Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зайцевой О.А.
судей Кудриной Я.Г, Римского Я.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Нескоромных С.В, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Нескоромных Д.С, Нескоромных И.С, Нескоромных З.С, на решение Ленинского районного суда г.Владивостока от 30 октября 2019 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 17 июня 2020 года по административному делу по административному исковому заявлению Нескоромных Л.А, Нескоромных С.В, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Нескоромных Д.С, Нескоромных И.С, Нескоромных З.С, к администрации г.Владивостока о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, объяснения представителя Нескоромных С.В. - Ночвиной И.Л, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения относительно доводов кассационной жалобы представителя администрации г.Владивостока - Бабаевой И.Р, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Нескоромных Л.А. и Нескоромных С.В, действующий в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Нескоромных Д.С, Нескоромных И.С, Нескоромных З.С, обратились в Ленинский районный суд г.Владивостока с вышеназванным административным исковым заявлением, просили признать незаконным бездействие администрации г.Владивостока, выраженное в непредоставлении Нескоромных Л.А, Нескоромных С.В, Нескоромных Д.С, Нескоромных И.С, Нескоромных З.С. земельного участка в установленные законом Приморского края N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае" сроки; возложить на администрацию г.Владивостока обязанность в 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение по заявлению Нескоромных Л.А. и Нескоромных С.В. о предоставлении в их собственность и собственность их детей Нескоромных Д.С, Нескоромных И.С, Нескоромных З.С. бесплатно земельного участка и направить Нескоромных Л.А. и Нескоромных С.В. оригинал указанного решения.
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что они являются родителями троих несовершеннолетних детей. Постановлением администрации г.Владивостока от 17 августа 2016 года N административные истцы включены в реестр граждан, подавших заявления о предоставлении земельного участка в соответствии с ЗК РФ, Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, законами Приморского края от 29 декабря 2003 года N 90-КЗ и от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ, присвоен реестровый номер N. С момента включения в реестр прошло более 180 дней, но земельный участок так и не был предоставлен, что является нарушением закона N 837-КЗ. Оспариваемое бездействие нарушает права и законные интересы административных истцов и их детей, т.к. препятствует предоставлению земельного участка, необходимого для строительства жилого дома и ведения подсобного хозяйства.
Решением Ленинского районного суда Приморского края от 30 октября 2019 года административные исковые требования Нескоромных Л.А. и Нескоромных С.В. частично удовлетворены: признано незаконным бездействие администрации г.Владивостока, выраженное в несоблюдении сроков рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка Нескоромных Л.А, Нескоромных С.В, Нескоромных Д.С, Нескоромных И.С, Нескоромных З.С. На администрацию г.Владивостока возложена обязанность принять меры по восстановлению прав Нескоромных Л.А, Нескоромных С.В, Нескоромных Д.С, Нескоромных И.С, Нескоромных З.С. с соблюдением порядка, установленного законом Приморского края "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющих трех и более детей, в Приморском крае".
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 17 июня 2020 года решение Ленинского районного суда Приморского края от 30 октября 2019 года отменено, принято новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований.
4 декабря 2020 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Нескоромных С.В, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Нескоромных Д.С, Нескоромных И.С, Нескоромных З.С, поданная через Ленинский районный суд г.Владивостока 30 ноября 2020 года, в которой ставится вопрос об изменении решения суда первой инстанции и отмене апелляционного определения.
В обоснование своей позиции административный истец указал, что резолютивная часть решения суда изложена неясно, в связи с чем возникла неопределенность в понуждении к исполнению юридической обязанности. Суд апелляционной инстанции в нарушение норм процессуального законодательства принял в качестве нового доказательства и учел при вынесении обжалуемого определения справку административного ответчика с новыми данными. Предоставленные административным ответчиком сведения об отсутствии свободных земельных участков для индивидуального жилищного строительства не соответствуют действительности.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 декабря 2020 года кассационная жалоба Нескоромных С.В, действующего в своих интересах и в интересах несовершеннолетних Нескоромных Д.С, Нескоромных И.С, Нескоромных З.С, передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание административные истцы не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации г.Владивостока - Бабаевой И.Р, представителя Нескоромных С.В. - Ночвиной И.Л, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частями 2 и 3 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления. Суд кассационной инстанции не вправе исследовать и приобщать к материалам дела новые доказательства, устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были опровергнуты судом первой и апелляционной инстанции.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Такие нарушения были допущены судами при рассмотрении настоящего дела.
Как усматривается из материалов дела, постановлением администрации г.Владивостока от 17 августа 2016 года N Нескоромных Л.А. и Нескоромных С.В. включены в реестр граждан, подавших заявления о предоставлении земельного участка (граждане в составе пяти человек: Нескоромных Л.А, Нескоромных С.В, Нескоромных Д.С, Нескоромных И.С, Нескоромных З.С.) с присвоением реестрового номера N.
До настоящего времени земельный участок административным истцам не предоставлен.
