Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Шевцовой Т.С, судей Воробьевой Н.В. и Ковалёва С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры, действующего в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, к краевому государственному казенному учреждению "Хабаровское управление автомобильных дорог", Министерству транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, Министерству природных ресурсов Хабаровского края о возложении обязанности
по кассационной жалобе Министерства природных ресурсов Хабаровского края и кассационной жалобе Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края на решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 26 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 10 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи Воробьевой Н.В, прокурора Плетневу С.Н, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор Амурской бассейновой природоохранной прокуратуры обратился в суд в интересах Российской Федерации с иском к краевому государственному казенному учреждению "Хабаровское управление автомобильных дорог" (далее - КГКУ "Хабаровскуправтодор"), Министерству транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края о возложении обязанности, в котором с учетом уточнений просил возложить на КГКУ "Хабаровскуправтодор" обязанность в срок до 31 декабря 2021 года провести аварийно-ремонтные работы комплекса гидротехнических сооружений "Инженерная защита левого берега р. Амур в районе г..Хабаровска" по восстановлению и отсыпке тел запруд, с укреплением каменной наброской, до высотных отметок, указанных в рабочей документации по "Инженерной защите левого берега р. Амур в районе г..Хабаровска" ЗАО "Ленгипроречтранс", С-Петербург, 2004 года и досыпке камня на локальных участках верхового и низового участка берега р. Амур; возложить на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края и Министерство природных ресурсов Хабаровского края обязанность профинансировать выполнение указанных аварийно-ремонтных работ комплекса гидротехнических сооружений "Инженерная защита левого берега р. Амур в районе г..Хабаровска"; возложить на КГКУ "Хабаровскуправтодор" в срок до 31 декабря 2024 года обязанность провести реконструкцию объектов, входящих в "Инженерную защиту левого берега р.
Амур в районе г..Хабаровска", с разработкой новой проектной документации с проведением гидролого-гидрографических исследований для восстановления современной структуры русловых переформирований на Амуре под воздействием Пемзенской и Бешеной протоки и оценки работоспособности запруд в проектных режимах, с целью выбора оптимального варианта по реконструкции объекта; на КГКУ "Хабаровскуправтодор" возложить обязанность на постоянной основе осуществлять техническое обслуживание, эксплуатационный контроль комплекса гидротехнических сооружений "Инженерная защита левого берега р. Амур в районе г..Хабаровска" в соответствии с требованиями действующего законодательства о безопасности гидротехнических сооружений; возложить на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края и Министерство природных ресурсов Хабаровского края обязанность профинансировать реконструкцию объектов, входящих в "Инженерную защиту левого берега р. Амур в районе г..Хабаровска", и мероприятия по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю комплекса гидротехнических сооружений "Инженерная защита левого берега р. Амур в районе г..Хабаровска".
В обоснование заявленных требований указано, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения КГКУ "Хабаровскуправтодор" требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений установлено, что в конце 1990-х годов вследствие масштабного перераспределения стока воды основное русло р. Амур переместилось в протоку Пемзенская, в результате чего возникли угрозы разрушения совмещенного мостового перехода через р. Амур и федеральной автодороги "Чита-Хабаровск", существенного затруднения судоходства в р. Амур вблизи г..Хабаровска и ряда других негативных явлений. В целях предотвращения негативного развития русловых процессов по заказу Амурского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов в 2003 году разработана проектная документация на строительство комплекса гидротехнических сооружений "Инженерная защита левого берега р. Амур в районе г..Хабаровска", состоящего из переливных запруд на протоках Пемзенская и Бешеная и участка берегоукрепления на основном русле р. Амур (далее - ГТС). ГТС включены в перечни строек и объектов для федеральных государственных нужд, финансируемых за счет государственных капитальных вложений, утверждаемые распоряжениями Правительства Российской Федерации (федеральные адресные инвестиционные программы 2003-2006 годов). В связи с отсутствием у Амурского бассейнового управления Федерального агентства водных ресурсов подведомственной организации, способной осуществлять функции заказчика-застройщика, на основании ходатайства Министерства природных ресурсов Российской Федерации распоряжением Губернатора Хабаровского края от 21 октября 2003 года N 886-р государственным заказчиком строительства ГТС было определено КГКУ "Хабаровскуправтодор", что обусловило прием гидротехнического сооружения после ввода в эксплуатацию в краевую собственность.
