Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Аноприенко К.В, Старовойт Р.К.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО10, ФИО11, ФИО12 к администрации г. Тынды о признании незаконным распоряжения мэра г. Тынды, взыскании задолженности по выплате пенсии, по кассационной жалобе ФИО13, ФИО14, ФИО15
на апелляционное определение Амурского областного суда от 14 февраля 2020 года.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В, выслушав посредством видеоконференц-связи пояснения представителя администрации г. Тынды Чернощековой О.Г, возражавшей против доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
истцы обратились в суд с названным иском, указав, что занимали муниципальные должности в г. Тынде, приобрели право на получение пенсии за выслугу лет, что подтверждается вступившими в законную силу судебными актами. Однако администрацией г. Тынды были изданы распоряжения, согласно которым истцам установлены пенсии за выслугу лет на муниципальной должности в размере, не соответствующем требованиям законодательства.
С учетом уточненных исковых требований Черенков Е.П. просил признать незаконным распоряжение мэра г. Тынды от 18 июля 2019 года N 527р в части установления ему пенсии за выслугу лет в размере 1 000 рублей; взыскать с администрации г. Тынды задолженность по выплате пенсии за выслугу лет в размере 618 336, 70 рублей.
Шестак Л.Б. просила признать незаконным распоряжение мэра г. Тынды от 26 июня 2019 года N 433р в части установления ей пенсии за выслугу лет в размере 1 000 рублей, взыскать с администрации г. Тынды задолженность по выплате пенсии за выслугу лет в размере 444 492, 7 рублей.
Горожанкин Ю.А. просил признать незаконным распоряжение мэра г.Тынды от 26 июня 2019 года N 434 в части установления ему пенсии за выслугу лет в размере 500 рублей, взыскать с администрации г. Тынды задолженность по выплате пенсии за выслугу лет в размере 415 224, 1 рублей.
Решением Тындинского районного суда Амурской области от 28 августа 2019 года исковые требования Черенкова Е.П, Шестак Л.Б, Горожанкина Ю.А. удовлетворены частично. С администрации г. Тынды Амурской области за счет казны муниципального образования городской округ г. Тында Амурской области взыскана задолженность по выплате пенсии в пользу Черенкова Е.А. за период с 19 сентября 2018 года по 19 июля 2019 года в размере 422 233, 82 рублей, в пользу Шестак Л.Б. за период с 20 сентября 2018 года по 19 июля 2019 года в размере 116 698, 18 рублей, в пользу Горожанкина Ю.А. за период с 20 сентября 2018 года по 19 июля 2019 года в размере 144 997, 26 рублей. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 14 февраля 2020 года решение суда первой инстанции в части удовлетворения исковых требований отменено, принято в этой части новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В остальной части решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Черенков Е.П, Шестак Л.Б, Горожанкин Ю.А. просят об отмене апелляционного определения, оставлении в силе решения суда первой инстанции. Указывают на возникшее у них право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости, в процентном соотношении к базовому денежному вознаграждению по ранее занимаемым должностям. Полагают, что факт уклонения ответчика от назначения пенсии не может лишать их права требовать взыскания задолженности по выплате пенсии.
В возражениях на кассационную жалобу представитель администрации г. Тынды просит обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Судебное заседание проведено с использованием видеоконференцсвязи через Тындинский районный суд Амурской области.
Истцы, заявившие о проведении судебного заседания с использованием видеоконференц-связи через Тындинский районный суд Амурской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, об отложении рассмотрения дела не просили.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Выслушав представителя администрации г. Тынды, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений на нее, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемого судебного постановления не имеется.
Согласно Федеральному закону от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (пункт 4 статьи 7), также Федеральному закону "О муниципальной службе в Российской Федерации" (часть 1 статьи 24), условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим за счет средств местных бюджетов определяются актами органов местного самоуправления в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 21 Закона Амурской области от 31 августа 2007 года N 364-ОЗ "О муниципальной службе в Амурской области", частью 1 статьи 4 Закона установление и выплата пенсии за выслугу лет производятся в порядке, определенном муниципальными правовыми актами, с учетом порядка, предусмотренного для государственных гражданских служащих, и настоящей статьи.
Законом Амурской области от 30 июня 2008 года N 71-ОЗ "О некоторых гарантиях депутатам представительных органов муниципальных образований и лицам, замещающим муниципальные должности в Амурской области" установлено, что лица, замещавшие муниципальные должности и осуществлявшие свои полномочия на постоянной основе, имеют право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом "О страховых пенсиях", либо к пенсии, досрочно назначенной в соответствии с Законом Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации", исходя из размера денежного вознаграждения и срока замещения муниципальной должности в порядке и на условиях, установленных уставом муниципального образования и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (часть 1 статьи 4).
Согласно части 13 статьи 91 Устава города Тынды от 26 декабря 2014 года N 42-НПА, принятого решением Тындинской городской Думы от 26 декабря 2014 года N 221-Р-ТГД-VI, обращение за назначением пенсии за выслугу лет, установление, назначение, выплата, перерасчет, индексация пенсии за выслугу лет лицу, замещавшему муниципальную должность, производятся в порядке, установленном для муниципальных служащих города, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
В соответствии с пунктами 8, 9 Положения об условиях, размерах установления и назначения пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы города Тынды, утвержденного постановлением администрации города Тынды от 13 ноября 2018 года N 2388, пенсия за выслугу лет устанавливается по заявлению лица, претендующего на нее, решением комиссии по вопросам муниципальной службы в городе Тынде (далее - Комиссия) по представлению работодателя (представителя нанимателя), в случае ликвидации юридического лица - по представлению руководителя администрации города.
