Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 3 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 8 октября 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" к Министерству образования и науки Амурской области об оспаривании бездействия.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" обратилось в Благовещенский городской суд Амурской области с вышеназванным административным исковым заявлением, просило признать незаконным бездействие административного ответчика в исполнении поручений Президента Российской Федерации и Государственного Совета Российской Федерации.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что в целях исполнения пункта 25 Предложений добровольческих (волонтерских) организаций, утвержденных Перечнем поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации, и предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р административный истец направил в адрес административного ответчика обращение общественного объединения граждан в определении форм и сроков межсекторного взаимодействия в реализации мероприятий, отмеченных в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 15 января 2020 года. Отказ административного ответчика от межсекторного взаимодействия, предусмотренного распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 года N 2039-р, нарушает права, свободы и законные интересы детей, нуждающихся в помощи и защите государства, работу благотворителей и добровольцев по проведению профориентированных мероприятий и обеспечения реализации специальных программ, направленных на формирование у детей профессиональных навыков, лишают детей благотворительной помощи. Нарушение сроков ответа привело к срыву благотворительного мероприятия, запланированного на 9 мая 2020 года, нерациональному использованию средств благотворителей и трудовых ресурсов добровольцев.
Определением суда от 20 мая 2020 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство просвещения Российской Федерации.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 3 августа 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 8 октября 2020 года, в удовлетворении административных исковых требований благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" отказано.
1 декабря 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности", поданная через Благовещенский городской суд Амурской области 19 ноября 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и направлении дела на новое рассмотрение.
В обоснование своей позиции административный истец указал, что не получил возражения административного ответчика на апелляционную жалобу. Судом апелляционной инстанции не исследованы обстоятельства, подлежащие проверке по настоящему административному делу, не истребованы доказательства законности бездействия государственного органа. Обстоятельства, на которые ссылались стороны, должным образом не исследованы и не получили надлежащей оценки судом первой и апелляционной инстанций.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 3 декабря 2020 года кассационная жалоба благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с Перечнем поручений по итогам заседания Государственного совета, утвержденным Президентом РФ 16.01.2019 N Пр-38ГС органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано: обеспечить разработку межведомственных программ (подпрограмм) развития добровольчества (волонтерства), включающих в себя мероприятия, направленные на ресурсную поддержку, обучение, нематериальное стимулирование участников добровольческих (волонтерских) инициатив, проведение конкурсов на получение этими участниками различных форм поддержки и вовлечение в добровольческую (волонтерскую) деятельность граждан всех возрастов; при участии Федерального агентства по делам молодежи сформировать в субъектах Российской Федерации систему ресурсных центров по поддержке добровольчества (волонтерства) и осуществлять их методическое сопровождение; внедрить в субъектах Российской Федерации стандарт поддержки добровольчества (волонтерства), разработанный автономной некоммерческой организацией "Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов", а также обеспечить мониторинг его применения; на основе региональных организационных комитетов по проведению в Российской Федерации Года добровольца (волонтера) сформировать межведомственные советы по развитию добровольчества (волонтерства) и социально ориентированных некоммерческих организаций; проводить конкурсы на предоставление грантов социально ориентированным некоммерческим организациям, исходя из принципов и подходов, содержащихся в положении о порядке выделения грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, утверждаемом Фондом - оператором президентских грантов по развитию гражданского общества по согласованию с Координационным комитетом по проведению конкурсов на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества; обеспечить разработку с учетом лучших российских практик региональных программ, направленных на развитие паллиативной помощи, а также
реализацию этих программ.
Распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р утверждена Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, в реализации которой участвуют Министерство финансов Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации и другие заинтересованные федеральные органы исполнительной власти и организации, в том числе Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и другие.
Для улучшения взаимодействия на региональном уровне планируется составить региональные программы повышения уровня финансовой грамотности населения (или региональные программы с иным наименованием, направленные на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав потребителей финансовых услуг).
Для включения инициатив негосударственных, частных и общественных организаций в процесс реализации отдельных мероприятий настоящей Стратегии необходимо соблюдать следующие условия, которые возможно установить в соглашениях о сотрудничестве в рамках реализации настоящей Стратегии: содержание и формат любого обучения, используемого для реализации инициатив по просвещению населения, должны быть сбалансированы, беспристрастны, объективны и не связаны с коммерческими приоритетами, в частности учебные материалы не должны быть ориентированы на создание преимуществ для конкретной услуги или организации; конфликты интересов организаций и частных лиц в проведении мероприятий, связанных с просвещением населения, должны быть открытыми и управляемыми; образовательные ресурсы следует отделять от коммерческой информации и маркетинговой деятельности.
Все информационные, просветительские и образовательные ресурсы в рамках реализации мероприятий настоящей Стратегии, в том числе и те, которые разрабатываются, продвигаются или используются частными и некоммерческими заинтересованными сторонами, ориентируются на следующие критерии: адаптированность к национальной и региональной специфике, в том числе социальным, экономическим, культурным и лингвистическим аспектам; соответствие уровню знаний целевой аудитории - их общей грамотности, математическим умениям, финансовым знаниям, технологическим возможностям, стилю обучения и предпочтениям (следует избегать использования профессиональных терминов для неподготовленных пользователей (слушателей); справедливость - не допускается дискриминации соответствующих слоев населения (половой, возрастной, социальной, культурной, национальной); достоверность - представляется по возможности полная, актуальная, полезная и доступная информация.