Признавая незаконным бездействие администрации г.Владивостока, выраженное в несоблюдении сроков рассмотрения вопроса о предоставлении земельного участка семье Нескоромных и возлагая на административного ответчика обязанность принять меры по восстановлению их прав, суд первой инстанции исходил из отсутствия доказательств того, что в установленный срок администрацией г.Владивостока не были приняты меры, направленные на предоставление заявителям земельного участка, и выполнены возложенные нормами действующего законодательства обязанности.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение об отказе в удовлетворении административных исковых требований, судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда пришла к выводу о том, что по итогам прошедших одиннадцати общественных обсуждений по вопросу выбора земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, для образования земельных участков в целях бесплатного предоставления гражданам, имеющих трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства одобрены 28 территорий. Ориентировочное количество образуемых земельных участков составляет 1500. В целях дальнейшего их предоставления указанной категории граждан проводится работа по разработке и утверждению документации по планировке одобренных территорий. В настоящее время существует дефицит земельных участков, пригодных для предоставления гражданам указанной категории. По состоянию на 21 октября 2019 года в реестр граждан, подавших заявление на предоставление земельных участков в соответствии с Законом Приморского края N 837-КЗ, включено 4 842 семьи, в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам, имеющим троих и более детей, включено 2 059 земельных участков, из них предоставлено гражданам указанной категории 2 058 земельных участков. Потребность в предоставлении составляет 2 783 земельных участка.
Учитывая данные обстоятельства, судебная коллегия пришла к выводу, что административным ответчиком принимаются меры по реализации Закона Приморского края N 837-КЗ, проведены общественные обсуждения по вопросу выбора земельных участков, одобрены 28 территорий, проводится работа по разработке и утверждению документации по планировке одобренных территорий, имеются объективные причины, не позволившие административному ответчику принять решение о предоставлении истцу земельного участка в течение 180 дней со дня включения его в реестр.
С выводами суда апелляционной инстанции согласиться нельзя по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 6 статьи 39.6 Земельного кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 5 Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ "О бесплатном предоставлении земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, в Приморском крае" в целях бесплатного получения земельного участка гражданин подает в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг заявление о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно (далее - заявление) с указанием фамилии, имени, отчества детей.
Уполномоченный орган местного самоуправления принимает решение о включении гражданина (граждан) в реестр граждан, имеющих право на получение земельного участка в соответствии с настоящим Законом (далее - Реестр), либо об отказе во включении в Реестр.
Уполномоченные органы местного самоуправления в течение 180 календарных дней со дня включения гражданина (граждан) в Реестр, а в случае присвоения гражданину нового реестрового номера в соответствии с частью 2 статьи 5(1) настоящего Закона - со дня присвоения нового реестрового номера, принимают решение о предоставлении в собственность бесплатно гражданину (гражданам) и его (их) детям земельного участка.
Согласно статье 4 Закона Приморского края от 8 ноября 2011 года N 837-КЗ образование земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам, а также их предоставление гражданам осуществляются уполномоченными органами местного самоуправления.
Образование земельных участков в целях их бесплатного предоставления в собственность гражданам осуществляется после проведения общественного обсуждения вопроса по выбору земельных участков.
Образованные земельные участки включаются в перечень земельных участков, предназначенных для предоставления гражданам в собственность бесплатно (далее - Перечень земельных участков).
При этом органом местного самоуправления не представлено достаточных, достоверных и бесспорных доказательств того, что формирование земельных участков для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства и их предоставление в собственность граждан в необходимом количестве в установленный законом срок (180 дней) невозможно, как не представлено доказательств принятия со стороны администрации исчерпывающих мер для исполнения возложенных на нее обязательств по формированию земельных участков.
В соответствии с частью 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ обязанность доказывания соответствия содержания оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, возлагается на орган, организацию, лицо, наделенное государственным или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В случае непредставления необходимых доказательств органом, организацией, лицом, наделенными государственными или иными публичными полномочиями и принявшими оспариваемые решения либо совершившими оспариваемые действия (бездействие), суд может истребовать необходимые доказательства по своей инициативе (часть 12 указанной статьи).
При рассмотрении настоящего дела вышеназванные требования закона судом апелляционной инстанции учтены не были.
Делая вывод о том, что в целях предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков администрацией проводится работа по разработке и утверждению документации по планировке одобренных территорий, судебная коллегия не дала оценки тому обстоятельству, что последнее постановление о проведении общественных обсуждений по вопросу выбора земельных участков и последнее общественное обсуждение по данному вопросу имели место в ноябре 2019 года, последняя жеребьевка в целях предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей, была назначена на 10 сентября 2019 года и касалась граждан, включенных в реестр с присвоением реестровых номеров 2113-2106.
Доказательств, свидетельствующих о том, что администрацией г.Владивостока после ноября 2019 года принимались меры к формированию земельных участков для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, административным ответчиком не представлено.
Также в материалах дела отсутствуют достаточные, достоверные и бесспорные доказательства того, что формирование земельных участков для предоставления гражданам, имеющим трех и более детей, для индивидуального жилищного строительства и их предоставление в собственность граждан в установленный законом срок (180 дней) невозможно по причине дефицита пригодных для этих целей земельных участков.
Таким образом, вопреки закрепленному в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации принципу состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 названного кодекса), который выражается, в том числе, в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63, части 8 и 12 статьи 226 названного Кодекса), меры для полного и правильного установления фактических обстоятельств административного дела, их всестороннего исследования судом апелляционной инстанции не приняты, юридически значимые для рассмотрения настоящего дела обстоятельства не установлены.
В связи с этим, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судебной коллегией по административным делам Приморского краевого суда допущены существенные нарушения норм материального права и норм процессуального права, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административных истцов, что служит основанием для отмены судебных актов и направления дела на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
При новом рассмотрении административного дела суду следует учесть изложенное выше и разрешить дело в соответствии с установленными по административному делу обстоятельствами и требованиями закона.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-331 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 17 июня 2020 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.