказал во включении в стаж периодов прохождения курсов повышения квалификации, указав на отсутствие доказательств выполнения истцом в данные периоды педагогической деятельности, а также возложил на ответчика обязанность назначить истцу досрочную пенсию с 26 марта 2019 г.
Суд апелляционной инстанции с решением суда первой инстанции согласился.
Выводы судов в части отказа включить в педагогический стаж истца вышеуказанный спорный период её работы учителем начальных классов с 27 июля 1996 г. по 12 ноября 1996 г, а также курсы повышения квалификации, по доводам жалобы стороной ответчика не оспариваются, в связи с чем предметом проверки суда кассационной инстанции не являются.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции с данными выводами суда первой и апелляционной инстанций соглашается.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в редакции, действовавшей на день обращения истца с заявлением о назначении пенсии, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, в том числе лицам не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с часть 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", согласно части 3 статьи 30 данного Федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в частью 4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
В целях реализации положений статьи 30 указанного Закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "м" пункта 1 данного постановления при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N781 "О Списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (Приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, определено, что периоды выполнявшейся до 1 сентября 2000 г. работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), а начиная с 1 сентября 2000 г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев, определенных этими правилами.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 г. "О гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения", в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 этого же Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию, в том числе пенсии на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Поскольку в соответствии с соглашением от 8 декабря 1991 г. "О создании Содружества Независимых Государств", ратифицированным Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 г. N 2014-1, Союз ССР прекратил свое существование 12 декабря 1991 г, то из буквального толкования пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. следует, что для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный за весь период существования СССР вплоть до распада 12 декабря 1991 года, а после распада этих государств - до 13 марта 1992 г.
Письмом Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 31 января 1994 г. N 1-369-18 разъяснялось, что при назначении пенсии гражданам, прибывшим в Россию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г. может быть учтен и трудовой стаж, приобретенный на территории бывшего СССР за время после 13 марта 1992 г.
Согласно Решению Экономического Суда СНГ N 01-1/6-04 от 7 апреля 2005 г. "О толковании применения пункта 2 статьи 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года" в соответствии с положениями пункта 2 статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 г. для установления права на пенсию гражданам государств-участников Соглашения, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитываются: трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории любого из государств-участников Соглашения; трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории бывшего Союза ССР за время до вступления в силу Соглашения.
Из изложенного следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж педагогической деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств-участников Соглашения от 13 марта 1992 г, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 г. (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 1 января 2002 г. стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
В соответствии со статьей 37 Закона Республики Казахстан от 17 июня 1991 г. N 675-XII "О пенсионном обеспечении граждан в Республике Казахстан" право на пенсию за выслугу лет имели учителя, непосредственно занятые на педагогической работе в школе, - при стаже указанной работы не менее 25 лет.
Действие статьи 37 вышеуказанного Закона Республики Казахстан было приостановлено до 1 января 2001 г. в соответствии со статьями 2, 5 Закона Республики Казахстан от 16 июля 1996 г. N 32-I "О внесении изменений и дополнений в Закон Казахской СССР "О пенсионном обеспечении граждан в Казахской СССР" со дня опубликования Закона от 16 июля 1996 г. N 32-I (с 27 июля 1996 г.).
Институт досрочной пенсии педагогическим работникам в Республике Казахстан отменен в связи с принятием Закона Республики Казахстан от 20 июня 1997 г. N136-1 с 1 января 1998 г.
Суды, исходя из приведенного выше законодательства, пришли к выводу о том, что в педагогический стаж истца подлежат включению периода работы с 16 августа 1993 г. по 26 июля 1996 г, поскольку представленными в дело документами подтвержден тот факт, что истец в указанный период времени работала в должности учителя в государственном образовательном учреждении (школа, лицей), то есть работала в должности и в учреждении, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, пенсионное законодательство Республики Казахстан в указанный период также предусматривало назначение пенсий за выслугу лет педагогическим работникам, в связи с чем правовых оснований для исключения вышеуказанного периода работы истца из стажа педагогической деятельности у ответчика не имелось
Кроме того, отсутствие закона об установлении пенсии на льготных основаниях в государствах - участниках Соглашения от 13 марта 1992 г, в данном случае в Республике Казахстан, не является основанием к отказу в учете периодов работы истца, протекавших на территории этого государства, в специальный стаж в силу изложенных выше норм материального права.
Судом апелляционной инстанции также были проверены доводы ответчика в части неверного указания срока назначения истцу досрочной пенсии которые были отклонены по основаниям, указанным в обжалуемом апелляционном определении со ссылками на нормы законодательства.
Согласно положениям статьи 22 Федерального закона N 400-ФЗ от 28 декабря 2013 г. "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Выводы судов соответствуют положениям норм материального права, регулирующим спорные правоотношения сторон, сделаны на основании совокупности проанализированных судом доказательств и при правильном установлении обстоятельств, имеющих значение по делу.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, были предметом правовой оценки суда апелляционной инстанции.
Доводы жалобы выводы судов не опровергают, не подтверждают нарушений норм материального права и норм процессуального права, по существу доводы жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что не входит в полномочия кассационного суда.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые могли бы явиться основанием для изменения или отмены судебных актов или которые привели или могли привести к принятию неправильных судебных актов по доводам кассационной жалобы, судебной коллегией не установлено.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Центрального районного суда города Кемерово Кемеровской области от 3 сентября 2020 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Кемеровского областного суда от 19 ноября 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Кемерово Кемеровской области - Кузбасса (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.