Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К, судей Ровенко П.А, Тымченко А.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу представителя административного ответчика Окружной администрации г. Якутска Ноговицыной Л.И. на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 августа 2020 года, принятое по административному делу по административному исковому заявлению Елисеевой В.П. к Окружной администрации г. Якутска об оспаривании решения об исключении из списка участников программы по обеспечению жильем.
Заслушав доклад судьи Зиганшина И.К, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, установила:
Елисеева В.П. обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением к Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения межведомственной комиссии от 11 октября 2018 года N 7 об исключении из сводного списка участников муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы города Якутска на 2009-2013 годы" и возложении обязанности восстановить ее в сводном списке участников программы.
В обоснование заявленных требований административный истец указала, что 31 марта 2010 года она была включена в сводный список участников муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы города Якутска на 2009-2013 годы" в связи с осуществлением трудовой деятельности в муниципальном учреждении "Городская стоматологическая поликлиника г. Якутска". Решением от 11 октября 2018 года она исключена из указанного списка в связи с увольнением по собственному желанию. С указанным решением она не согласна, поскольку уволена из учреждения бюджетной сферы в связи с выходом на пенсию при наличии у нее стажа свыше 15 лет.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2020 года в удовлетворении административных исковых требований Елисеевой В.П. отказано.
Признавая оспариваемое решение органа местного самоуправления об исключении Елисеевой В.П. из списков участников муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы города Якутска на 2009-2013 годы" законным, суд первой инстанции исходил из того, что на момент увольнения из муниципального учреждения в связи с выходом на пенсию Елисеева В.П. не имела 15-летнего стажа работы в организациях, финансируемых из местного бюджета, что согласно пункту 3.10 Порядка предоставления субсидий из местного бюджета в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы города Якутска" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения городского округа "город Якутск" на 2018-2022 годы" является основанием для исключения из сводного списка участников подпрограммы.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 августа 2020 года решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 18 июня 2020 года отменено, по делу принято новое решение об удовлетворении административного иска Елисеевой В.П, в соответствии с которым решение межведомственной комиссии N 7 от 11 октября 2018 года об исключении Елисеевой В.П. из сводного списка участников подпрограммы "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы города Якутска" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения городского округа "город Якутск" на 2018-2022 годы" признано незаконным, на Окружную администрацию г. Якутска возложена обязанность восстановить Елисееву В.П. в сводном списке участников подпрограммы "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы города Якутска" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения городского округа "город Якутск" на 2018-2022 годы" с даты включения ее в сводный список с 31 марта 2010 года.
Разрешая настоящее дело по существу, суд апелляционной инстанции исходил из того, что на момент включения административного истца в сводный список участников жилищной программы Положение о порядке предоставления субсидий в рамках реализации муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы города Якутска на 2009-2013 годы" не предусматривало исключение из списка участника программы в случае его увольнения с работы при отсутствии стажа определенной продолжительности, а последующие изменения требований к участникам программы относительно оснований включения и их исключения из числа участников муниципальной программы не могут ограничивать права Елисеевой В.П, поскольку положения нового нормативно-правового акта применяются к отношениям, возникшим после введения его в действие, и, соответственно, обратной силы не имеют, в связи с чем к рассматриваемым правоотношениям пункт 3.10 Положения о порядке предоставления субсидий из местного бюджета в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы города Якутска" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения городского округа "город Якутск" на 2018-2022 годы" применению не подлежит.
24 ноября 2020 года представителем административного ответчика Окружной администрации г. Якутска Ноговицыной Л.И. подана кассационная жалоба, поступившая в Девятый кассационный суд общей юрисдикции 4 декабря 2020 года, в которой ставится вопрос об отмене вынесенного по делу апелляционного определения и принятии нового решения об отказе в удовлетворении заявленных Елисеевой В.П. административных исковых требований
В обоснование кассационной жалобы заявитель указал, что Елисеева В.П. на законном основании исключена из сводного списка участников подпрограммы в соответствии с действующим Положением о порядке предоставления субсидий из местного бюджета в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы города Якутска" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения городского округа "город Якутск" на 2018-2022 годы", утвержденным постановлением Окружной администрации г. Якутска от 19 февраля 2018 года N 59п. Кроме того считает, что административным истцом пропущен срок обращения в суд с требованиями об оспаривании решения от 11 октября 2018 года, поскольку о его принятии Елисеевой В.П. было известно с 3 апреля 2019 года, а с настоящим иском она обратилась 29 июня 2019 года.
