Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кондрашовой Н.В. на решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 9 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 20 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Кондрашовой Н.В. к государственному инспектору Хабаровского края по использованию и охране земель - ведущему специалисту эксперту отдела государственного земельного контроля Цой М.С, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Хабаровскому краю об отмене предписания.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Кондрашова Н.В. обратилась в Хабаровский районный суд Хабаровского края с вышеназванным административным исковым заявлением, просила отменить предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации от 13 мая 2019 года по делу N, вынесенное государственным инспектором Хабаровского края по использованию и охране земель - ведущим специалистом экспертом отдела государственного земельного надзора Цой М.С.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что на праве долевой собственности владеет земельным участком с кадастровым номером N по адресу "адрес", разрешенное использование - для ведения личного подсобного хозяйства. В результате проведения проверки соблюдения требований земельного законодательства были выявлены признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.7.1 КоАП РФ, и выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства со сроком устранения до 13 ноября 2019 года. Постановлением заместителя главного государственного инспектора Хабаровского края по использованию и охране земель производство по делу об административном правонарушении в отношении Кондрашовой Н.В. прекращено по основаниям, предусмотренным ст.24.5 КоАП РФ. В свою очередь предписание сохраняет свое действие. Предписанием на Кондрашову Н.В. возлагается обязанность освободить часть земельного участка с кадастровым номером N или оформить права на данный земельный участок. Земельный участок с кадастровым номером N оформлен в собственность ФИО15 15 октября 2018 года. Данный земельный участок образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N и земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Кадастровый номер N был присвоен земельному участку по "адрес" в с.Некрасовка 18 августа 2006 года в результате проведения ФИО15 межевания в соответствии с распоряжением главы сельского поселения "село Некрасовка" от 4 апреля 2006 года N. Право собственности Кондрашовых на земельный участок с кадастровым номером N площадью 1 953 кв.м. и жилой дом по адресу: "адрес" возникло в 1999 году.
Земельный участок Кондрашовых огорожен по всему периметру, при этом забор между земельными участками Кондрашовых и ФИО15 был восстановлен ФИО15 самостоятельно в прежнем размере и длине в 2013 году. О том, что ФИО15 поставил на кадастровый учет земельный участок с кадастровым номером N площадью 1 692 кв.м, административному истцу стало известно при составлении протокола об административном правонарушении. Межевание земельного участка ФИО15 было осуществлено без установления его границ на местности. Вынос кадастровых точек земельного участка ФИО15 не производился, описание закрепления на местности отсутствует. При таких обстоятельствах вывод должностного лица о том, что Кондрашова Н.В. использует часть земельного участка с кадастровым номером N площадью 80 кв.м без прав, предусмотренных законодательством, является формальным и не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Решением Хабаровского районного суда Хабаровского края от 9 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 20 мая 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований Кондрашовой Н.В. отказано.
27 ноября 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Кондрашовой Н.В, поданная через Хабаровский районный суд Хабаровского края 24 ноября 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование своей позиции административный истец указала на то обстоятельство, что местоположение забора по фактической границе, разделяющей земельные участки, было определено землепользователями до 1999 года и остается неизменным до настоящего времени. Суды фактически изменили основания принятого решения государственного инспектора. Доводы административного истца по существу оставлены без внимания.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 3 декабря 2020 года кассационная жалоба Кондрашовой Н.В. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 25 Земельного кодекса РФ права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости".
В соответствии с пунктом 5 статьи 71 Земельного кодекса РФ должностные лица органов государственного земельного надзора имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации (подпункт 1); осуществлять административное обследование объектов земельных отношений, оформлять его результаты соответствующим актом (подпункт 4); выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки (подпункт 5).
Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность (пункт 3 статьи 71 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 3 Положения о государственном земельном надзоре, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 2 января 2015 года N 1, предусмотрено, что Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства о недопущении самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок (подпункт "а"); предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений (подпункт "з").
