Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Соловьевой О.В.
судей Старовойт Р.К, Власенко И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО9 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) об оспаривании решения об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности включить в страховой и специальный стаж периоды работы и назначении досрочной страховой пенсии
по кассационной жалобе УПФР РФ в г. Магадане Магаданской области (межрайонное)
на решение Магаданского городского суда от 16 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 16 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Соловьевой О.В, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Горюнова И.В. обратилась в суд с названным иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) (далее - УПФР РФ в г. Магадане Магаданской области (межрайонное)), указав, что решением ответчика от 25 февраля 2019 года N 34/2 года ей было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж не включены периоды ее работы с 1 августа 1994 года по 4 июня 1997 года в учреждении "Актюбинский родильный дом N 2" Республики Казахстан в должностях врача-лаборанта, врача-акушера-гинеколога. Не согласившись с решением пенсионного органа, с учетом уточненных исковых требований Горюнова И.В. просила признать незаконным отказ в назначении ей досрочной страховой пенсии по старости и возложить на ответчика обязанность назначить ей страховую пенсию по старости со дня обращения - 17 ноября 2018 года.
Представитель УПФР РФ в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) требования не признал, пояснив, что документы, подтверждающие спорный период работы, характер работы и информация о наличии оснований для назначения пенсии на территории иностранного государства в ответ на запрос пенсионного органа от компетентного органа Республики Казахстан не поступили, период документально не подтвержден.
Решением Магаданского городского суда от 16 января 2020 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 16 июня 2020 года, исковые требования Горюновой И.В. удовлетворены. Признано незаконным решение УПФР РФ в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) от 25 февраля 2019 года N 34/2 об отказе в установлении пенсии Горюновой И.В. На УПФР РФ в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) возложена обязанность включить в страховой и специальный стаж Горюновой И.В. период работы с 1 августа 1994 года по 4 июня 1997 года в учреждении "Актюбинский родильный дом N 2", назначить Горюновой И.В. досрочную страховую пенсию в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" с 17 ноября 2018 года. С УПФР РФ в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) в пользу Горюновой И.В. взыскана государственная пошлина в размере 300 рублей.
В кассационной жалобе УПФР РФ в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) просит состоявшиеся по делу судебные постановления отменить и принять новое решение. Указывает, что истребованные пенсионным органом документы, подтверждающие спорный период работы истца, характер работы и информация о наличии основания для назначения пенсии на территории иностранного государства, аналогичного пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", оформленные надлежащим образом, из компетентных органов Республики Казахстан в адрес управления в установленный срок не поступили. При обращении за назначением пенсии истцом представлена справка, оформленная ненадлежащим образом, в связи с чем период работы документально не подтвержден. Полагает, что необоснованно взысканы с пенсионного органа расходы по уплате государственной пошлины, поскольку УПФР в г. Магадане Магаданской области в силу положений статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.
В возражениях на кассационную жалобу Горюнова И.В. просит судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили. В соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, суд кассационной инстанции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ, основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Пенсионное обеспечение граждан, переселившихся на жительство в Российскую Федерацию из государств - участников Содружества Независимых Государств, регулируется Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (далее Соглашение).
В соответствии со статьей 1 названного Соглашения, пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В Российской Федерации пенсионное обеспечение граждан, переселившихся на постоянное проживание с территории государств-участников соглашений, осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", а также подзаконных нормативных актов, принятых в целях реализации названных федеральных законов, в частности Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 года N 1015 в отношении периодов страхового стажа, имевших место за пределами Российской Федерации.
При этом трудовой стаж, имевший место до 1 января 2002 года в государствах-участниках Соглашения от 13 марта 1992 года, приравнивается к страховому стажу. Периоды работы после 1 января 2002 года на территории названных государств подтверждаются справкой компетентных органов этих государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В целях реализации статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительство Российской Федерации в Постановлении от 16 июля 2014 года N 665 установило, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии с указанной статьей Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения:
- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
- список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;
- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Приказом Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года N 958н утвержден Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению.
К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13 марта 1992 года. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.