Лица, участвующие деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть административное дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции в силу части 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судом апелляционной инстанции таких нарушений, влекущих отмену обжалуемого судебного акта в кассационном порядке, не допущено.
Как следует из материалов дела, с 31 марта 2010 года на основании решения межведомственной комиссии Елисеева В.П, работавшая в муниципальном учреждении "Якутская стоматологическая поликлиника", была поставлена на жилищный учет в качестве нуждающейся в жилье и была признана участником муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы города Якутска (2009-2013 годы)".
Решением межведомственной комиссии от 11 октября 2018 года N 7 Елисеева В.П. исключена из списка участников программы на основании пункта 3.10 Положения о порядке предоставления субсидий из местного бюджета в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы города Якутска" муниципальной программы "Обеспечение жильем населения городского округа "город Якутск" на 2018-2022 годы", утвержденного постановлением Окружной администрации г. Якутска от 19 февраля 2018 года N 59п, в связи с несоответствием требованиям подпункта "б" пункта 2.1 указанного Положения и отсутствием стажа работы в муниципальном учреждении, финансируемом из бюджета городского округа "город Якутск", не менее 15 лет.
Как правильно установилсуд апелляционной инстанции, на момент включения Елисеевой В.П. в список участников муниципальной целевой программы в 2010 году действовало Положение о порядке предоставления субсидий в рамках реализации муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы города Якутска (2009-2013 годы)", утвержденное постановлением главы городского округа "Якутск" от 5 августа 2009 года N 75.
Согласно указанному Положению правом на участие в программе обладали дееспособные граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, проживающие на территории городского округа "город Якутск" и отвечающие требованиям, установленным пунктом 1 приложения N 4 к Программе, а именно: 1) работающие в органах местного самоуправления городского округа "город Якутск", муниципальных учреждениях, финансируемых из бюджета городского округа "город Якутск", а также работающие в муниципальных унитарных предприятиях городского округа "город Якутск", организациях, имеющих долю городского округа "город Якутск" в уставном капитале в размере более 50%, работающие не менее трех лет участковыми уполномоченными милиции, сотрудниками отдела по делам несовершеннолетних МОБ УВД г. Якутска, сотрудниками отдела по предупреждению правонарушений в сфере окружающей среды УВД г. Якутска, сотрудниками филиала Государственного учреждения пожарно-спасательной службы Республики Саха (Якутия) по городскому округу "город Якутск", сотрудниками организаций, осуществляющих бюджетный процесс в городском округе "город Якутск"; 2) нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
При этом на момент прекращения Елисеевой В.П. работы в муниципальном учреждении в январе 2012 года в связи с передачей учреждения в собственность Республики Саха (Якутия) Положение о порядке предоставления субсидий в рамках реализации муниципальной целевой программы "Обеспечение жильем работников бюджетной сферы города Якутска (2009-2013 годы)" не предусматривало исключение из списка участников программы в связи с увольнением из организаций, перечисленных в подпункте 1 пункта 1 приложения N 4 к Программе, и отсутствием стажа работы в данных организациях определенной продолжительности.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что Елисеева В.П. не может быть лишена права на получение субсидии, поскольку с учетом принципа правой определенности, сохранения стабильности правового регулирования, предсказуемости законодательной и правоприменительной политики административный истец, став участником жилищной программы на законном основании, независимо от последующего изменения правового регулирования в данной сфере, имела право рассчитывать на неизменность своего официально признанного статуса, приобретенного права на улучшение жилищных условий, действенности его государственной защиты, то есть быть уверенной в том, что приобретенное ей на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.
Указанные выводы суда апелляционной инстанции соответствуют обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, проверенными и оцененными судом по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, и согласуются с нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения и подлежащими применению в настоящем деле.
Доводы кассационной жалобы о пропуске административным истцом срока обращения в суд с настоящим административным исковым заявлением опровергаются материалами дела, которыми подтверждено, что Елисеева В.П. обратилась в суд в течение трех месяцев со дня получения ответа МКУ "Департамент жилищных отношений" городского округа "город Якутск" от 30 апреля 2019 года N 2922, из которого она узнала о принятом решении о ее исключении из сводного списка участников подпрограммы, дате и основаниях его принятия и, соответственно, из данного ответа Елисеевой В.П. стало известно о нарушении ее прав и законных интересов.
Поскольку судом апелляционной инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, нарушений норм процессуального права не допущено, оснований для отмены апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 августа 2020 года по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 329 и 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 августа 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации г. Якутска - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 24 августа 2020 года.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу принятого по административному делу решения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.