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 18 января 2020 года организатором добровольческой деятельности добровольческого движения УРФИНГРАМ Королевым Ю.В. в адрес Министерства образования и науки Амурской области направлено обращение в целях исполнения предложений добровольческих (волонтерских) организаций в определении форм и сроков межсекторного взаимодействия в реализации мероприятий, указанных в Перечне поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания Государственного Совета (утв. Президентом Российской Федерации от 16.01.2019 N Пр-38ГС) и предусмотренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р "Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы". Добровольческое движение УРФИНГРАМ каждое воскресенье проводит открытые мероприятия по финансовой грамотности на одноименной платформе на безвозмездной и анонимной основе, не требующей предварительной подготовки. Минимальное количество участников 100 человек. Минимальное количество учреждений 10. В обращении содержится просьба определить дату и время мероприятия, ответственное лицо за регистрацию участников и межсекторное взаимодействие, предусмотренное распоряжениями Правительства и поручениями Президента Российской Федерации.
20 февраля 2020 года Министерством образования и науки Амурской области рассмотрено данное обращение, заместителем министра дан ответ, в котором сообщено, что во исполнение Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р, приказа Минобрнауки Амурской области от 19.01.2018 N 34 "Об утверждении дорожной карты" реализации стратегии повышения финансовой грамотности в образовательных организациях Амурской области на 2018-2020 годы" в целях повышения качества образования, уровня финансовой грамотности обучающихся, эффективности использования методов обучения и воспитания в образовательных учреждениях области, приказом министерства образования и науки Амурской области от 30.07.2019 N 914 утверждены: перечень муниципальных образовательных организаций области, реализующих в 2019/2020 учебном году в рамках образовательной программы основы финансовой грамотности; состав Координационного совета по введению основ финансовой грамотности в рамках образовательной программы в образовательных организациях области; "Дорожная карта" реализации в 2019/2020 учебном году в рамках образовательной программы основ финансовой грамотности. Представлена информация о контактном лице по взаимодействию по вопросам финансовой грамотности, информация о работе (мероприятиях), которые проводятся (запланированы) на территории Амурской области в рамках реализации программы по повышению финансовой грамотности. Сообщено, что добровольцы для участия в предлагаемых УРФИНГРАМ открытых мероприятиях по финансовой грамотности на одноименной цифровой платформе не определены. Также в ответе сообщалось, что текст обращения содержит признаки рекламы деятельности УРФИНГРАМ, раскрывается информация о его правах и налоговых льготах.
Для получения развернутой информации о конкретных действиях министерства предложено конкретизировать вопросы, взаимодействовать с контактными лицами, осуществлять мониторинг информации, размещаемой в открытом доступе.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций, принимая судебные акты, сослались на положения Перечня поручений по итогам заседания Государственного совета, утвержденного Президентом РФ 16.01.2019 N Пр-38ГС, Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р, и пришли к выводу о необоснованности доводов административного истца о бездействии Министерства образования и науки Амурской области в неисполнении поручений Президента Российской Федерации и Государственного совета Российской Федерации, утвержденных Президентом РФ 16.01.2019 и предусмотренных распоряжением Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р. Отказ административного ответчика от межсекторного взаимодействия материалами дела также не подтверждается, напротив, в ответе от 20 февраля 2020 года заявителю предложено конкретизировать вопросы и взаимодействовать по вопросам финансовой грамотности с контактным лицом - представителем пресс-центра ГАУ ДПО "Амурский областной институт развития образования" ФИО7.
Судами установлено, что в материалах дела отсутствует какая-либо информация о мероприятии, которое планировалось провести административным истцом на цифровой платформе УРФИНГРАМ, о его соответствии критериям, изложенным в подразделе 2 раздела V Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы. Из п.1.8 Устава общественного движения следует, что Благотворительное региональное молодежное общественное движение "Уроки финансовой и юридической грамотности" осуществляет свою деятельность в пределах г.Москвы в соответствии с действующим законодательством и Уставом. Сведения о том, что административный истец включен в реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой на территории Амурской области, доказательства заключения между уполномоченными органами государственной власти Амурской области и административным истцом соглашения о сотрудничестве в рамках реализации отдельных мероприятий Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 - 2023 годы в материалах дела отсутствуют. Административный истец обращается с требованием о признании незаконным бездействия государственного органа субъекта Российской Федерации, в котором, в соответствии с Уставом организации, свою деятельность не осуществляет.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы судов первой и апелляционной инстанций правильными, мотивированными, основанными на законе, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы. Существенных нарушений норм материального права, а также требований процессуального законодательства, повлиявших на исход судебного разбирательства, судами не допущено.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьей 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 3 августа 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 8 октября 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу благотворительного регионального молодежного общественного движения "Уроки финансовой и юридической грамотности" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.