Судом установлено и следует из материалов дела, что решением УПФР РФ в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) от 25 февраля 2019 года N 34/2 года Горюновой И.В, обратившейся в заявлением 17 ноября 2018 года, было отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения) по причине отсутствия подтверждения необходимого специального стажа работы на день обращения, дающего право на назначение страховой пенсии по старости. По подсчетам пенсионного органа, специальный стаж лечебной деятельности Горюновой И.В. на день подачи заявления составил 27 лет 04 месяца 27 дней, что менее требуемых 30 лет. При этом из страхового стажа и специального стажа исключен период работы истца в Актюбинском роддоме N 2 Республики Казахстан с 1 августа 1994 года по 4 сентября 1997 года, общей продолжительностью 3 года 01 месяц 04 дня, в связи с отсутствием документов, подтверждающих период работы, информация о наличии основания для назначении пенсии на территории иностранного государства, аналогичного пункту 20 части 1 статьи 30 Закона N 400-ФЗ, истребованных из компетентных органов Республики Казахстан в соответствии с Соглашением.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения периода работы Горюновой И.В. периода с 1 августа 1994 года по 4 июня 1997 года в должности врача-лаборанта, врача-акушера-гинеколога в учреждении "Актюбинский родильный дом N 2" Республики Казахстан, суды исследовали юридически значимые обстоятельства, дали оценку представленным доказательствам в их совокупности, в том числе, трудовой книжке, справке государственного учреждения "Управление здравоохранения Актюбинской области" от 19 апреля 2018 года N 2-5-5/2171 о работе истца в учреждении "Актюбинский родильный дом N 2" на условиях полного рабочего дня и полной ставки с 1 августа 1994 года в должности врача-лаборанта, с 3 января 1995 года в должности врача-акушера-гинеколога, с указанием сведений о не предоставлении истцу отпуска без сохранения заработной платы, учебного отпуска, отпуска по уходу за ребенком, а также указанием сведений о прекращении деятельности учреждения и пришли в выводу о признании предоставленных доказательств допустимыми, подтверждающими осуществление истцом в спорный период на территории Республики Казахстан лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, подлежащей учету при решении вопроса о досрочном назначении пенсии.
Судебными инстанциями отмечено, что неполучение пенсионным органом ответа на свои запросы, направленные в департамент Комитета труда, социальной защиты и миграции Министерства труда и социальной защиты и миграции по Актюбинской области, не лишает истца права на досрочное назначение страховой пенсии, поскольку иное ставило бы возможность реализации Горюновой И.В. данного права в зависимость от надлежащего исполнения должностными лицами пенсионного органа, а также компетентного органа Республики Казахстан, своих должностных обязанностей, в том числе вытекающих из Соглашения. Судами отмечено, что доказательств, подтверждающих направление и получение компетентным органом Республики Казахстан запросов пенсионного органа г..Магадана, а также опровергающих представленные истцом сведения о спорном трудовом стаже, в ходе рассмотрения дела не представлено. С целью проверки обоснованности выдачи истцу 19 апреля 2018 года государственным учреждением "Управление здравоохранения Актюбинской области" справки уточняющей особый характер работы или условий труда, необходимых для назначения досрочной страховой пенсии, соответствующий запрос в указанное учреждение пенсионным органом не направлялся.
Выводы судов являются законными и обоснованными, основаны на правильном применении норм материального права и подтверждены материалами дела.
Ссылка в кассационной жалобе на то, что в предоставленной истцом справке не содержится сведений о том, в каком конкретно отделении работала истец, отклоняется, так как в справке содержатся необходимые сведения, требуемые для включения в льготный стаж работы, предусмотренный Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781, а именно врачи - специалисты всех наименований (кроме врачей - статистиков), осуществляющие деятельность в больницах, включая родильный дом.
Указание в жалобе на отсутствие учредительных документов организации, выдавших названную справку, не влечет отмену судебных актов. Указанная справка выдана государственным органом в сфере здравоохранения Актюбинской области, сомнений в ее достоверности у суда, а также представителя ответчика в ходе рассмотрения дела не вызникло.
Приведенные в жалобе ответчика доводы об отсутствии подтверждения компетентными органами Республики Казахстан периода работы истца на территории Казахстана являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, так как в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Оценка представленных доказательств относится к компетенции судов первой и апелляционной инстанций (статьи 198 и 330 ГПК РФ).
Доводы кассационной жалобы о необоснованном взыскании с пенсионного органа фактически понесенных истцом расходов по уплате государственной пошлины не соответствуют статье 98 ГПК РФ о возмещении истцу судебных расходов, понесенных по делу, в случае удовлетворения иска.
Принимая во внимание отсутствие предусмотренных частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений, кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Магаданского городского суда от 16 января 2020 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 16 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу УПФР РФ в г. Магадане Магаданской области (межрайонное) - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.