Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФКУ "Исправительная колония N 2" УФСИН России по Сахалинской области на решение Смирныховского районного суда СахалинскоЙ области от 7 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 28 мая 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области к ФКУ "Исправительная колония N 2" УФСИН России по Сахалинской области, УФСИН России по Сахалинской области о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения относительно доводов кассационной жалобы прокурора Потаповой Е.Н, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Сахалинский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области обратился в Смирныховский районный суд Сахалинской области с вышеназванным административным исковым заявлением, с учетом уточненных требований просил признать незаконным бездействие ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области и УФСИН России по Сахалинской области, выразившееся в непринятии надлежащих мер по привлечению к труду осужденных, водворенных в штрафной изолятор и переведенных в помещения камерного типа в соответствии с требованиями Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста РФ от 16.12.2016 N 295, Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утвержденной приказом Минюста РФ N 130-дсп от 02.06.2003 и СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденные приказом Минстроя России от 20.10.2017 N 1454/пр; обязать УФСИН России по Сахалинской области в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать финансовое обеспечение расходов на оборудование рабочих камер (изолированного производственного участка) помещений штрафного изолятора, помещений камерного типа жилой зоны ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области в соответствии с требованиями Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста РФ от 16.12.2016 N 295, Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утвержденной приказом Минюста РФ N 130-дсп от 02.06.2003 и СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы.
Правила проектирования, утвержденные приказом Минстроя России от 20.10.2017 N 1454/пр; обязать ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать рабочие камеры (изолированный производственный участок) помещений штрафного изолятора, помещений камерного типа жилой зоны ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области в соответствии с требованиями Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста РФ от 16.12.2016 N 295, Инструкцией по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, утвержденной приказом Минюста РФ N 130-дсп от 02.06.2003 и СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденные приказом Минстроя России от 20.10.2017 N 1454/пр.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что 11-12 декабря 2019 года прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований уголовно-исполнительного законодательства в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, в ходе которой выявлено, что по состоянию на 11 декабря 2019 года ШИЗО жилой зоны исправительного учреждения включает в себя 11 камер общей наполняемостью 35 человек; ПКТ - 14 камер общей наполняемостью 48 человек. В ШИЗО фактически содержится 9 осужденных, в ПКТ - 12 осужденных. Все осужденные официально не трудоустроены, в период содержания в ШИЗО/ПКТ на работы не выводятся. Из указанного количества осужденных у 11 человек имеются исковые обязательства. Остатки денежных средств, имеющиеся на лицевых счетах осужденных, не позволяют производить из них удержания в счет возмещения обязательств. 12 декабря 2019 года администрацией ИК-2 предприняты меры для переоборудования камеры N 5 ШИЗО в рабочую камеру. В данной камере оборудуется одно рабочее место - монтируется одна швейная машина. Кроме указанной камеры N 5 ШИЗО других мест для осуществления трудовой деятельности осужденных, содержащихся в ШИЗО и ПКТ, в учреждении не имеется. Принятые руководством ИК-2 меры для оборудования одной рабочей камеры нельзя признать достаточными для исполнения требований уголовно-процессуального законодательства. Создание одной рабочей камеры с одним рабочим местом не дает возможность привлечь к труду всех осужденных, содержащихся в ШИЗО/ПКТ.
Решением Смирныховского районного суда Сахалинской области от 7 февраля 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 28 мая 2020 года, административные исковые требования Сахалинского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области удовлетворены: признано незаконным бездействие ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, УФСИН России по Сахалинской области, выразившееся в непринятии надлежащих мер по привлечению к труду осужденных, водворенных в штрафной изолятор и переведенных в помещения камерного типа, в соответствии с требованиями Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста РФ от 16.12.2016 N 295, и СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденные приказом Минстроя России от 20.10.2017 N 1454/пр. На УФСИН России по Сахалинской области возложена обязанность в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу организовать финансовое обеспечение расходов на оборудование рабочих камер (изолированного производственного участка) помещений штрафного изолятора, помещений камерного типа жилой зоны ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области в соответствии с требованиями Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста РФ от 16.12.2016 N 295, и СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденные приказом Минстроя России от 20.10.2017 N 1454/пр.
На ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области возложена обязанность в течении 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу оборудовать рабочие камеры (изолированный производственный участок) помещений штрафного изолятора, помещения камерного типа жилой зоны ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области в соответствии с требованиями Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста РФ от 16.12.2016 N 295, и СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденные приказом Минстроя России от 20.10.2017 N 1454/пр.