Собственником ГТС является КГКУ "Хабаровскуправтодор", которым обязательные мероприятия по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю, текущему ремонту, систематическому анализу причины снижения безопасности ГТС, разработке и реализации мер обеспечения технически исправного состояния, его безопасности и финансирования этих мер, предотвращению аварии и регулярным обследованиям ГТС, осуществлению капитального ремонта, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС в случае его несоответствия обязательным требованиям, не проведены, наличие соответствующих обязательным требованиям квалифицированных работников не обеспечено.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство природных ресурсов Хабаровского края, в качестве третьего лица - Министерство финансов Хабаровского края.
Решением Кировского районного суда г. Хабаровска от 26 декабря 2019 года исковые требования Хабаровского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворены частично.
На КГКУ "Хабаровскуправтодор" возложена обязанность в срок до 30 июня 2022 года провести аварийно-ремонтные работы комплекса гидротехнических сооружений "Инженерная защита левого берега р. Амур в районе г. Хабаровска" по восстановлению и отсыпке тел запруд, с укреплением каменной наброской, до высотных отметок, указанных в рабочей документации по "Инженерной защите левого берега р. Амур в районе г. Хабаровска" ЗАО "Ленгипроречтранс", С-Петербург, 2004 года, и досыпке камня на локальных участках верхового и низового участка берега р. Амур.
На Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края и Министерство природных ресурсов Хабаровского края возложена обязанность профинансировать выполнение КГКУ "Хабаровскуправтодор" аварийно-ремонтных работ комплекса гидротехнических сооружений "Инженерная защита левого берега р. Амур в районе г. Хабаровска" по восстановлению и отсыпке тел запруд, с укреплением каменной наброской, до высотных отметок, указанных в рабочей документации по "Инженерной защите левого берега р. Амур в районе г. Хабаровска" ЗАО "Ленгипроречтранс", С-Петербург, 2004 года, и досыпке камня на локальных участках верхового и низового участка берега р. Амур.
На КГКУ "Хабаровскуправтодор" возложена обязанность в срок до 30 июня 2025 года провести реконструкцию объектов, входящих в "Инженерную защиту левого берега р. Амур в районе г. Хабаровска" с разработкой новой проектной документации с проведением гидролого-гидрографических исследований для восстановления современной структуры русловых переформирований на Амуре под воздействием Пемзенской и Бешеной протоки и оценки работоспособности запруд в проектных режимах, с целью выбора оптимального варианта по реконструкции объекта.
На Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края и Министерство природных ресурсов Хабаровского края возложена обязанность профинансировать реконструкцию объектов, входящих в "Инженерную защиту левого берега р. Амур в районе г. Хабаровска".
В остальной части иска отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 10 июня 2020 года указанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края и Министерства природных ресурсов Хабаровского края ставится вопрос об отмене состоявшихся по делу судебных актов и принятии нового судебного постановления об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В возражении на кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Хабаровского края Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании суда кассационной инстанции прокурор Плетнева С.Н. возражала против отмены судебных постановлений, считая их законными и обоснованными.
Иные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства в кассационном порядке, в судебное заседание не явились.
В соответствии с частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) неявка в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции лица, подавшего кассационные жалобу, представление, и других лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб и возражения, выслушав прокурора, суд кассационной инстанции находит кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.
Судом установлено и из материалов дела следует, что собственником гидротехнических сооружений "Инженерная защита левого берега р. Амур в районе г. Хабаровска" протяженностью 5 933 п.м. является Хабаровский край. Указанные ГТС переданы КГКУ "Хабаровскуправтодор" на праве оперативного управления.