Назначение пенсии за выслугу лет оформляется правовым актом мэра города, осуществляющего полномочия главы муниципального образования города, на основании решения Комиссии.
Аналогичные нормы содержались в Положении о государственном пенсионном обеспечении муниципальных служащих города Тынды, утвержденном постановлением администрации города Тынды от 5 ноября 2014 года N 4168, действовавшем на момент обращения истцов с заявлением о назначении им пенсии за выслугу лет.
Судами установлено, что Черенков Е.П. занимал муниципальную должность "данные изъяты", общий стаж замещения муниципальной должности составил 5 лет 3 месяца 2 дня. 18 сентября 2018 года Черенков Е.П. обратился с заявлением о назначении ему пенсии за выслугу лет муниципальным служащим, замещавшим должности муниципальной службы г. Тынды.
Шестак Л.Б. в период с ноября 2009 года по сентябрь 2018 года замещала на постоянной основе муниципальные должности "данные изъяты", общий стаж замещения муниципальной должности составил 8 лет 10 месяцев 1 день.
Горожанкин Ю.А. занимал на постоянной (оплачиваемой) основе муниципальную должность "данные изъяты", общий стаж замещения муниципальной должности составил 1 год 6 месяцев 1 день.
Истцам в назначении пенсии ответчиком было отказано.
Судебными актами от 14 февраля 2019 года за Черенковым Е.П, Шестак Л.Б. и Горожанкиным Ю.А. признано право на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости, на администрацию г. Тынды возложена обязанность назначить пенсию за выслугу лет Черенкову Е.П. с 19 сентября 2018 года, Шестак Л.Б. и Горожанкину Ю.А. с 21 сентября 2018 года.
Истцам установлена пенсия за выслугу лет Черенкову Е.П. в размере 1000 рублей, Шестак Л.Б. в размере 1 000 рублей распоряжением мэра г. Тынды от 26 июня 2019 года N 433р, Горожанкину Ю.А. в размере 500 рублей распоряжением мэра г. Тынды от 26 июня 2019 года N 434р.
Указанные распоряжения были отменены в отношении Черенкова Е.П. распоряжением мэра г. Тынды от 8 августа 2019 года N 618р, в отношении Шестак Л.Б. распоряжением мэра г. Тынды от 8 августа 2019 года N 619р, в отношении Горожанкина Ю.А. распоряжением мэра г. Тынды от 8 августа 2019 года N 620р.
Отказывая в удовлетворении исковых требований о признании оспариваемых распоряжений органа местного самоуправления незаконными, суд принял во внимание, что данные распоряжения были отменены принявшим его органом до окончания рассмотрения дела.
Принимая решение о частичном удовлетворении исковых требований Черенкова Е.П, Шестак Л.Б, Горожанкина Ю.А. о взыскании задолженности по выплате пенсии за выслугу лет, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", частью 1 статьи 4 Закона Амурской области от 30 июня 2008 года N 71-03 "О некоторых гарантиях депутатам представительных органов муниципальных образований и лицам, замещающим муниципальные должности в Амурской области", статьями 90, 91 Устава города Тынды, исходил из наличия у истцов права на назначение данной пенсии, установленного вступившими в законную силу судебными постановлениями. Суд также пришел к выводу о том, что с учетом обстоятельств отмены оспариваемых распоряжений, права истцов могут быть восстановлены разрешением исковых требований о взыскании задолженности по выплате пенсии за выслугу лет.
Отменяя решение суда первой инстанции в удовлетворенной части и отказывая в иске, суд апелляционной инстанции указал, что в силу положений Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Закона Амурской области от 30 июня 2008 года N 71-ОЗ "О некоторых гарантиях депутатам представительных органов муниципальных образований и лицам, замещающим муниципальные должности в Амурской области" основанием для выплаты муниципальному служащему пенсии за выслугу лет является правовой акт органа местного самоуправления о назначении муниципальному служащему данной пенсии. Так как на момент принятия судом решения такой правовой акт в отношении каждого из истцов отсутствовал, возможность выплаты данной пенсии, взыскание задолженности по ее выплате, исключена.
Суд указал, что само по себе бездействие администрации г. Тынды по исполнению обязанности по назначению истцам указанной пенсии, возложенной на нее вступившими в законную силу судебными актами, основанием для взыскания судом задолженности по выплате пенсии являться не может. Судом первой инстанции не учтены положения Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", предусматривающие механизм принудительного исполнения указанных судебных актов, а также не принято во внимание то обстоятельство, что в отсутствие соответствующего акта органа местного самоуправления пенсионные права истцов, в том числе за пределами указанного истцами периода, данным решением восстановлены не будут.
Выводы суда апелляционной инстанции являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и подтверждены материалами дела.
Доводы кассационной жалобы истцов об их праве на получение пенсии за выслугу лет не опровергают выводы суда об отсутствии оснований для взыскания задолженности по пенсии без ее назначения, доводы истцов основаны на неправильном толковании вышеприведенных норм материального права, а потому не влекут отмену обжалуемого судебного постановления.
Выводы суда апелляционной инстанции являются правильными, в оспариваемом судебном постановлении подробно мотивированы, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
При таких обстоятельствах доводы кассационной жалобы являются несостоятельными, и они не могут повлечь отмену обжалуемого судебного постановления.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционное определение Амурского областного суда от 14 февраля 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО16, ФИО17, ФИО18 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.