4 декабря 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, поданная через Смирныховский районный суд Сахалинской области 24 ноября 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене состоявшихся судебных постановлений и принятии нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
В обоснование своей позиции административный ответчик указал на неверное определение судом обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела, неправильное применение норм материального и процессуального права. УФСИН России по Сахалинской области только имеет право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными получателями бюджетных средств, к которым относится ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области. Решение об оборудовании рабочих камер не может быть исполнено в связи с тем, что имеющиеся площади не позволяют выполнить данное требование без внесения капитальных изменений в объект недвижимого имущества, принимать которое может только собственник ФСИН России. Свод правил, введенный в действие в апреле 2018 года, не может применяться к объекту уголовно-исполнительной системы 1947 года постройки. Не исследован вопрос, чем именно оборудовать камеры для привлечения к труду осужденных. Помещения штрафного изолятора и помещения камерного типа не предусматривают наличие в камерах электрических розеток.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 декабря 2020 года кассационная жалоба ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание стороны не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Потаповой Е.Н, изучив письменные возражения прокуратуры Сахалинской области, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не имеется.
В соответствии с ч. 1 ст.103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест. Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Осужденные, водворенные в штрафной изолятор, переведенные в помещения камерного типа или одиночные камеры, работают отдельно от других осужденных (ч. 3 ст. 118 УИК РФ).
Согласно п.26 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295, осужденные, водворенные в ШИЗО, переведенные в ПКТ или ЕПКТ, работают отдельно от других осужденных в специально оборудованных рабочих камерах.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 г. N 1454/пр утвержден и введен в действие "СП 308.1325800.2017. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования".
В соответствии с п.14.1 Свода правил процент вывода осужденных на работу в производственные мастерские, размещаемые в зданиях общежитий со строгими условиями отбывания наказания, ПКТ, ШИЗО, режимных корпусах ЕПКТ и ИК особого режима для осужденных ПЛС следует устанавливать заданием на проектирование. Как правило, процент вывода осужденных на работу в производственные мастерские в ИК общего, строгого, особого режимов, ЕПКТ следует принимать не более 87% при работе в две смены.
В силу пункта 14.4.4 Свода правил состав и площади помещений ДИЗО, ШИЗО, ПКТ, блока одиночных камер, режимного корпуса ЕПКТ, помещений производственных мастерских, размещаемых при ПКТ, ПКТ с ШИЗО, одиночных камерах с ШИЗО, ШИЗО, режимных корпусах ЕПКТ следует принимать по таблице 14.4.
Площадь рабочей камеры должна составлять 4 кв.м на одно рабочее место (п.25 таблицы).
Как усматривается из материалов дела и установлено судами, 11-12 декабря 2019 года Сахалинским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Сахалинской области проведена проверка в ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, в ходе которой установлено, что ШИЗО включает 11 камер общей наполняемостью 35 человек: камеры NN 1, 6-11 рассчитаны на 4 спальных места в каждой; камера N 2 - на 3 спальных места; камеры NN 3 и 4 - на 2 спальных места в каждой; N 5 - рабочая. ПКТ включает 14 камер общей наполняемостью 48 человек: помещения NN 1, 2, 5 и 7 рассчитаны на 2 спальных места в каждом; помещения NN 3, 4, 6, 8-14 рассчитаны на 4 спальных места в каждом. В ШИЗО содержится 9 человек, 5 из которых имеют исковые обязательства по приговорам. В ПКТ содержатся 12 человек, 6 из которых имеют денежные обязательства. Осужденные в учреждении официально не трудоустроены. В период нахождения в ШИЗО/ПКТ осужденные на работу не выводятся. В период проведения проверки приняты меры для переоборудования камеры N 5 ШИЗО в рабочую камеру, в которой оборудуется одно рабочее место швеи - монтируется одна швейная машинка. Кроме камеры N 5 иных мест для осуществления трудовой деятельности осужденных данной категории в настоящее время в учреждении не имеется.
Оценив представленные сторонами доказательства в соответствии со статьёй 84 КАС РФ, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что в штрафном изоляторе и помещении камерного типа ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, имеющими общую наполняемость 83 человека, создана только одна рабочая камера с одним рабочим местом, что свидетельствует о ненадлежащем исполнении администрацией исправительного учреждения своей обязанности по привлечению к труду осужденных.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов правильными, мотивированными, основанными на законе.
В обоснование своей позиции ответчики не ссылались на техническую невозможность создания дополнительных рабочих мест (изолированного производственного участка) в помещениях штрафного изолятора, камерного типа жилой зоны ФКУ ИК-2 УФСИН России по Сахалинской области, доказательств указанных обстоятельств суду не представили.
Доводы кассационной жалобы повторяют доводы апелляционной жалобы, аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку доказательств по делу, что в суде кассационной инстанции не допускается.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учётом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а окончательные выводы судов соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для отмены либо изменения принятых по делу судебных актов, предусмотренные статьёй 328 КАС РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Смирныховского районного суда Сахалинского области от 7 февраля 2020 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 28 мая 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФКУ "Исправительная колония N 2" УФСИН России по Сахалинской области - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.