Обеспечение безопасности ГТС осуществляется в рамках полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, закрепленных в статье 5 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений". В рамках реализации указанных полномочий на территории Хабаровского края постановлением Правительства Хабаровского края от 7 февраля 2014 г. N 27-пр утверждена государственная программа Хабаровского края "Развитие водохозяйственного комплекса Хабаровского края", предусматривающая, в том числе мероприятия, направленные на обеспечение безопасности гидротехнических сооружений, содержание и эксплуатацию гидротехнических сооружений, находящихся в краевой государственной собственности, в период 2014-2021 годов.
Ответственным исполнителем Программы является Министерство природных ресурсов Хабаровского края. Ответственным исполнителем пункта 2.6 (Содержание и эксплуатация гидротехнических сооружений, находящихся в краевой государственной собственности) Перечня основных мероприятий Программы является Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края.
По результатам проведенной Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение требований статей 8, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", статьи 3 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" КГКУ "Хабаровскуправтодор" обязательные мероприятия по техническому обслуживанию, эксплуатационному контролю, текущему ремонту, систематическому анализу причины снижения безопасности ГТС, разработке и реализации мер обеспечения технически исправного состояния, его безопасности и финансирования этих мер, предотвращению аварии и регулярным обследованиям ГТС, осуществлению капитального ремонта, реконструкции, консервации и ликвидации ГТС в случае его несоответствия обязательным требованиям, не проведены, наличие соответствующих обязательных требованиям квалифицированных работников не обеспечено.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции, с которым согласился суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями статей 210, 216, 269 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 8, 9 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", статьи 1, пункта 1 статьи 34, части 2 статьи 57 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", СНИП 33-01-2003 "Гидротехнические сооружения. Основные положения", утвержденными Приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. N 623, с учетом установленных по делу обстоятельств, принимая во внимание выводы, изложенные в отчете ООО "Бизнесстройальянс" от декабря 2019 года N 2019/6-ПЗ, выполненном в рамках государственного контракта, заключенного с КГКУ "Хабаровскуправтодор", исходил из того, что эксплуатация спорного ГТС в текущем состоянии создает условия для возникновения чрезвычайной ситуации на территории г. Хабаровска, в связи с чем возложил на КГКУ "Хабаровскуправтодор", которому указанное ГТС передано в оперативное управление, обязанность по проведению аварийно-ремонтных работ ГТС, а также реконструкции с разработкой новой проектной документации с проведением гидролого-гидрографических исследований для восстановления современной структуры русловых переформирований на Амуре под воздействием Пемзенской и Бешеной протоки и оценки работоспособности запруд в проектных режимах, с целью выбора оптимального варианта по реконструкции объекта. Финансирование указанных мероприятий суд возложил на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края и Министерство природных ресурсов Хабаровского края.
Выводы судов являются законными и обоснованными, соответствуют правильно примененным нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Довод заявителей о том, что срок финансирования производства работ судом не установлен, был предметом оценки суда апелляционной инстанции и мотивированно отклонен.
Иные приведенные заявителями в кассационных жалобах доводы, в том числе о неполном выяснении имеющих значение для разрешения спора обстоятельств, о необходимости привлечения к участию в деле собственника водного объекта, о недоказанности необходимости проведения реконструкции ГТС, о несогласии с возложением на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края и Министерство природных ресурсов Хабаровского края обязанности по финансированию проведения аварийно-ремонтных работ ГТС, а также работ по реконструкции не подтверждают существенных нарушений норм материального права и норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не являются достаточным основанием для пересмотра судебных актов в кассационном порядке. По существу доводы жалоб направлены на переоценку доказательств по делу и установленных фактических обстоятельств, что не входит в полномочия суда при кассационном производстве.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 390 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Кировского районного суда г. Хабаровска от 26 декабря 2019 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 10 июня 2020 года оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Хабаровского края и кассационную жалобу Министерства транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.