Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Головкиной Л.А.
судей Семеновой И.А, Морозковой Е.Е.
при секретаре Карасевой Е.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Государственная кадастровая оценка" на решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 сентября 2020 года по административному делу N 3а-192/2020 по административному исковому заявлению ФИО9 об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Заслушав доклад судьи Головкиной Л.А, судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
Шукюров З.Г.о. обратился в суд Ямало-Ненецкого автономного округа с административным иском, в котором с учетом уточнения в порядке статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, просил установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей, по состоянию на 5 февраля 2020 года.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что кадастровая стоимость земельного участка определенная в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки и существенно превышает его рыночную стоимость, что нарушает его права как арендатора и плательщика арендной платы.
Судом в качестве административного соответчика к участию в деле привлечено Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Государственная кадастровая оценка".
Решением суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 сентября 2020 года административный иск удовлетворен. Суд установилкадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", в размере равной его рыночной стоимости "данные изъяты" рубля рублей, по состоянию на 5 февраля 2020 года.
Дата подачи заявления Шукюрова З.Г.о. о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка установлена 13 июля 2020 года.
В апелляционной жалобе Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Государственная кадастровая оценка" просит отменить решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 сентября 2020 года, считая его незаконным и необоснованным, постановленным на недостоверных сведениях о величине рыночной стоимости объекта недвижимости, поскольку отчет об оценке, положенный в основу решения, составлен с нарушением требований Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон об оценочной деятельности) и федеральных стандартов оценки (далее - ФСО).
Административным истцом представлены возражения на апелляционную жалобу, административным ответчиком Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа представлен отзыв на апелляционную жалобу.
Стороны, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Представителями административных ответчиков Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа, Государственного бюджетного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Государственная кадастровая оценка" заявлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей. На основании части 1 статьи 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с учетом положений частей 8 и 9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, приходит к следующим выводам.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и статье 24.18 Закона об оценочной деятельности результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в том числе путем установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Положения Закона об оценочной деятельности применяются к правоотношениям, связанным с государственной кадастровой оценкой, начатой до вступления в силу Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (абзац 4 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности).
Согласно статье 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, признается достоверной, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
В соответствии с разъяснениями постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" по делам о пересмотре кадастровой стоимости лица, участвующие в деле, обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений (пункт 19); в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (статьи 77, 78 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации) (пункт 23).
Согласно актуальным сведениям ЕГРН кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером "данные изъяты" определена по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" рублей "данные изъяты" копейки (Т.1 л.д.8).
Вместе с административным иском административный истец представил отчет об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ, составленный оценщиком Общества с ограниченной ответственностью "Негосударственное экспертное учреждение "ЭСКОНС", согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 5 февраля 2020 года составляет "данные изъяты" рублей (Т.1 л.д.16-65).
Как следует из материалов административного дела, в процессе его рассмотрения административный ответчик - Департамент имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа, возражал против удовлетворения иска, настаивал на недостоверности предоставленного истцом отчета об оценке, предоставив свои мотивированные возражения в письменном виде. Административный ответчик Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Государственная кадастровая оценка" также выразил несогласие с отчетом об оценке N от ДД.ММ.ГГГГ, письменные возражений содержатся в тексте апелляционной жалобы.
Определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 9 декабря 2020 года по настоящему административному делу назначена судебная экспертиза, проведение которой поручено эксперту ООО " "данные изъяты"" "данные изъяты" Н.Е, обязанность по оплате судебной экспертизы возложена на подателя жалобы административного ответчика Государственное бюджетное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа "Государственная кадастровая оценка".
Согласно заключению эксперта от ДД.ММ.ГГГГ N, при составлении отчета Обществом с ограниченной ответственностью "Негосударственное экспертное учреждение "ЭСКОНС" от ДД.ММ.ГГГГ N допущены нарушения требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, к описанию объектов оценки, к методам расчета стоимости объекта оценки, и иные нарушения, которые могли повлиять на определение итоговой величины рыночной стоимости. Экспертом выявлены методические ошибки в расчетах. Не обоснован отказ от реализации сравнительного подхода. Поправки по ряду факторов при расчете дохода от аренды участка выполнены методически неверно. Ошибки при выполнении математических действий не выявлены. Информация, используемая оценщиком, является достоверной, достаточной, проверяемой. Рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 5 февраля 2020 года составляет "данные изъяты" рублей.
В силу статьи 59 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта относится к числу доказательств по делу, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Указанное доказательство подлежит оценке судом в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в совокупности с другими доказательствами по делу.
В соответствии со статьей 82 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заключение эксперта должно содержать подробное описание проведенного исследования с указанием примененных методов, сделанные в результате его выводы и ответы на поставленные судом вопросы.
Эксперт, проводивший судебную экспертизу, предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, обладает достаточным профессиональным стажем и необходимой квалификацией для данной деятельности, что подтверждено соответствующими документами.
Заключение эксперта мотивировано, выводы предельно ясны, обоснованы исследованными экспертом обстоятельствами и не содержит противоречий.
Судебная коллегия по административным делам, исследовав заключение эксперта, сопоставив его содержание с материалами дела, приходит к выводу о его соответствии действующему законодательству Российской Федерации об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки, о том, что оно отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности.
Руководствуясь статьями 82, 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и положениями Закона об оценочной деятельности, судебная коллегия признает вышеназванное заключение эксперта надлежащим доказательством, подтверждающим с достоверностью рыночную стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты" по состоянию на 5 февраля 2020 года в размере "данные изъяты" рублей.
Лицам, участвующим в деле, копии заключения эксперта своевременно направлены посредством электронной почты, возражений относительно заключения эксперта в суд апелляционной инстанции не поступало. Каких-либо доказательств о рыночной стоимости объекта оценки в ином размере лицами, участвующими в деле, не представлено.
Учитывая, что доказательств, опровергающих указанную выше величину рыночной стоимости арендуемого Шукюровым З.Г.о. земельного участка, и сведений о его рыночной стоимости в ином размере лицами, участвующими в деле не представлено, то судебная коллегия приходит к выводу о необходимости изменения решения суда первой инстанции и установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, установленной заключением судебной экспертизы.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
Решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 сентября 2020 года изменить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером "данные изъяты", общей площадью "данные изъяты" кв.м, расположенного по адресу: "адрес", равной его рыночной стоимости в размере "данные изъяты" рублей, по состоянию на 5 февраля 2020 года.
В остальной части решение суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного бюджетного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа "Государственная кадастровая оценка" - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции, через суд Ямало-Нененецкого автономного округа, в течение шести месяцев со дня вынесения настоящего апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.