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, в период времени с 6 по 13 мая 2019 года ведущим специалистом-экспертом отдела госземнадзора - государственным инспектором Хабаровского края по использованию и охране земель проведена внеплановая, выездная и документарная проверка соблюдения земельного законодательства, в ходе которой установлено, что земельный участок с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", разрешенное использование: для личного подсобного хозяйства, общей площадью 1953 кв.м принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО21 (1/3 доля), Кондрашовой Н.В. (1/3 доли), ФИО22 (1/6 доля), ФИО23 (1/6 доли). Границы земельного участка с кадастровым номером N не установлены в соответствии с действующим законодательством. В ходе визуального осмотра установлено, что земельный участок огражден по периметру всего земельного участка, используется под жилой дом, надворные постройки, древесно-кустарниковую растительность и огород.
В ходе проведенных геодезическим спутниковым оборудованием обмеров и камеральных работ установлено, что Кондрашова Н.В. фактически использует земельный участок в границах поворотных точек 100-121 общей площадью 1834 кв.м.
Поворотные точки 119, 118, 118, 116 и 115 зашли за границы земельного участка с кадастровым номером N, определенного поворотными точками 1g-15g, сведения о которых внесены в ЕГРН. Площадь наложения в границах поворотных точек d1, 7g, 6g, d2, 119, 118, 117, 116 и 115 составила 80 кв.м.
Документы, подтверждающие право пользования частью земельного участка с кадастровым номером N в границах поворотных точек d1, 7g, 6g, d2, 119, 118, 117, 116 и 115 площадью 80 кв.м, Кондрашовой Н.В. на момент проведения проверки представлены не были.
По данному факту 13 мая 2019 года государственным инспектором Хабаровского края по использованию и охране земель Кондрашовой Н.В. выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации, а именно: в срок до 13 ноября 2019 года освободить часть земельного участка с кадастровым номером N в границах поворотных точек d1, 7g, 6g, d2, 119, 118, 117, 116 и 115 площадью 80 кв.м, расположенного в кадастровом квартале N, по адресу: Хабаровский край, с.Некрасовка, с южной стороны земельного участка с кадастровым номером N согласно приложению 2 к акту проверки от 13 мая 2019 года N 124ВН/2019 или оформить права на данную часть земельного участка или иное предусмотренное действующим законодательством Российской Федерации.
Постановлением заместителя главного государственного инспектора Хабаровского края по использованию и охране земель от 16 мая 2019 года производство по делу об административном правонарушении в отношении Кондрашовой Н.В. прекращено по основаниям, предусмотренным ст.24.5 КоАП РФ.
По делу также установлено, что собственником земельного участка с кадастровым номером N является ФИО15. Границы земельного участка определены, сведения о поворотных точках внесены в государственный кадастр недвижимости.
Споры, связанные со смежной границей земельных участков с кадастровыми номерами N, неоднократно являлись предметом судебных разбирательств.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, сославшись на положения Земельного кодекса РФ, пришли к правильному выводу о том, что Кондрашовой Н.В. самовольно занят и фактически используется дополнительный земельный участок площадью 80 кв.м, являющийся частью земельного участка с кадастровым номером 27:17:0302103:2813 в границах поворотных точек d1, 7g, 6g, d2, 119, 118, 117, 116 и 115, при этом каких-либо документов, подтверждающих права Кондрашовой Н.В. на земельный участок в указанных границах, не представлено. Оспариваемое предписание вынесено должностным лицом в пределах предоставленных полномочий при наличии достаточных оснований и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Вопреки доводам кассационной жалобы, то обстоятельство, что забор на смежной границе участков был установлен предыдущим собственником ФИО25, и с 1999 года по настоящее время его местоположение остается неизменным, не порождает право административного истца на самовольное занятие части смежного земельного участка.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятого по делу судебного акта, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Хабаровского районного суда Хабаровского края от 9 января 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам суда Хабаровского краевого суда от 20 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кондрашовой Н.В. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.